ПРЕОДОЛЕТЬ ОППОРТУНИЗМ НА РЫБНОМ ФРОНТЕ

...В начинающуюся осеннюю путину показать образец большевистского лова, дать максимальное количество рыбы и не только выполнить план по осени, но покрыть также недолов весны.
"Правда".

Нужно дать сокрушительный отпор оппортунистам, страдающим темпо-боязнью, дискредитирующим колхозный лов и задерживающим социалистическую реконструкцию рыбного хозяйства.

"Правда".

Хождение за спецодеждой
        Кооператор.
        Интегралсоюз обратился в правление АСО об отпуске для промысла по бою морского зверя на лежбище Лаки ватных пиджаков и брюк. Представитель Интегралсоюза прежде чем получить эту спецодежду, пошел к члену правления Линицкому, который предписал отделу снабжения выдать спецодежду незамедлительно.
        Но другому члену правления АСО, т. Абарбарчуку, такой мотивировки было недостаточно и он на бумажку наложил такую резолюцию: "Прошу дать общую заявку".
        Представитель Интегралсоюза побежал в рыбный отдел, где была написана третья резолюция завед. рыбным отделом Пескова: "Эта спецодежда не для команды катера, а для ловцов зверя. Нужно срочно отпустить".
        Опять пошли в отдел снабжения, но там отпустить спецодежду отказались. Тогда представитель Интегралсоюза обратился непосредственно к т. Гуревичу, который на бумажке наложил четвертую по счету резолюцию: "Тов. Шитцу. Предлагаю выдать, если только есть".
        Эти факты показывают, какая безалаберность царит в АСО. Даже такую мелочь, как выдача 31 комплекта ватных пиджаков, должен решать ни кто иной, как председатель правления АСО.
        Этот факт показывает также и на то безобразное отношение к снабжению рыболовецкой кооперации, какое царит не только в комбинатах, но и в самом правлении АСО.

133 боченка сельди
        Ан.
        Рыбацкая артель Жонкьер сдала Александровскому комбинату 133 боченка сельди. Для приема сельди приезжал засольщик Алеев. Сельдь этим засольщиком была принята, как первосортная. Сельдь погрузили на шаланду, но эта шаланда во время погрузки была затоплена и сельдь на Половинку увезли подмоченной.
        Прошел месяц, в бочки с сельдью никто не заглядывал. Проникшая в бочки морская вода сделала свое дело, - почти вся принятая сельдь испортилась. А между тем эту сельдь можно было бы спасти, если бы во время ее перебрать и залить новым тузлуком.
        Сейчас на Половинке испорченную сельдь коптят и пытаются выпустить на местный рынок.

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ТОПТАНИЕ НА МЕСТЕ
        Рыб.
        Провал весенней и летней путины заставляет нас требовать от рыбопромышленных организаций большей поворотливости, большей настойчивости и большей инициативы в работе. Необходимы самые коренные и кардинальные меры для устранения всех причин, которые срывали и тормозили весеннюю и летнюю путины.
        Но, начинается осенний лов, однако, основные тормозы прежних путин - недостаток тары и плавсредств, не устранены и до сих пор.

Без тары без плавсредств
        На Восточном побережья, где, главным образом, будет сосредоточен лов кеты и морского зверя, в рыбацких колхозах имеется только лишь три катера, шхуна "Граната" и четыре халки. И эти суда находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Например, катер "Интеграл" с первого же дня работы находится в ремонте. Рыбный отдел АСО располагает 12 катерами. Но эти катера расставлены так, что они не могут быть рационально использованы на кетовой путине и на лове морского зверя.
        Между тем осенний лов кеты и морского зверя - лов активный. Чтобы ловить кету и морского зверя, нужно далеко уходить в море и бороться со штормами. А катеров нет, на одних же кунгасах многого не сделаешь.
        Положение с тарой в рыболовецкой кооперации на сегодняшний день рисуется в следующем виде. Весенняя сельдь из чанов убрана только на 15-20 проц. Не убрана горбуша. Рыболовецким артелям нужно около 7.000 бочек. Их должно представить АСО, но оно тарой не располагает. Самому АСО надо 9000 бочек.
        Рыбацкие артели к лову готовы. Невода приведены в порядок, кунгасы также, но недостаток тары сдерживает их работу. Тара - это самый большой вопрос. - Тара решает исход осенней путины. Нужно сейчас до зарезу 16.000 бочек. Их нет.

