СООБЩЕНИЕ ТАСС

О запуске космической ракеты в сторону Луны

1957-1958 годы ознаменовались крупнейшими достижениями Советского Союза в области ракетостроения. Запуски советских искусственных спутников Земли позволили накопить необходимый материал для осуществления космических полетов и достижения других планет солнечной системы. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в СССР, были направлены на создание больших по размерам и весам искусственных спутников Земли. Вес третьего советского искусственного спутника, как известно, составлял 1.327 килограммов.
        При успешном запуске 4 октября 1957 г, первого в мире искусственного спутника Земли и последующих запусках тяжелых советских спутников по программе Международного геофизического года была получена первая космическая скорость - 8 километров в секунду.
        В результате дальнейшей творческой работы советских ученых, конструкторов, инженеров и рабочих в настоящее время создана многоступенчатая ракета, последняя ступень которой способна достигнуть второй космической скорости - 11,2 километра в секунду, обеспечивающей возможность межпланетных полетов.
        2 января 1959 года в СССР осуществлен пуск космической ракеты в сторону Луны. Многоступенчатая космическая ракета по заданной программе вышла на траекторию движения в направлении к Луне. По предварительным данным, последняя ступень ракеты получила необходимую вторую космическую скорость. Продолжая свое движение, ракета пересекла восточную границу Советского Союза, прошла над Гавайскими островами и продолжает движение над Тихим океаном, быстро удаляясь от Земли.
        В 3 часа 10 минут московского времени 3 января космическая ракета, двигаясь по направлению к Луне, пройдет над южной частью острова Суматра, находясь от Земли на расстоянии около 110 тысяч километров. По предварительным расчетам, которые уточняются прямыми наблюдениями, приблизительно в 7 часов 4 января 1959 года космическая ракета достигнет района Луны.
        Последняя ступень космической ракеты весом 1.472 килограмма без топлива оборудована специальным контейнером, внутри которого находится измерительная аппаратура для проведения следующих научных исследований:
        - обнаружения магнитного поля Луны:
        - изучения интенсивности и вариаций интенсивности космических лучей вые магнитного ноля Земли:
        - регистрации фотонов в космическом излучении;
        - обнаружения радиоактивности Луны;
        - изучения распределения тяжелых ядер в космическом излучении;
        - изучения газовой компоненты межпланетного вещества;
        - изучения корпускулярного излучения Солнца;
        - изучения метеорных частиц, Для наблюдения за полетом последней ступени космической ракеты на ней установлены;
        - радиопередатчик, излучающий на двух частотах 19,997 и 19,995 мегагерц телеграфные посылки длительностью 0,8 и 1,6 секунды;
        - радиопередатчик, работающий на частоте 19,993 мегагерца телеграфными посылками переменной длительности порядка 0,5-0,9 секунды, с помощью которого передаются данные научных наблюдений:
        - радиопередатчик, излучающий на частоте 183,6 мегагерц я используемый для измерения параметров движения и передачи на Землю научной информации;
        - специальная аппаратура, предназначенная для создания натриевого облака - искусственной кометы.
        Искусственная комета может наблюдаться и фотографироваться оптическими средствами, оборудованными светофильтрами, выделяющими спектральную линию натрия.
        Искусственная комета будет образована 3 января примерно в 3 часа 57 минут московского времени и будет видима около 2-5 минут в созвездии Девы, приблизительно в центре треугольника, образованного звездами альфа Волопаса, альфа Девы и альфа Весов.
        Космическая ракета несет на борту вымпел с гербом Советского Союза и надписью: "Союз Советских Социалистических Республик. Январь, 1959 год".
        Общий вес научной и измерительной аппаратуры вместе с источниками питания и контейнером составляет 361,3 килограмма.
        Научные измерительные станции, расположенные в различных районах Советского Союза, ведут наблюдения за первым межпланетным полетом. Определение элементов траектории осуществляется на электронных счетных машинах по данным измерений, автоматически поступающим в координационно-вычислительный центр.
        Обработка результатов измерений позволит подучить данные о движении космической ракеты и определить те участки межпланетного пространства, в которых производятся научные наблюдения.
        Созидательный труд всего советского народа, направленный на решение важнейших проблем развития социалистического общества в интересах всего прогрессивного человечества, позволил осуществить первый успешный межпланетный полет.
        Пуск советской космической ракеты еще раз показывает высокий уровень развития отечественного ракетостроения и вновь демонстрирует всему миру выдающееся достижение передовой советской науки и техники.
        Величайшие тайны Вселенной сделаются более доступными человеку, который в недалеком будущем сам сможет ступить на поверхность других планет.
        Коллективы научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов и испытательных организаций, создавшие новую ракету для межпланетных сообщений, посвящают этот пуск XXI съезду Коммунистической партии Советского Союза.
        Передача данных о полете космической ракеты будет производиться регулярно всеми радиостанциями Советского Союза.

Ученым, инженерам, техникам, рабочим,
всему коллективу работников,
участвовавших в создании и запуске
космической ракеты

Создание многоступенчатой космической ракеты и успешный ее запуск в сторону Луны 2 января 1959 года знаменуют собой величайшее достижение советской науки и техники.
        Первый межпланетный полет советской космической ракеты открывает славную страницу в изучении космического пространства и демонстрирует всему человечеству творческий гений свободного советского народа и гигантский научно-технический прогресс, достигнутый трудящимися первой в мире страны победившего социализма.
        Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР горячо поздравляют ученых, инженеров, техников, рабочих, весь коллектив работников, участвовавших в создании и запуске космической ракеты.
        Дорогие товарищи! Партия, Правительство и все советские люди высоко ценят ваш самоотверженный труд и выражают твердую уверенность в том, что вы еще не раз порадуете нашу любимую Родину в все прогрессивное человечество новыми открытиями в достижениями мирового значения.
        Слава труженикам советской науки и техники, пролагающим новые пути к раскрытию тайн природы и покорению ее сил на благо человечества!
        ЦК КПСС
        Совет Министров СССР

Наша гордость
        А. СМИРНОВ, колхозник сельхозартели "Веселые поля".

Радио сказало новость эту.
        Радость охватила всю страну, -
        Первая советская ракета
        Смело полетела на Луну.

На борту ракеты реет гордо
        Величавый наш советский герб.
        Это - достижение народа,
        Символ наших трудовых побед.

Нет людей пока что в той ракете,
        И ведет ракету не пилот.
        Радио ученым на планету
        Новости из космоса пришлет.

В недалеком будущем и люди
        Побывают сами на Луне,-
        Раз сказали, значит так и будет.
        Уж таков народ у нас в стране.

Через год, а мотет быть и в этом
        Мы развеем сказок старину.
        Новая советская ранета
        Полетит с ученым на Луну!

Будем работать лучше
        М. ВЕДЕРНИКОВА.
        С чувством глубокой радости и гордости за свою великую Родину встретили работники швейной мастерской промкомбината весть о запуске первой советской космической ракеты.
        -Мы гордимся нашими советскими учеными, первыми в мире открывшими дорогу в космос, - с волнением говорит мастер лучшей в мастерской бригады Анастасия Моисеевна Малова. Бригада тов. Маловой из года в год упорно держит первенство в мастерской. Швеи Фая Гаврилова, Рая Никитина, Валерия Круглова и другие ежедневно выполняют нормы на 150-180 процентов.
        Годовой план бригада выполнила досрочно, к 8 декабря.
        - В новом, 1959 году, - говорит тов. Малова, - мы решили работать еще лучше. Пусть самоотверженный труд на производстве будет нашим подарком великой Родине.

Весь Северный колхозник

Главлит: