Размер: 34,0kB, 314x450x100dpi

В КОЛХОЗЕ имени Суворова Вилейского района построена новая свиноводческая ферма. Здесь работает дружный, трудолюбивый коллектив. В числе лучших животноводов - свинарки Вера ГОРЕЛИК (на снимке слева) и Реня СЫРОКВАША. Передовые труженицы получили в этом году по 17 поросят от каждой свиноматки.
Фото Л. ЛИПЕНЯ.

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

В ОБЩЕМ СТРОЮ
        М. МАЦЕЛЬ, инструктор Клецкого райкома КПБ.
        ШЛО ПАРТИЙНОЕ собрание.
        Председательствующий, постучав карандашом по столу, сказал:
        - Какие будут вопросы к Клавдии Шевчук?
        - Да что спрашивать... Мы же ее хорошо знаем.
        - В чем видите вы первейший долг коммуниста? - спросил кто-то из присутствующих.
        Клавдия Владимировна Шевчук, звеньевая по льну, помолчала, и, почему-то смутившись, тихо промолвила:
        - Работать так, чтобы иметь право сказать другому; "Товарищ, работай лучше".
        Со времени того собрания прошло несколько лет. Клавдия Владимировна теперь бригадир второй полеводческой бригады, Герой Социалистического Труда. Ее бригада лучшая в хозяйстве. Здесь обычно собирают хорошие урожаи. Нынче получено по 16 центнеров зерновых, 230 центнеров картофеля, 250 центнеров сахарной свеклы с гектара.
        Эти успехи бригады в значительной степени достигнуты благодаря умелому, толковому руководству со стороны коммуниста Клавдии Шевчук. Да, она имеет право сказать: "Товарищ, работай лучше!", потому что сама трудится с душой, отдает делу все силы и знания.
        В партийной организации колхоза "Октябрь" 38 коммунистов. Влияние членов партии чувствуется буквально на всех участках производства. Силы парторганизации расставлены так, что каждый коммунист трудится там, где он приносит больше всего пользы. Пять полеводческих бригад из шести возглавляют коммунисты, тракторной бригадой руководит также коммунист. Вместе с ним работают механизаторами семь членов КПСС.
        Молочнотоварную ферму возглавляют коммунисты.
        Все нити хозяйственной деятельности колхоза партийная организация держит в своих руках. Постоянно находясь на переднем крае трудового фронта, среди людей, коммунисты успешно ведут организаторскую и политическую работу, являются проводниками идей партии, организаторами производства.
        Член партии Николай Васильевич Семуха раньше работал председателем сельского Совета. Но видя, что третья бригада колхоза плетется в хвосте, сам изъявил желание возглавить ее. Теперь эта полеводческая бригада из года в год получает неплохие урожаи всех сельскохозяйственных культур. Здесь хорошо организован труд, налажена крепкая дисциплина. Можно смело сказать, что Н.В. Семуха на своем месте. Лучшей в колхозе является молочнотоварная ферма, которую возглавляет член КПСС Богуслав Иванович Борковский.
        Таких коммунистов, как Клавдия Шевчук, Николай Семуха, Богуслав Борковский, большинство в партийной организации. Но еще не все ее члены являются примером для беспартийных в труде и в быту. Бывает, что человек дело знает, вроде и трудится с душой, а потом раз и свихнулся. Вот тут-то и надо партийной организации вовремя заметить это, глубоко разобраться в причинах, если надо, протянуть руку помощи.
        Бригадир полеводческой бригады Михаил Драгун начал было злоупотреблять спиртным. В семье начались разлады. Коммунисты заслушали Драгуна на партийном собрании, поговорили начистоту. Михаил Викентьевич Драгун понял свои ошибки. Теперь все идёт хорошо. Он пользуется авторитетом у односельчан. Бригада в этом году одной из первых завершила уборку зерновых, картофеля.
        Как-то в правлении председатель артели М.А. Кошелев и секретарь партийной организации П.X. Гологутский вели разговор о неотложных сельскохозяйственных работах. И вот заходит в контору коммунист - учительница Евгения Даниловна Капура. Поздоровавшись, она обратилась к секретарю парторганизации:
        - Петр Харитонович, не могу равнодушно смотреть, когда человек становится на неправильный путь. Надо что-то предпринять...
        - В чем дело, Евгения Даниловна?
        - Заведующая нашим продовольственным магазином Надежда Шиманская нарушает правила торговли. В запрещенное время продает водку, притом ее распивают тут же, в магазине... Может, сельпо поставить в известность?
        - Не надо, - заметил председатель колхоза. - Шиманская член нашей партийной организации. И давайте-ка мы сами разберемся с этим делом. Поможем ей исправить допущенные ошибки.
        Разговор состоялся на партийном собрании. Прямой, откровенный Шиманской пришлось выслушать немало не совсем приятных, но справедливых слов. И она пообещала:
        - Больше это не повторится.
        По всему было видно, что человек понял свою ошибку. Ей поверили. Сейчас в магазине полный порядок, повысилась культура торговли, выполняется план товарооборота.
        Партийное бюро понимает, что очень важно правильно расставить коммунистов на решающих участках производства, но не менее важно постоянно контролировать их деятельность, требовать и помогать, чтобы каждый коммунист, где бы он ни работал, оправдывал доверие, был примером для беспартийных.
        Главную свою задачу партийная организация видит в том, чтобы бороться за коммунистическое отношение к труду, за красоту помыслов и поступков. Этой цели подчинены все формы и методы воспитательной работы.
        Так день за днем, в большом и малом проявляются настойчивые заботы партийной организации колхоза "Октябрь" об укреплении экономики артели, о коммунистическом воспитании людей. Хозяйство идет в гору, крепнет и богатеет. В первых рядах тружеников сельхозартели - коммунисты.

СКОТУ - СЫТНУЮ И ТЕПЛУЮ ЗИМОВКУ

ПОРОГИ НА ПУТИ ВОДЫ
        С. БОРОДОВСКИЙ, специальный кореспондент "Сельской газеты".
        Ивановский район.
        Специалисты доказали: если дойное стадо содержится в помещении, оборудованном хорошей системой автопоения, и коровы могут пить в любое время суток, надой увеличивается в среднем на пятнадцать процентов. В республике только половина коров пользуется таким далеко не новым техническим приспособлением, как автоматическая поилка. Значит, колхозы и совхозы ежегодно теряют не одну тысячу тонн молока. Если бы наши хозяйственники подумали об этом, они поняли бы, что проблема воды на фермах является не менее важной, чем проблема кормов. Пока же и председатель колхоза, и директор совхоза, и бригадир свой рассказ о состоянии животноводческих ферм, о подготовке их к зиме начинают с прочности кормовой базы и этим же кончают, изредка вспоминая о ремонте помещений и уже совсем не часто о водоснабжении.
        - В этом году будем зимовать хорошо, - сказал мне недавно председатель колхоза имени Крупской Ивановского района тов. Денисенко. - Кормов запасли значительно больше, чем в прежние годы. Хватит и грубых, и сочных, и концентратов.
        И затем перечислил отдельно, сколько тонн сена, силоса, корнеплодов, зерна заготовили в этом году для скота, назвал теперешние и зимние рационы дойного стада, откормочников, молодняка.
        Об обеспечении ферм водой - ни слова. А между тем именно водоснабжение здесь одно из самых узких мест. Если полеводы вырастили неплохой урожай всех кормовых культур, животноводы приняли эти корма и организовали хорошее хранение их, то колхозные механизаторы пока не сумели сделать так, чтобы и вода перестала быть проблемой.
        Колхоз имени Крупской - хозяйство небольшое. Здесь один животноводческий городок - два коровника, два свинарника, два телятника и подсобные помещения. В числе подсобных сооружений - водонапорная башня, действующая круглый год. Ее емкости хватает на все хозяйственные нужды. Трубопроводы от башни ведут к колонкам, установленным между помещениями. У колонок - длинные деревянные корыта. Вот к этим корытам и выгоняют скот зимою. А когда непогода разгуляется не на шутку, доярки берутся за ведра. В одном из коровников, правда, установлены автопоилки, но добрая половина их не работает. Чашки автопоилок заржавели. А ремонтировать их, оказывается, не собираются. Здесь нашли более простой выход. Автопоение на зиму отключают, чтобы "вода в трубах не замерзла". Свинарка Раиса Николаевна Кравченко все чаще подумывает о том, чтобы уйти с фермы, хотя проработала она здесь три года. Причина - тяжелые условия труда.
        - Особенно плохо зимой, - говорит Раиса Николаевна. - В свинарнике очень холодно. В кормоцехе тоже. Вода в трубах замерзает. Приходим по очереди в три часа ночи, чтобы разогреть их...
        Вот так и возникают труднопреодолимые пороги на пути воды к фермам. И если рассматривать водоснабжение как единую технологическую линию (а по существу, оно так и есть), то начало ее решается отлично: над животноводческим городком возвышается башня, работают электрические насосы, а в конце этой линии - все то же ведро, все тот же ручной труд, как и много лет тому назад, когда скрипели на фермах журавли и вороты колодцев. Водоснабжение превращается в проблему.
        В колхозе имени Крупской в прошлом году общий денежный доход превысил двести тысяч рублей. Если бы правление затратило даже малую часть этого дохода на капитальный ремонт животноводческих помещений, на их утепление, то уже одно снижение "цены воды" в самое ближайшее время вернуло бы эти затраты, не говоря о коренном улучшении условий труда животноводов.
        Плохое состояние помещений родило проблему воды и в колхозе "Путь Ленина". Вот коровник на 130 голов в центральной бригаде. Несколько лет тому назад здесь установили автопоилки. Животноводы получили большое облегчение. Но плохая эксплуатация помещения, несвоевременный ремонт кончились тем, что уже прошлой зимой здесь гулял мороз, вода в трубах замерзла и автопоилки пришлось отключить. Теперь вся система водопоения пришла в полную негодность.
        - Сейчас уже трудно что-нибудь сделать, - говорит бригадир Брашук. - Посмотрите, трубы когда-то проложили очень неразумно, просто по стенкам, а стенки плохо держат тепло. Если теперь утеплять, так надо каждую трубку.
        Во втором помещении, где половину занимает дойное стадо, а вторую - коровы на откорме, автопоения тоже нет.
        В колхозе, естественно, не подсчитывали, какие потери несет хозяйство из-за проблемы воды, возникшей в результате плохой подготовки помещений к зиме. Но, без сомнения, если бы такие подсчеты были сделаны, оказалось бы, что ежегодные потери превышают затраты, нужные для капитального ремонта помещений.
        Далеко не благополучно с водоснабжением ферм не только в этих двух хозяйствах района. Из четырех ферм колхоза "Путь к коммунизму" только на двух работают автопоилки. Кормов в хозяйстве достаточно, рацион на фермах богатый, а вода и здесь - дефицит. Примерно такое же положение в колхозе "Большевик".
        Почему же так дорого ведро воды во многих хозяйствах Ивановского, да и других районов республики? Скорее всего потому, что многие хозяйственники, научившись хорошо считать в поле, еще недостаточно внимательно анализируют производственные процессы в животноводстве. Если при выращивании, например, зерновых все работы, начиная с пахоты и кончая сушкой зерна, уже составили единый неразрывный технологический процесс, то в производстве молока и мяса такого процесса часто не получается. Забота о кормах живет сама по себе, о воде - сама по себе. А между прочим, хорошая постановка дела с водой на фермах в некоторой мере решает и проблему кормов. В связи с этим снова вспомним выводы специалистов. Когда корова выпьет два ведра холодной, ледяной воды, то на согревание ее организмом будет затрачено дополнительно столько питательных веществ, сколько их содержится в полкилограмме сена. Зная это, нетрудно показать, сколько кормов затратят непроизводительно в тех хозяйствах, где скот будут поить зимой ледяной водой из корыт и колодцев. Вот приблизительные подсчеты по тому же колхозу имени Крупской. Дойное стадо - триста голов. Выходит, за один зимний день на фермах колхоза перерасход сена составляет около 150 килограммов, а за весь стойловый период, т.е. за двести дней, хозяйство выбрасывает, по существу, на ветер тридцать тонн сена. Продуктивность неулучшенных сенокосов в хозяйстве - около пяти центнеров сена с гектара. Значит, около 60 гектаров колхозных кормовых угодий "работают" вхолостую. И это только в одном хозяйстве. А по району?
        Вот во что превращается ведро обыкновенной воды. Об этом стоит подумать руководителям колхозов и совхозов, специалистам сельского хозяйства.