Зафиксировали и успокоились
        Таково положение с тарой и плавсредствами. Положение тревожное, чреватое многими последствиями, Однако, вместо боевой напористой работы по устранению "узких" мест, мы видим в наших рыбопромышленных организациях оппортунистическое топтание на месте.
        Что напр., предпринимает правление Интегралсоюза для преодоления "узкого" места с плавредствами. Оно в своих постановлениях только зафиксировало недостаток плавсредств. Этот факт говорит о том, что Интегралсоюз меньше всего думает о ликвидации прорывов, а больше о том, как бы застраховать себя от ответственности, прикрывшись "об'ективными причинами", "узкими" местами.
        В рыбном же отделе АСО даже не знают, где и какой катер работает, не знают, как плавсредства расставлены. На каждый катер имеется ряд претендентов. И горный отдел, и лесной отдел, и транспортный, и проч. и проч. Вокруг катеров идет драка. И они, в конце концов, используются не по прямому назначению.

Схватились, когда гром грянул
        Как разрешается вопрос с тарой?
        В рыбном отделе сидят и пишут, разрабатывают планы, перспективы, согласовывают, увязывают.
        Рыбный отдел жалуется на лесной. Лесной отдел должен организовать выработку тары на острове, но лесной отдел не соглашается на установленные сроки. Он, видите ли не может выдержать календарных сроков, представить в сентябре десять процентов годового плана. Он бьется и доказывает, что в октябре ему непосильно будет выработать и представить еще двадцать процентов. Нет леса, нет полосового железа, нет бондарей. Нет ничего.
        Что думало до этого правление АСО, рыбный отдел и другие руководящие центры рыбной промышленности? И весенняя, и летняя путина проводилась при остром напряжении с тарой. Почему не были приняты своевременные меры для того, чтобы это "узкое" место преодолеть? Почему не организована была раньше выработка тары на острове? Почему, когда кета идет в невода, начались споры, кому и что делать для того, чтобы дать тару? Почему во время не были завезены на остров бондари, железо, материалы, не построены бондарные мастерские, не выделен лес и проч. и проч?

Полумеры вместо коренных мер
        Но схватившись, хотя и поздно, за голову, рыбный отдел АСО ограничился полумерами.
        Им сейчас мобилизована на выработку тары бондарная мастерская во Владивостоке. Им мобилизовано 13 бондарей на острове. Бондари путешествуют с места на место, не имея ни инструментов, ни материалов, ни оборудованной мастерской, ни постоянного места работы. Проведенные рыбным отделом "меры" на сегодня не дали ни одной бочки. Тара будет завтра, а ее нужно сегодня. Кета уже идет, ее ловят, но ее не в чем солить.
        Нельзя сказать, что у АСО совсем не было тары. Тара есть. Она лежит в Александровске, во Владивостоке, - ее не могут собрать и перебросить туда, где в ней ощущается острая нужда. Нет плавсредств, а между тем катера обслуживают второстепенные участки работ. Разве нельзя эти катера бросить на перевозку имеющейся тары? Но руководители топчатся на месте, пишут и спорят, спорят и пишут.

* * *

Нужно прекратить это оппортунистическое топтание на месте, и чем скорее, тем лучше. Нужно заставить и АСО, и Интегралсоюз по боевому и в кратчайший срок разрешить вопрос с тарой и плавсредствами.

Удары по колхозу
        Рыбак.
        Колхоз "Пятилетка" в Хоэ со дня своей организации и до настоящего времени работает в очень тяжелых условиях. Хойский комбинат АСО явно игнорирует этот колхоз и командует им.
        Подвозка соли была несвоевременной. Соль рыбаки доставляли сами из Хоэ. Ощущался большой недостаток в плавучих средствах. Не было тары. Колхоз просил Хойский комбинат и Интегралсоюз, чтобы тару дали, но колхозу везде отвечали: - "Тары нет". Но, вот, тара пришла в адрес Хойского комбината. "Тара оказалась разбитой, а соль - грязной. От приема разбитой тары и непригодной соли колхоз отказался. У него не было бондарей, чтобы собирать тару.
        В комбинате тару стали ремонтировать, сообщив колхозу, что каждый бочонок ему будет стоить около 8 рублей. А сдача продукции колхозом должна производиться весом рутто, следовательно, колхоз должен понести убыток около 12.000 рублей.
        Однажды колхозники были заняты уборкой сельди и подготовкой леса на постройку, а комбинат без всяких разговоров послал всех на выгрузку парохода, угрожая: "Если не пойдете, то не будем вам ничего давать". Пришлось бросить свою работу и целую неделю выгружать пароход.
        Все эти нездоровые взаимоотношения с комбинатом влияли на колхозников. Однажды, после инциндента с комбинатом, из колхоза ушли десять ударников. Партийному и комсомольскому ядру колхоза с большим трудом удалось удержать колхоз от развала.
        Интегралсоюз, который должен был урегулировать все недоразумения, ликвидировать все нездоровые явления, никаких мер не принимал.

Против игнорирования колхозного лова
        Павел П.
        Весенняя и летняя путина, как гословом, так и рыболовецкой кооперацией проведены неудовлетворительно. Это произошло от того, что между основными рыболовецкими организациями не было необходимой сработанности и взаимодействия. В частности АСО, взявшее на себя обязательство снабжать рыболовецкую кооперацию плавсредствами, снаряжением, продовольствием и проч. и проч., своих обязательств не выполнило.
        Перед нами ряд документов, говорящих о безобразном отношении комбинатов АСО к выполнению взятых на себя обязательств. Так например, колхоз "Красная Звезда" не получил во время каната манильского от Пилевского комбината АСО. Эта же артель просила 13 кукол селедочной дели, колхозники ездили за ДЕЛЬЮ на пароход "Вуянг", привезли дель на берег, но помуправляющего пилевским комбинатом Гольштейн взял эту дель на гослововский ставник. Колхоз же получил негодную дель.
        "Красная Звезда" обратилась в тот же комбинат за спец одеждой. Опять получилось так, что гослов спецодежду получил, а колхозу бы-ло отказано. Отказано было "Красной Звезде" и в выдаче нормы продуктов, что чуть было не привело к срыву работы.
        Часто, по вине комбината, были простои кунгасов по три-четыре часа у берега. Комбинат не мог организовать бесперебойного приема рыбы. Это отражалось на темпах работы колхоза.
        Из за преступной неповоротливости работников Пидевского комбината в неводе колхоза погибло 15.000 пудов сельди, так как комбинат не смог наладить бесперебойный прием рыбы от колхоза. Ссылаясь на то, что в договоре между АСО и Интегралсоюзом ничего не сказано о камбале (!?), комбинатские головотяпы не приняли пойманную колхозом камбалу. 1.000 пудов камбалы колхоз вынужден был выбросить в море. (Об этих фактах в свое время писалось в "Сов. Сах.").
        Но хуже всего было организовано снабжение рыбацких колхозов плавсредствами. АСО передавало Интегралсоюзу все, что ему (АСО) не нужно, что отжило свой век, что нужно капитально ремонтировать.
        Все полученные Интегралсоюзом катера, шаланды, кунгасы, и проч. и проч. пришлось ремонтировать. АСО не выполнило своего обязательства о предоставлении Интегралсоюзу девяти катеров. В результате лов морского зверя был сорван.
        Колхозники "Северного Прогресса" в составленном ими акте пишут: "20-го июня с четырех до девяти часов утра на тоне села Успеновка появилась громадная стая дельфинов, шедшая в направлении с севера на юг. Количество дельфинов определяется от четырех до шести тысяч штук. Дельфин шел сплошной массой. Имея вполне приготовленные орудия лова: невод и кунгас, можно было бы поймать, при наличии катера, минимум 200-300 штук, как это было поймано в 1929 году, когда артель имела катер".
        В этот же день колхоз "Прибой" также наблюдал ход огромного количества дельфинов в восьмидесяти пяти саженях от берега. Рыбаки ограничились только тем, что наблюдали за этим интересным ходом и бездействовали. У них не было катера.
        Еще ряд колхозов наблюдал с берега небывалый ход дельфинов, но все они, вместе взятые поймали из за отсутствия катеров, только лишь шесть штук из 4.500 по плану. Правление АСО не могло не заметить нездоровых отношений между комбинатами в рыболовецкими артелями. Член правления Линицкий пишет комбинатам циркуляр, в котором констатирует, что "отдельные руководящие работники комбинатов не считаются с рыбацкими кооперативными артелями, игнорируют их законные требования на промснаряжение, продовольствие, спецодежду, проявляют приемы недопустимого командования по отношению к рыбацким артелям, нарушая тем самым директивы партии и правительства о колхозном строительстве и отрицательно влияют на успешность выполнения путинных планов колхозами".
        Но этот циркуляр не создал перелома. Безобразное отношение продолжается и до сегодняшнего дня. Вот факт: 18-го августа кавасаки №5, переданный АСО Интегралсоюзу, был нагружен промснаряжением и стоял в ковше Александровского порта, он должен был выйти в район Лаки.
        Пока работник Интегралсоюза оформлял свои дела по поездке в конторе Интегралсоюза, на пристань пришел директор Хойского комбината тов. Тараскевич и распорядился, чтобы кавасаки немедленно отошел в Хоэ. И кавасаки, и груз, и снаряжение, вместо Лаки, ушли с Тараскевичем в Хоэ.
        Если в осеннюю путину будут наблюдаться такие же факты то надо считать, что кеты и морского зверя осенью колхозы не поймают.
        Для того, что бы по большевистски провести осеннюю путину надо со всей решительностью и самым безпощадным образом пресечь недоценку и игнорирование рыболовецких колхозов, как боевых звеньев лова. Все перегибы должны быть немедленно ликвидированы. Нужно, чтобы каждый встал на свое место, что бы каждый занялся своим делом, чтобы каждый выполнял свое обязательства. Надо преодолеть сопротивление всех перегибщиков и оппортунистов, которые срывали и будут пытаться сорвать колхозный лов.

Весь Советский Сахалин

Главлит: