За образцовую работу штаба
        ДРАТЬСЯ с большевистской настойчивостью

КОММУНИСТЫ ШТАБОВ! ПОКАЖИТЕ ПРИМЕР
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

ШТАБНЫЕ ЯЧЕЙКИ - ОПОРА КОМАНДОВАНИЯ
В БОРЬБЕ ЗА СКОЛОЧЕННЫЕ КРЕПКИЕ ШТАБЫ

ЦЕННЫЙ ОПЫТ ШТАБНОЙ ЯЧЕЙКИ
        Г.ШИТАРЕВ.
        Опыт ячейки штаба нашей дивизии, хорошо развернувшей работу, заслуживает серьезного внимания.
        Ячейка оформилась всего лишь два с половиной месяца назад. Однако, несмотря на такой короткий срок, она сумела неплохо развернуть партийно-политическую работу по обеспечению важнейших участков работы штаба. Первым таким участком, на котором ячейка проявила большевистское упорство и настойчивость, является командирская учеба.
        Еще недавно в командирской учебе были бесплановость и низкое качество занятий. Расписание занятий составлялось на один учебный день и вывешивалось за день или в самый день занятий. Очень часто и такое расписание отсутствовало, и командиры, приходя на командирскую учебу, часто не знали, чем будут заниматься. Ясно, что эта бесплановость вредно отражалась на самоподготовке к занятиям. Посещаемость занятий заставляла желать много лучшего. Она не превышала 80 процентов. Низко было и качество занятий, так как руководители плохо готовились.
        Как подошла ячейка к укреплению своего участка работы? Прежде всего на президиуме и партсобрании была заслушана информация начальника штаба о состоянии и ходе командирской учебы. По докладу ячейка вынесла целый ряд конкретных решений, которые и были поставлены секретарем ячейки перед начальником политотдела. В то же время собрание заостряло внимание перед коммунистами как руководителями, так и слушателями о повышении ответственности за ход и качество командирской учебы. Особый упор ячейка сделала на развертывание соревнования в командирской учебе. В результате налицо значительное повышение качества командирской учебы. Вот факты.
        План командирской учебы составляется уже теперь на месяц и в нем точно указано когда, где и какие проходят занятия, что нужно проработать к очередной теме. Руководитель разрабатывает материалы для каждого слушателя по очередной теме. Все это плюс специально организованный военно-политический кабинет с хорошо налаженной консультацией послужило тому, что командиры стали готовиться к занятиям вплоть до организации бригадной проработки предстоящих тем в вечернее время. Посещаемость занятий стала стопроцентной. Срывы занятий исчезли совсем.
        Социалистическое соревнование между командирами и работниками штабов, находившееся ранее в зачаточном состоянии, развернулось во всю ширь. Все коммунисты и значительная часть беспартийных сейчас соревнуются ко конкретным вопросам командирской учебы. Так, секретарь ячейки тов. Деревнин соревнуется с тов. Просмушкиным по изучению на "хорошо" материальной части пушки, по программе решений XVII партконференции и на лучшее выполнение стрельб. Товарищи Ганкин и Занке взяли и выполняют обязательство - отлично стрелять из "нагана", хорошо - из винтовки, составить план самоподготовки и прорабатывать темы по первоисточникам, полностью наносить обстановку на карты и прорабатывать соответствующие пункты уставов.
        На ряду с командирской учебой шла упорная работа по повышению стрелковой подготовки работников политотдела и штаба. Главное внимание было сосредоточено на систематической тренировке. Тренировка по утрам, занятия в специальном кружке по изучении материальной части в вечернее время, товарищеский буксир и соревнование создали резкий перелом в стрелковой подготовке. Если раньше было значительное количество работников, не выполнявших упражнения, то сейчас их становится все меньше и меньше. Товарищ Елисеев, не выполнявший раньше упражнения, теперь выполняет их полностью. В ворошиловский конкурс он выполнял упражнение на "хорошо". Инструктор подива тов. Мокревский прямо говорит:
        - Ячейка крепко поставила дело со стрельбами. Это я чувствую по себе. Раньше я стрелял плохо, а теперь благодаря систематической тренировке последние три упражнения выполнил.
        Ячейка не забывает вынесенных решений и периодически проверяет их выполнение. Спустя две декады после обсуждения доклада о командирской учебе на президиуме был специально заслушан доклад о ходе выполнения мероприятий по командирской учебе, а также индивидуальный доклад члена партии тов. Попова о том, как у него идет командирская учеба и самоподготовка. Все это повышает ответственность со стороны коммунистов за выполнение отдельных мероприятий и делает эти мероприятия действенными, направленными на действительное улучшение работы.
        Укрепляя командирскую учебу, ячейка не забыла и марксистско-ленинское воспитание членов партии и штабных работников. До организации ячейки при штабе не было ни школ, ни кружков, и коммунисты занимались где попало, а значительная часть и совсем не занималась, не говоря уже о беспартийных товарищах. Сейчас работает кружок ленинизма, который охватывает 12 работников штаба.
        Оказав помощь командованию в поднятии командирской учебы и марксистско-ленинского воспитания, ячейка подошла вплотную к вопросам обеспечения других, не менее важных участков штабной работы. Подведя итоги боевой эстафеты им. XVII партконференции, ячейка направила свое внимание на помощь командованию в рационализаторской работе и индивидуальной отработке штабного командира. Тут важно отметить, что в подходе к такому важнейшему вопросу ячейка, так же как и к командирской учебе, не допускает ничего, могущего подменять функции командования. Прежде всего ячейка заслушала на президиуме информацию начальника штаба о том, какие мероприятия намечаются по рационализации штабной работы. Обсудив этот вопрос, ячейка определила свои конкретные задачи, формы и методы осуществления намеченных мероприятий. Для лучшего руководства этой работой ячейка специально выделила члена партии - изобретателя и рационализатора тов. Фролова.
        Очередной вопрос, который поставлен ячейкой в повестку дня, это вопрос изучения и обобщения опыта работы штабного командира на отрядных учениях.
        Вполне понятно, что после этого, хотя и краткого освещения опыта работы штабной ячейки напрашивается вопрос: что лежит в основе этих успехов, которых ячейка добилась, несмотря на короткий срок своей работы? Первое то, то ячейка правильно поняла свои задачи как штабной ячейки и всю работу направляет на помощь командованию в выполнении важнейших задач, не допуская абсолютно ни в чем попыток подменить командование, взять на себя неполагающиеся функции.
        Второе, что необходимо отметить - это хорошее руководство начальника политотдела.
        И, наконец, в-третьих, ячейка с организационной стороны сумела с самого начала хорошо планировать свою работу, умело создать силы и создать ответственность у каждого коммуниста к работе через систематический контроль.
        Расстановка сил как внутри президиума, так и вообще в ячейке проведена с таким расчетом, чтобы обеспечить все наиболее важные участки работы. Секретарь ячейки тов. Деревнин ведает общими вопросами руководства, член президиума тов. Барский руководит партийным просвещением, кандидат президиума тов. Абросимов специально занимается командирской учебой. В таком порядке нагружены и остальные члены партии. Практикуется как метод индивидуальных заданий, так и выполнение работ в порядке директив и конкретных решений президиума или общего собрания по тому или иному вопросу.
        Все это и помогает ячейке правильно строить работу и добиваться хороших результатов в обеспечении основных, важнейших задач, стоящих перед штабом.

ЗА ЧЕТКОСТЬ И ВНИМАНИЕ МЕЛОЧАМ
        Р.
        В N об'единенной военной школе для проработки вопросов управления из начсостава созданы специальное штабные группы (штаб полка и штабы батальонов). Комсостав тренируется на штабных должностях в составлении оперативных документов, но совершенно не затрагивает проработки вопросов управления в низовых звеньях - в роте, взводе. Между тем организация управления в этих подразделениях требует к себе внимания, тем более, что здесь приходится управлять непосредственно под огнем противника, в условиях ограниченной возможности применения технической связи.
        Умелой работе штабов по организации управления боем должна соответствовать такая же умелая работа в отношении самих подразделений.
        Распространенной формой управления командира роты и взвода является служба посыльных. Эта служба иногда осуществляется без учета возможностей ее применения, в результате чего по полю боя, под действительным пулеметным и ружейным огнем противника, двигаются по всем направлениям пешие посыльные, скачут всадники.
        Сигнализация применяется слабо, не все бойцы твердо знают установленные БУП, ч. I, условные знаки и сигналы. Мало внимания уделяется мелочам, имеющим громаднейшее значение в вопросах управления. К примеру укажем на один факт из отрядного учения.
        Колонна батальона двигалась в условиях вероятного нападения воздушного противника. Сигналами воздушной опасности были установлены ракеты и сигнал на сигнальном рожке. Сигналист с сигнальным рожком и сигнальщик с ракетами двигались при штабе в головной охраняющей части. При появлении штурмовиков противника, замеченных заблаговременно, у сигналиста мундштук сигнального рожка оказался в кармане брюк, а у сигнальщика ракета никак не хотела скоро вылезти из мешка, вскинутого за спину. В результате сигналы были даны только тогда, когда штурмовики "побрили" всю колонну. Их появление было совершенно неожиданным для колонны, так как в ротах не были назначены свои сигнальщики, и расчленение началось по примеру головной роты, услыхавшей сигнал.
        Приведенный пример показывает, что четкость работы, своевременная готовность к ее выполнению и проверка этой готовности приобретают в управлении важное значение.
        Перед начсоставом стоит задача - проработать управление в роте и взводе во всех его деталях, добиться выработки четких практических приемов управления и воспитывать на них младший начсостав и бойцов.
        Посыльные для связи к вышестоящему начальнику обычно высылаются в одиночку. Нам кажется, что целесообразнее высылать двух связных. Одному из них дается указание остаться при командире батальона, и ему комроты должен указать, где будет его последующий командный пункт. Второго командир батальона направляет обратно в роту и также указывает, где будет его последующий командный пункт. Таким образом, у командира батальона и у командира роты будет налажена бесперебойная связь посыльными.
        Связь ракетами имеет большое применение. Даже в приводимых в нашей печати примерах организации связи высшими штабами пакеты играют главенствующую роль. Каждый начальник, включительно до командира взвода, стремится установить ряд своих сигналов ракетами. В результате над полем боя непрерывный фонтан ракет всех цветов, сбивающих всех с толку. Отсюда ясно, что организацию связи ракетами надо упорядочить. При проработке плановой таблицы боя связь ракетами нужно устанавливать в действительно необходимых случаях и главным образом для связи передовых пехотных частей с артиллерией. Нужно строго ограничить, кто может пользоваться ракетами как средством связи.
        Цвета ракет можно распределять по подразделениям. Например, I батальон - белый, П - синий, III - зеленый, штаб .полка - желтый, танки - красный и т.д. В этом случае количеством ракет будет определяться тот или другой сигнал. Распределение ракет по цветам и по подразделениям дает возможность определить, кто именно подает сигнал, что важно для артиллерии, в особенности в ночном бою.
        Теперь о высылке делегатов связи. Принята обычная формулировка распоряжений высылки: "т. Григорьев, вы - делегат связи в соседний справа полк, штаб его в N". Подобная высылка делегата теряет свою ценность. При высылке необходимо указывать, что будет интересовать высылающего в обстановке соседа, на что в особенности обращать внимание, куда и каким способом высылать донесение, куда и когда будет перемещаться командные пункт высылающего. Вопросы управления настолько многогранны, настолько требуют четкости, продуманности, внимания к мелочам, неослабного контроля, что для выработки навыков управления требуется продуманная и сложная система подготовки командира и большая практика на всех тактических занятиях на картах, в поле и учениях с войсками.

Ближе к условиям действительной обстановки
        И.СИДЕНКОВ. Ленинград.
        В ПОРЯДКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
        В данной статье мы хотим поделиться опытом одного штабного учения на тему: "Марш дивизии двумя колоннами для занятия оборонительного рубежа", в котором участвовали штаб дивизии, штабы полков и рота связи дивизии. Руководитель учения дал участникам общую обстановку, частную обстановку, приказ на марш и приказание на разведку. В результате в первой половине учения штаб дивизии работал с неполной нагрузкой, потому что руководитель сделал все документы, которые должен был заготовит штадив, и последнему осталось только нанести всю обстановку на карту, ждать когда полки дадут свои приказы, и фиксировать положение. Что касается штабов полков, то они с первой же минуты учения работали с полной нагрузкой.
        Нам кажется, что для штабных учений руководитель должен дать только общую обстановку и приказ вышестоящего соединения, а остальное должен сделать играющий штаб.
        На разбираемом нами учении приказ на марш дивизии и составление плана разведки сделал бы штадив и потом передал бы это в штабы полков. Чтобы не задерживать работы штабов полков и не растягивать времени учения штадив мог бы проделать эту работу накануне учения или рано утром.
        Теперь о характере заданий. Внешность и содержание их обычно шаблонна. Как правило, задания начинаются с общей обстановки, затем дается частная обстановка, что не вяжется с действительностью. В действительности мы будем пользоваться разведсводками, оперативными сводками и приказами вышестоящих соединений или даже разных соединений, когда, например, дивизия или полк сменяет уже находящееся в данном районе соединение. на наших же занятиях такой вид заданий практикуется редко.
        Необходимо, чтобы все задания по своей форме походили на принятые нами оперативные документы, с короткими комментариями о времени и месте их получения. Например, для того чтобы дать обстановку на наступление дивизии, незачем писать общую обстановку, а надо дать это в виде разведсводки штаба корпуса и приказа корпусу.
        Наконец, о выходах штабов в поле. По нашему мнению, для штабов корпуса и дивизий однодневные выходы на 6-7 часов большой пользы не приносят. Основной задачей выходов в поле является тренировка штаба в полевых условиях. На наших же занятиях нередко все основные мероприятия но боевой работе штаба намечаются еще на месте, до выхода в поле, и самый выход сводится уже к проведению намеченных заранее мероприятий. По ходу действия участники выхода заходят в 2-З жилых помещения, получают донесения и пишут короткие распоряжения; весь же комплекс работы штаба не охватывается. Отсюда неполноценность такого выхода. Поэтому целесообразнее выходы проводить по меньшей мере на 2-3 дня с тем, чтобы заставить штаб работать в действительно разнообразных условиях обстановки и времени - днем и ночью. Надо широко практиковать работу штаба на КП, в машине и т.д.