ЧТО НОВОГО У СОСЕДА
        Обсуждает сессия райсовета
        В. ТАТУН, соб. корр. "Сельской газеты".
        Каменецкий район.
        Как на полях и фермах колхозов внедряется опыт передовиков, что делается в районе по снижению себестоимости продукции? Этим вопросам была посвящена сессия Каменецкого районного Совета депутатов трудящихся.
        Агроном колхоза "Советская Белоруссия" А. Ничипорук подробно рассказал о том, как у них налажено приготовление удобрений. Возле коровника укладываются бурты компостов из навоза, просушенного торфа и минеральных удобрений в отдельности для каждого поля - в зависимости от почвенных исследований. Круглый год занимается этим компостировщица Надежда Константиновна Иванович.
        По примеру колхоза "Советская Белоруссия" в хозяйствах района действует 116 звеньев и групп, которые круглый год приготавливают торфонавозные компосты.
        Заведующая Верховичским сортоиспытательным участком депутат сельского Совета Н. Медведева посвятила свое выступление семеноводству. Под урожай будущего года почти все хозяйства высеяли озимые районированных сортов. Серьезно занимаются сортообновленнем в колхозах "Советская Белоруссия", "Россия", "Восход" и некоторых других хозяйствах. В то же время в сельхозартели имени Калинина, за исключением 72 гектаров ячменя и 30 гектаров гречихи, все зерновые были посеяны в этом году семенами неизвестных репродукций. В результате урожай составил лишь 6,6 центнера с гектара.
        На сессии подробно говорилось также о внедрении передового опыта в животноводстве. Зоотехник колхоза "Родина" В. Босый рассказал о племенной работе на фермах своего хозяйства, о внедрении туровых опоросов.

Размер: 50,5kB, 450x422x100dpi

Леонид Сливко - один из лучших шоферов сельхозартели имени Ленина Дрогичинского района. Вместе с хлеборобами он старательно трудится в родном колхозе. В любое время года его машина всегда в пути. Весной передовой водитель доставляет в поле семена, в страдную пору отвозит от комбайна убранный урожай, зимой занят на вывозке удобрений. Правление колхоза довольно работой Леонида Сливко.
Фото С. СУПРУНА И А. ПАВЛЕНКОВА.

С ОПЕРЕЖЕНИЕМ ГРАФИКА
        МАРЬИНА ГОРКА, (БЕЛТА). Коллективу Пуховичского строительно-монтажного управления пятый раз подряд присуждается переходящее Красное знамя Министерства Мелиорации и водного хозяйства БССР и БРК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок. С опережением графика мелиораторы создают осушительную сеть и превращают непроходимые болота в цветущие нивы. Уже в текущем году колхозам и совхозам передано 2.500 гектаров торфяников. Больше чем на половине этой площади проложен гончарный дренаж.
        Партийная организация СМУ осуществляет постоянный контроль за выполнением плана. Каждый месяц на заседании бюро подводятся итоги работы участков и экипажей экскаваторов. Производственные вопросы обсуждаются на партийных собраниях. В управлении выпускается бюллетень, рассказывающий о трудовой деятельности отдельных коллективов и механизаторов.
        В авангарде коллектива идут коммунисты-мелиораторы. Второй прорабский участок под руководством заслуженного мелиоратора республики коммуниста Н. Макася третий год подряд завоевывает переходящее Красное знамя строительно-монтажного управления. Мелиораторы успешно выполняют задания, досрочно сдают колхозам осушенные площади. Так, сельхозартели имени X съезда ЛКСМБ сдано раньше срока 350 гектаров земли. Своевременно введен в севооборот крупный массив торфяников в колхозе имени Жданова. Сейчас готовится для сдачи совхозу "Дричинский" участок площадью в 987 гектаров.

ЗАВОД ПОМОГАЕТ СЕЛУ
        Из совхоза "Октябрьский" Логойского района Минской области возвратилась большая группа инженерно-технических работников и служащих механического цеха №2 и жилищно-коммунального отдела Минского тракторного завода. Они оказывали техническую помощь хозяйству в уборке урожая.
        Между коллективом тракторного завода и сельскими тружениками Логойского района существует давнишняя дружба. Предприятие шефствует над 13 колхозами и 9 совхозами. Рабочие помогают колхозникам добиваться общего подъема всех отраслей сельского хозяйства "подопечного" района. В нынешнем году тракторозаводцы произвели капитальный ремонт техники в сельских мастерских. Туда же отправили различного инструмента из так называемых неликвидов на сумму, превышающую 2 тысячи рублей, много металлоотходов. Своевременно были приведены в боевую готовность к сезону уборки сенокосилки, жатки, картофелеуборочные комбайны.
        Заводские специалисты выполнили комплексный проект по монтажу и запуску механизированного кормозапарочного цеха в совхозе "Янушковичи", разработали метод механизированного удаления отходов крахмального производства в совхозе "Прогресс".
        Прочные связи с тружениками села установили работники экономических служб завода. В 8 совхозах района они организовали общественные балансовые комиссии, наладили деятельность, общественных бюро экономического анализа, нормировочных бюро. Экономисты совхозов, колхозов учатся у более опытных заводских коллег.
        Руководство шефской работой осуществляет заводской партийный комитет. Он утвердил очередные мероприятия по оказанию помощи колхозам и совхозам в мелиорации земель, очистке полей от камней. Из отходов металла изготавливается 30 тракторных волокуш для транспортировки убранных с полей камней и валунов. (БЕЛТА).

НЕТРОНУТЫЙ КЛАД
        В. ХАРКЕВИЧ, спец. корр. "Сельской газеты".
        Россонский район.
        Главный зоотехник Россонского районного управления сельского хозяйства Нина Прохоровна Петроченкова бегло просмотрела только что принесенную из ЦСУ сводку о надоях молока и разочарованно сказала:
        - Не дотянули до прошлогоднего. Досадно...
        Тревогу специалиста можно понять. Длительное время район занимает одно из последних мест в Витебской области по производству молока. Нынешний год не принес каких-либо сдвигов. Полторы тысячи килограммов молока - таков средний удой от коровы. Это меньше, чем за такой же период в прошлом году. Тревожно и за предстоящую зимовку скота. Трудно рассчитывать на мало-мальски сносные надои, ибо кормов, особенно грубых, заготовлено гораздо меньше, чем требуется.
        Впрочем, острая нехватка кормов - беда не только нынешнего года. Из-за скудности естественных сенокосов и пастбищ хозяйства района ежегодно находятся в тяжелом положении.
        А что же делается для того, чтобы увеличить отдачу лугов и пастбищ?
        - Откровенно говоря, этому вопросу мы пока еще не уделили должного внимания, - признается начальник производственного управления сельского хозяйства В. А, Шаповалов.
        Лишь кое-где в районе сделаны робкие шаги. В первой полеводческой бригаде колхоза "Гвардия" был очищен от кустарников десятигектарный участок. Весной его тщательно пробороновали и внесли на каждый гектар по 50 килограммов аммиачной селитры. Результаты превзошли все ожидания: травостой получился отменный. И это при самых незначительных затратах. Летом участок использовали под пастбище, а в будущем году он пойдет под луг. В третьей бригаде колхоза "Соколище" весной подкормили 15 гектаров луга. С каждого гектара получено по 25 центнеров хорошего сена. Вот, собственно, и все, что сделано в районе по улучшению кормовых угодий. Слишком мало!
        В этой связи серьезный упрек следует сделать местной "Сельхозтехнике". Она плохо помогает колхозам в наведении порядка на лугах и пастбищах. В том же колхозе "Соколище" нынче предстояло подкормить аммиачной водой 100 гектаров лугов. Районное объединение "Сельхозтехники" должно было поставить артели аммиачную воду, но не выполнило своего обязательства. По вине районного объединения "Сельхозтехники", а также Полоцкого и Волынецкого мелиоративных строительно-монтажных управлений срывается выполнение планов раскорчевки и вспашки закустаренных земель.
        Многое могли бы предпринять хозяйства и своими силами. Но почти повсеместно, за исключением совхоза "Россонский" и колхоза "Россоны", где имеются тракторные корчеватели, царит затишье.
        И еще один немаловажный вопрос. Не имея семян трав, трудно говорить о наведении порядка на кормовых угодьях. В прошлом году в совхозах "Горбачево" и "Россонский" были созданы специальные семеноводческие звенья. Они сеяли ежу сборную, овсяницу луговую, костер безостый, лисохвост и клевер. Однако агротехника не была соблюдена, и все всходы, за исключением клеверов, погибли.
        При таком безразличии к улучшению лугопастбищных угодий, какое имеет место в Россонском районе, нельзя ожидать высокой продуктивности скота.

НОВЫЙ МЕЛЬКОМБИНАТ
        По своим размерам и производственной мощности мельничный комбинат в Осиповичах будет одним из крупнейших в республике и в стране. Чтобы получить представление о новостройке, достаточно сказать, что высота рабочей башни элеватора составит около шестидесяти метров. Емкость только одной очереди элеватора - шестнадцать тысяч тонн.
        Коллектив СУ-89 тринадцатого треста Министерства строительства БССР обязался сдать первую очередь элеватора к концу нынешнего года.
        Полным ходом идет сооружение мельницы сортового помола, здание которой непосредственно примыкает к элеватору и будет соединено с ним специальной галереей. Зерно после соответствующей его обработки на элеваторе и в силосном корпусе по специальному устройству будет поступать на мельницу.
        На мельнице, как и на комбинате, устанавливается совершенное оборудование. Процессы производства будут в значительной степени автоматизированы.
        Большое внимание уделено строительству крупного комбикормового цеха, суточная производительность которого составит двести тонн готовой продукции. Это самостоятельный железобетонный корпус высотой в 40 метров. Здесь будут перерабатывать фуражное зерно, отходы, смеси, хлопковые шроты, отруби и другие корма для общественного животноводства. Полученные в результате переработки жмых, мясокостная, рыбная, сенная и хвойная мука в смеси с микродобавками пойдут на кормление крупного рогатого скота, свиней и птицы.
        На территории комбината строятся два специальных разгрузочных пункта для приема зерна, поступающего по железной дороге и автогужевым транспортом.
        Элеватор, зерновые склады и комбикормовой цех будут связаны между собой проходными галереями типа тоннелей. В них будут установлены транспортеры для подачи сырья из элеватора и силосных складов в комбикормовый цех.
        Полное завершение строительства мелькомбината в Осиповичах намечено на конец второго года пятилетки. По мере пуска объектов первой очереди будут начаты работы по строительству второй и третьей очередей. Готовится техническая документация на строительство в 1968 году завода по производству овсяных хлопьев "геркулес" и толокна высокой производительности. Кроме того, будет построен специальный цех по производству крупяных и макаронных изделий.

Размер: 46,3kB, 366x450x100dpi

На снимке: общий вид рабочей башни элеватора и силосного корпуса.
Фото К. Атрашенка.

ОТ УБЫТКОВ - К ПРИБЫЛИ
        И. ШЕВЕРДИНСКИЙ, главный экономист совхоза "Рассвет" Минского района.
        Радостны предварительные итоги хозяйственного года для нашего коллектива. Собран стопудовый урожай зерна. Произведено 650 центнеров молока на сто гектаров сельхозугодий - почти столько, сколько за весь минувший год. Все отрасли стали рентабельными и принесут свыше трехсот тысяч рублей прибыли.
        В годы, предшествовавшие мартовскому Пленуму ЦК КПСС, совхоз получал прибыль в основном от реализации продукции полеводства, садоводства и подсобных предприятий. Животноводство было убыточным, Внедрение сельскохозяйственного расчета и применение принципов материальной заинтересованности позволили уже в минувшем году получить прибыль от этой отрасли, но себестоимость молока, мяса и яиц оставалась сравнительно высокой. В этом году, по предварительным расчетам, производство молока удешевилось почти на треть. Только за счет повышения его качества хозяйству начислено 10 тысяч рублей, а всего от реализации молока получим не менее 70 тысяч рублей чистой прибыли. На 10 процентов снизилась за год себестоимость говядины. Центнер ее обходится 98 рублей и приносит свыше 30 рублей чистой прибыли. Рентабельным стало птицеводство. Каждый десяток яиц, проданных государству, дает 46 копеек прибыли. Уделяется много внимания развитию дополнительных отраслей. В совхозе есть свой консервный завод, на котором в период массовой уборки урожая, когда не вся продукция находит своевременный сбыт, перерабатываем огурцы, укроп, помидоры, щавель, свеклу. Налажено производство фруктовых вин и соков, что дает возможность без потерь использовать продукцию садоводства. Впервые организовали нынче заготовку и переработку грибов и ягод. Изделия завода пользуются хорошим спросом.
        Сочетание основных и дополнительных отраслей приносит явные выгоды: более полно используется продукция растениеводства и производственные мощности, обеспечивается равномерная занятость рабочей силы, хозяйство получает дополнительные накопления,

ХОРОШО ЗАРАБАТЫВАЮТ КОЛХОЗНИКИ
        ВЕРХНЕДВИНСК. (БЕЛТА). Колхозы района, перейдя на гарантированную оплату труда по тарифным ставкам, на 30 процентов повысили оплату полеводам. В сельхозартели "Новый путь" за прошлый месяц колхозникам выплачено 29 тысяч рублей - почти на 40 процентов больше, чем было бы начислено раньше на трудодни за такой же объем выполненных работ. Полеводы Юлия Быкова, Мария Хаткевич заработали за месяц по 94 - 102 рубля.

НА ЗЕМЛЯХ, ОТВОЕВАННЫХ У БОЛОТ
        ЩУЧИН. (БЕЛТА). Каждый гектар торфяников дает совхозу "Новодворский" 500 рублен прибыли. На землях, отвоеванных у болот, хозяйство выращивало нынче 20 различных сельскохозяйственных культур и сняло хороший урожай. Получено в среднем по 26 центнеров ячменя, почти 500 центнеров моркови и 300 центнеров сахарной и кормовой свеклы с гектара. Уродили и травы. На торфяниках тимофеевка, лисохвост и овсяница луговая дали 360 пудов сена с гектара. Наступление на болота продолжается. Во втором году пятилетки будет включено в оборот еще 200 гектаров новых земель.

Вся Сельская газета

Главлит: АТ 02677