КОМСОМОЛ В ПОЛОСЕ ПЕРЕВЫБОРОВ

НА ПОРОГЕ ДИВИЗИОННЫХ И ОКРУЖНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ВЛКСМ
        "ПОДГОТОВКА К КОНФЕРЕНЦИЯМ ДОЛЖНА ВЫЗВАТЬ НОВУЮ МОЩНУЮ ВОЛНУ БОЕВОГО ЭНТУЗИАЗМА КОМСОМОЛЬСКИХ МАСС, ЕЩЕ БОЛЕЕ ВЫСОКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДЛИННОЙ ПРИМЕРНОСТИ КОМСОМОЛЬЦЕВ И ИХ АКТИВНОЙ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ БОЕВОЙ МОЩИ ЧАСТЕЙ".
(ИЗ ДИРЕКТИВЫ ПУРККА).

ПОВЫСИТЬ ПАРТИЙНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
        ЛИНСКИЙ.
        Партбюро 32 полка уделило много внимания комсомолу в его перевыборную кампанию. В подборе состава секретарей и членов президиума ротных комсомольских ячеек и полкового бюро комсомола партбюро приняло активное участие. На комсомольскую работу выдвинуты наиболее крепкие, политически подготовленные комсомольцы, в большинстве - члены и кандидаты партии.
        Но факты, имевшие место в период перевыборов, показывают, что партбюро должно повысить требовательность, обеспечить улучшение руководства комсомолом со стороны низовых ячеек.
        В саперном подразделении подготовка к перевыборам была из рук вон плоха. На перевыборном собрании комсомольской ячейки секретарь заявил, что не подготовился к докладу. Чтобы не терять времени, один из комсомольцев предложил "поговорить вообще в комсомоле, о соцсоревновании".
        Начали говорить, и что же? Молодой комсомолец, боец Серкин, стал критиковать командира подразделения: "расписание плохо составлено, занимаемся много часов одним и тем же, нас долго держат в строю" и т.д. За ним выступил второй комсомолец, который дошел до утверждения, что политзанятия во взводе поставлены плохо потому, что "командир взвода беспартийный".
        Как могло случиться, что комсомольская ячейка занялась вредной, ненужной, ошибочной критикой, критикой, которая ведет к подрыву авторитета командира?
        Это случилось потому, что не было партийного руководства. Партийная ячейка штаба, зная, что в этом подразделении нет партийцев, не бросила туда своих представителей. Перевыборное собрание комсомольская ячейка проводила сама, без чьей бы то ни было помощи. Тут же Серкин был избран секретарем ячейки комсомола. Если бы в эту ячейку не пришли представители пуокра и подива, вредное критиканство Серкина и других так и осталось бы незамеченным. Партбюро и штабная ячейка об этом узнали только от подива.
        Партбюро приняло ряд мер. Этот факт широко обсужден в комсомольской организации полка. Серкин и комсомольская ячейка в целом поняли, свои ошибки. Серкин с работы секретаря комсомольской ячейки снят и оставлен только членом президиума. Но выводы партбюро сделало не полные. Партийная ячейка, президиум ее остались в стороне.
        Такой характер собрания в комсомольской ячейке саперного подразделения не случаен. Это результат отсутствия повседневного руководства комсомолом со стороны партийной ячейки. Именно поэтому партбюро должно было сделать соответствующие выводы и насчет партруководства комсомольской ячейкой саперного подразделения.
        Улучшить воспитательную работу в комсомоле, значит, по сути дела, улучшить работу с резервами партии. Партбюро 32 полка уделяет этому вопросу много внимания. Например, для проработки решений пленума ЦК ВЛКСМ и дивпартконференции партбюро выделяет докладчиков для всех комсомольских ячеек. Совместно с активом партбюро обсуждает, как подготовить эти собрания, намечает для комсомола основные мероприятия по реализации этих решений.
        Все комсомольцы охвачены партпросом. Учебе КСМ актива уделяется особенное внимание. Каждый активист получает индивидуальное задание по вопросам текущей политики, с проверкой, как это задание выполняется.
        Но часть комсомольцев не имеет нагрузок. Вот один факт, показывающий, к чему приводит отсутствие нагрузки. Командир отделения - комсомолец не имел нагрузки, а работать хотел. В один из свободных вечеров этот товарищ по собственной инициативе стал подводить итоги выполнения соцдоговора по овладению пулеметом во всей роте. Получилась подмена командира роты. Если бы этому товарищу дали конкретную нагрузку и рассказали, как ее выполнить, этого не случилось бы.
        В полку не реализована полностью задача вовлечения в активную борьбу за выполнение боевого плана всех комсомольцев "через конкретные задания каждому комсомольцу, при твердой системе поверки исполнения".
        В полку не подошли еще вплотную к разрешению вопроса об использовании партийного ядра в комсомоле. Некоторые комсомольцы-коммунисты не несут никаких нагрузок. В одной из ячеек партучеба 8 комсомольцев-коммунистов не проверялась ни партийной, ни комсомольской ячейкой, так как одна надеялась на другую. В ячейках не закреплена определенная часть партядра на комсомольской работе. Поэтому нет твердой системы выращивания определенной части партядра на комсомольской работе.
        Партбюро полка должно перестать ссылаться на то, что "партруководство в полковом масштабе налажено". Партруководство комсомолом только тогда будет хорошим, когда низовые ячейки по-настоящему будут руководить комсомолом, помогать ему, превратят комсомол в действительного помощника парторганизации.

МНОЖИТЬ УСПЕХИ КОМСОМОЛЬСКОЙ РАБОТЫ
        И.Р.
        Комсомол Пролетарской вступил в полосу перевыборов. Подготовительный к перевыборам период прошел неплохо. Ячейки и бюро своевременно развернули массовую работу среди беспартийных красноармейцев, организовали смотр всей комсомольской работы с задачей ко дню перевыборов выявить ведущую роль и примерность комсомольцев как в боевой учебе, так в всей работе, проводимой в роте и полку. Лучше всего была организована и поставлена подготовительная работа в артполку.
        Подготовительный к перевыборам период показал возросшую политическую активность и идеологическую стойкость рядов комсомола. Вырос и укрепился авторитет комсомола. Это со всей очевидностью подтверждают темп и качество роста организации всех частей. За год принято в комсомол 1.300 чел. Рабочая прослойка среди принимаемых достигла за последнее время 60 процентов к общему числу принятых и составляет в среднем за весь год 55.2 проц. Лучше всех рос комсомол 3 стр. полка, где принято 250 человек из коих 60,6 проц. рабочих. В этом году комсомольские организация по-настоящему стали базой роста партийных организаций.
        816 лучших комсомольцев-ударников боевой подготовки переданы в партию.
        Особо надо подчеркнуть успехи комсомола в стрелковой подготовке и овладении боевой техникой. На инспекторских стрельбах в 1931 году комсомольцы упражнения выполнили на 100 проц. из всех видов оружия. Это относится к организациям 1, 3 стр. полков и артполка. Во 2 с.п. только 2 комсомольца не выполнили упражнения. Особо надо оттенить инициативу комсомола в ряде частей по организации досрочного изучения техники своего подразделения молодыми бойцами.
        За последние полгода укрепилась воинская дисциплина комсомольцев. Выросла активность комсомола в партийно-массовой работе.
        Вместе с этим надо со всей жесткостью подчеркнуть и недочеты, имеющие место в работе комсомола. Крупнейший из них - это еще весьма недостаточный уровень марксистско-ленинской подготовки. При поголовном охвате сетью союзного просвещения мы еще не добились высокого качества занятий. В работе президиумов и бюро ВЛКСМ главным недочетом надо считать слабость поверки исполнения основных решений партии, комсомола, бюро и президиума. Планирование работы во многих ячейхах не отвечает требованиям 3 всеармейского совещания секретарей ячеек. Особо надо указать на партядро в комсомоле. Год тому назад оно составляло 45 проц., а в этом году снизилось до 21. Вопросу количественного и качественного укрепления партядра в комсомоле парторганизации частей должны уделять особо пристальное внимание.

Не только ремонтируем, но и предупреждаем поломки.
        Опут работы артмастерской.
        ДУБИНИН. УВО.
        "45 артполк намного шагнул вперед в деле овладения техникой артстрельбы и огневой подготовки", - такое заключение сделал командующий УВО на последнем летнем учении с боевой стрельбой.
        Значительных сдвигов и качественных образцов полк добился в освоении и сбережении материальной части. Эти успехи намного обеспечены хорошей работой артмастерской, целиком повернувшейся к выполнению боевой задачи овладения техникой. Артмастерская стояла в центре внимания всей парторганизации. Партбюро непрерывно и систематически обеспечило работу в мастерской. В чем же это обеспечение заключалось?
        Под руководством партбюро в артмастерской организована партийная ячейка. Эта ячейка и обеспечивает проведение в жизнь всех мероприятий бюро.
        Коммунисты артмастерской, кроме того, прикреплены к ячейкам подразделений полка. Там, в подразделениях, они мобилизуют внимание партячеек на ликвидацию замеченных дефектов в содержании матчасти. Их информация ставится на собраниях ячеек батарей. Они содействуют овладению техникой, особенно в подготовке к стрельбе. Благодаря этим прикрепленным, партбюро всегда имеет возможность своевременно учесть недочеты в работе ячеек, предупредитъ прорыв, правильно направить работу. Так например, прикрепленный коммунист ФОМИЧЕВ своевременно обратил внимание одной из батарейных ячеек на недочеты в сбережении и состоянии винтовок. Коммунисты из артмастерской помогли ячейке батареи установить, что прорывы в сохранении приборов об'ясняются наличием некоторой "обезличенности".
        После выхода из ремонта материальной части артмастера заключали договоры с подразделениями на лучшее сбережение материальной части и предупреждение поломок. Партбюро регулярно ставило информацию ячеек о том, как они тот договор выполняют.
        Артмастерская сейчас на деле стала одним из центров технической пропаганды в части, основной ячейкой, концентрирующей рационализаторское движение в полку.
        Между начальником боепитания и партийным бюро имеется постоянная систематическая связь. Благодаря этому партбюро всегда в курсе выполнения производственного плана артмастерской. Это дает возможность предупреждать и своевременно исправлять недочеты в выполнении плана и качестве ремонта,
        В практику партийной работы введены совещания с мастерами. Нередко на этих совещаниях присутствуют командир и комиссар попка и там они дают заказ по выполнению плана и повышению качества ремонта. По инициативе коммунистов мы добились, что каждый мастер знает свой производственный план на каждый день.
        Партбюро уделяет особое внимание воспитательной работе среди молодых коммунистов, работающих в артмастерской. Например, один из молодых коммунистов артмастерской не обеспечивал качества и выполнения плана, начал нарушать дисциплину: бюро это своевременно учло, прикрепило к нему выдержанного коммуниста, занялось им индивидуально, и товарищ исправился.
        Такое повседневное внимание партийного бюро к работе артмастерской дало заметные результаты. За весь период стрельб ни одно орудие не было испорчено.
        В мастерской два раза в месяц собираются технические совещания всех артмастеров. На этих совещаниях обсуждаются план ремонта, организация, расстановка сил, уже выдвинут целый ряд рационализаторских предложения.
        Начальник боевого питания САМОХИН переконструировал обыкновенный насос двойного действия для накачки 122-мм. гаубицы. Насос был устроен на специальном станке и стал приводиться в действие электромотором. Усилиями всей мастерской этот станок сегодня в действии. Каков эффект его работы? Раньше для накачки гаубицы нужны были усилия 10 человек в течение часа. Сейчас всю работу выполняет мотор за 4-5 минут.
        Начальник мастерской, арттехник, кандидат ВКП(б) БОРОВИКОВ является одним из лучших рационализаторов. Он использует лебедку для разборки 76-мм. пушки. Это намного обеспечило экономию человеческой силы, времени и целость материальной части.
        Им сконструирован прибор для выталкивания штоков накатника и компрессора. Вместо того, чтобы забивать шток деревяшкой или медной выколоткой, шток загоняется винтом, что предохраняет шток от порчи и попадания посторонних предметов.
        Он же внес ряд других ценных предложений.
        Сейчас в мастерской конструируется механическая щетка для удаления старой краски при новой окраске систем. Тележка для более удобного передвижения систем во время разборки. Разрабатывается проект устройства учебной стереотрубы путем приспособления на лимбе бинокля.
        Наши активные рационализаторы проводят работу и среди начсостава. Так т. БОРОВИКОВ проводит занятия с командирами взводов, помогая им овладевать материальной частью, уходом за ней и подготовкой к стрельбе.
        Он неплохо руководит и работой артмастеров. Вот что он говорит сам о себе:
        - Я сам совершенствуюсь, читаю, глубже прорабатываю то, с чем только знаком, изучаю автомобиль. Такой же работы над собой я требую и от своих подчиненных. В артмастерскую поступает в ремонт пушка или гаубица. На месте, у заболевшего об'екта, я учу своих артмастеров, как предупредить случившуюся поломку в дальнейшем, какую раз'яснительную работу нужно провести в подразделениях, чтобы избежать этих поломок. К моменту разборки я привлекаю среднего командира, командиров орудий из подразделения, сдавшего материальную часть в ремонт, и вместе с ними разбираю причины поломок и даю указания, как их избегать.
        И мастерская сейчас добилась того, что прием и сдача материальной части в ремонт всегда проходит в присутствии командира батареи. Во время разборок и сборок систем привлекается орудийный расчет. Ему дают об'яснения о процессах ремонта.
        Активно работает в подразделениях и оружейный мастер, член партии ФОМИЧЕВ. Он является образцом мастера-общественника. Фомичев ходит по подразделениям полка во время чистки винтовок, показывает, как правильно их чистить, смазывать. Там, на месте, в подразделениях, он поверяет качество смазки, инструктирует младших командиров, как принимать винтовку из чистки.
        Будучи отличным стрелком из нагана, он помогает начсоставу в пристрелке и отладке наганов. Присутствуя на партбюро, всегда останавливает внимание на фактах, предупреждающих прорывы в сохранении оружия.
        В декаду смотра оружия им был предложен ряд мероприятий, в частности организация в каждой батареи комнат чистки оружия, оборудование винтовочных пирамид, приобретение посуды для смазочных материалов.
        Таковы показатели работы коммунистов артмастерской в результате конкретного руководства ими со стороны партбюро.

ЗА РУБЕЖОМ

РАДИОСВЯЗЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРМИИ
        Ф.Н.
        Если в период мировой войны радиосвязь была привилегией высшего командования, то в наши дни она дошла до низших войсковых подразделений. Конечно, она еще не заменила испытанного и достаточно надежного средства связи - проволочной сети. Значение последней не только не умаляется, но, наоборот, возрастает в современных условиях развития техники.
        На ряду с проволочной связью широко применяются такие средства связи, как блинкора (светосигналы), собаки, мотоциклы и автомобили. Последними обильно снабжаются как общевойсковые соединения, так и войсковые части. Однако радиосвязь в настоящее время пользуется особенным вниманием во всех иностранных армиях. Достаточно показательным фактом является открытие в Польше большого государственного радиозавода в Праге (под Варшавой) на месте прежних мастерских связи.
        Задачи этого завода заключаются в производстве: радиотелеграфных и радиотелефонных станций различной мощности (от 1 до 100 клв), работающих на длинных, средних и коротких волнах; приемно-передающих радиостанций малых и средних мощностей полустационарного и передвижного типа, предназначенных для установок на самолетах, кораблях, автомобилях и бронемашинах и для всех степеней командования войсковых частей. Завод производит, кроме того, приемники и передающие радиостанции специального назначения (коммерческие, морские, радио-маяки и т.п.), а также электроприборы высокой частоты и телефонное имущество."
        Все иностранные армии ведут большую научную разработку вопросов радиосвязи. В Варшаве, например, имеется радиотехнический институт (открыт в 1929г.), который проводит научно-исследовательские работы в области радиотехники и делится на научный, измерительный и общий отделы. Научный отдел ведет точные научно-исследовательские работы, измерительный отдел - исследование и устройство радиотехнических приборов, общий отдел ведает радиолитературой и руководит радиолюбительством.
        Институт исследовал все возможности применения радиосвязи на территории Польши и особенно интересуется короткими волнами. Он держит тесную связь с французскими аналогичными организациями, в частности с министерством авиации. Характерным моментом в области подготовки радиосвязи для нужд военного времени является распространение радиолюбительства. В Польше еще в 1921-1922 гг. по договоренности с военными властями организуются курсы радиолюбителей. В 1923-24 году возникает варшавский радиоклуб бойскаутов, а с 1926г. начинается серьезная работа по военизации радиолюбителей. Особенное внимание уделяется коротковолновикам. В данное время организация последних в Варшаве имеет отлично разработанную схему, охватывающую все округа. В военное время предполагается использовать радиолюбителей в качестве специалистов для работы на любительских станциях на местах и для работы в армии с их станциями.
        В США за последний год военизированная сеть направляла работу всех других любительских радиостанций. Операторы любительской радиосети обучаются правилам и сигналам, применяемым рациями корпуса связи армии США. Каждую неделю вся военизированная сеть мобилизуется. К июню 1930г. она насчитывала 820 действующих радиостанций.
        Организация сети радиосвязи на театре военных действий подвергается широкому обсуждению в зарубежной военной печати. Стройная схема с учетом раций РО дается уже в масштабе фронта. По взглядам немцев, сеть оперативной связи состоит из двух секторов: главного командования и командования армии. Сектор главного командования охватывает радиостанции главного командования, командования фронтов, армий; сектор командования армии включает в себя радиостанции армейского командования, командования корпусов и дивизий, при чем рации РО дивизий и находящихся на флангах включаются в армейский сектор. При наличии двух раций при штабах пехотных дивизий и трех раций при штабах кавдивизий радиосвязь может поддерживаться по этой схеме и в движении.
        В области применения современных форм радиосвязи для тактического назначения, в отличие от порядка, принятого в последний период мировой войны, радиосеть строится не по определенной типовой системе, а на основе данного тактического положения. Организация радиосвязи в небольших войсковых соединениях находится в прямой зависимости от тактической обстановки и от количества и типов раций, которыми располагает войсковое соединение. Последние поэтому насыщаются радиостанциями различных типов и в максимальном количестве. Показательной в этом отношении является итальянская дивизия, где в радиороте предусматривается 39 раций, из которых две (R 4) с дальностью действия 60 км, три с дальностью действия 25 км (R 3), 24 -с дальностью действия 8 км (R 2), а остальные - приемные, в числе которых 6 для связи с авиацией.
        Моторизация и механизация армий ставит новые требования перед частями связи. Последние широко снабжаются средствами механического транспорта. Все данные говорят за то, что части связи крупных войсковых соединений до дивизии будут моторизированы полностью. В значительной части будут моторизированы дивизионные средства связи. В Румынии, например, дивизионные радиостанции смонтированы на двух автомобилях, на одном из которых находится станция, на другом - команда и запасные части. Станция эта (мощностью 400 ватт) имеет дальность действия: телеграфом - 250 км, телефоном - 90 км. Радиостанции моторизуются не только для общевойсковых соединений, но и для войсковых частей. Они ставятся для этой цели или на легкие автомобили, или на мотоциклы. В 1930 году на английских маневрах такая мотоциклетная станция была испытана и дала дальность действия до 4,5 км.
        Во всех крупных государствах с развитой радиопромышленностью важнейшей задачей стоящей перед современной радиотехникой является разработка переносных радиостанций для войсковых, танковых и авиационных частей. Заслуживающими внимания разработками в этой области являются рации , выпущенные в последнее время фирмой Маркони. Переносные станции этой фирмы имеются двух образцов: заключенные в одном или двух ранцах, разделенные на несколько частей. Из числа первых следует отметить последнюю разработку типа Z. Эта рация имеет переносный коротковолновой передатчик, работающий на волнах порядка 30 метров. Источником питания служит ручной генератор, дающий 800 вольт и 65 миллиампер для высокого напряжения ламп, применяемых в передатчике, и 7 вольт 2 миллиампера - для нитей накала. Рация предназначена для передачи незатухающими волнами телеграфных сигналов. В качестве генератора применяется лампа мощностью 40 ватт. Передатчик работает на антенну длиной в полволны. Рация имеет приемник, состоящий из детектора с обратной связью.
        На 7-тонном танке Виккерса фирмой Маркони была поставлена ультракоротковолновая рация с дальностью действия на ходу 11/2-3 км. Длина волны этой станции - 7-8 м, при наличии антенны, равной половине длины волны. Антенна вертикальная, из соединенных стальных трубок небольшого диаметра, длиной около 3 м. Материал для антенны позволяет танку двигаться под любым прикрытием, если последнее отстоит от крыши танка на 18 дюймов; повреждения антенны не происходит. Для сообщения внутри танка устроена телефонная связь. Передатчик питается от 12-вольтового аккумулятора, в качестве которого может быть использован любой аккумулятор танка. Ток высокого напряжения возбуждается умформером, приводимым в движение аккумулятором, который питает также нити ламп передатчика и приемника. Питание приемника высоким напряжением производится от сухой батареи. При одинаково оборудованных танках, на местности густо покрытой лесом, дальность действия телефона в неподвижном состоянии равняется 7,5 км., в движении - 2.5 км.
        После длительных изысканий фирма Маркони дала заслуживающие внимания образцы авиационных раций. Ею разработаны, например, коротковолновая рация типа АД 21, предназначенная для работы на волне 40-60 м незатухающими и тональными колебаниями и передатчик типа АД 18, отличающийся от обычных типов тем. что в нем применяется задающий генератор, служащий для устойчивости генерации системы передачи.
        При нормальных условиях дальность действия рации типа АД 18 от самолета к земле равняется: для телеграфа незатухающими волнами - до 40 миль, для тонального телеграфирования - до 300 миль, для телефона - до 200 миль.
        По сути дела, эти образцы характеризуют основные тенденции в области развития радиостанций, применяемых в армиях иностранных государств.
        Для нужд войсковых частей разрабатываются легкие, переносные, коротковолновые радиостанции, которыми будут снабжены войсковые единицы до рот включительно. Серьезных затруднений в смысле конструирования подобных станций не встречается. Затруднительна задача по установлению норм использования радиосвязи, числа радиосетей и их организации, по распределению волн, словом, задача использования радиосвязи в тактических соединениях.
        Моторизация и механизация армий заставили уделить серьезнейшее внимание вопросам связи как высших штабов с мотомехчастями, так и внутри этих частей. Здесь уже сейчас шире применяются ультракороткие волны. Проблему разработки радиостанций, установленных на моторном двигателе и работающих на ходу, можно считать разрешенной. Трудности остаются лишь в части использования раций на танках и бронеавтомобилях, в виду необходимости устройства особых антенн, влияния брони на изучение рации, мешающего действия мотора,. стрельбы с танка, затруднительности работы в тесноте и т.п. Но и здесь уже многое сделано. Американская танковая рация (143) позволяет сообщаться по телефону от танка к танку на 16 км, от танка к штабу - на 24-32 км; по телеграфу (незатухающими колебаниями): от танка к танку - на 24-32 км, от танка к штабу - на 48 км. Правда, антенна и у этой станции прикреплена к мачте высотой 3-5 м, что является большим неудобством. Вероятно, дальнейшая разработка; ультракоротковолновых танковых станций устранит это неудобство.
        Самолетные радиостанции также не вызывают больших затруднений. На самолете имеются значительные удобства для пользования радиостанциями. Здесь продолжаются дальнейшее усовершенствование раций и снабжение ими, в первую очередь, всех военных самолетов-разведчиков.

Размер: 35,0kb,450x318x100dpi

На штабной игре 55 к.п. нач. школы тов. Курганов помогает врачу полка т.Миловидову уяснить тактическую обстановку.

Вся К.Звезда

Главлит: В 18.870