Было бы желание...
Заметки об опыте работы
Раменского совета общества "Урожай

А РЫЖЕНКОВ, председатель районного совета общества "Урожай".
        Еткульский район, Челябинская область.

Когда я взялся за перо, чтобы рассказать об опыте работы нашего районного совета общества "Урожай", то подумал, что же является решающим в тех скромных успехах, которых достиг наш совет? И пришел к заключению: желание. Но не пассивное желание, а активное, полнокровное.
        Нередко мне и моим товарищам приходилось сталкиваться с людьми, которые не прочь поиграть в футбол, заняться легкой атлетикой, шахматами, городками. "Но где? - обычно спрашивают эти любители спорта. - Площадок у нас нет, секций никто нам не создал, инвентарь не заготовлен...". Поэтому самое важное - это желание организовать работу, и желание действенное. С этого и начали наши активисты.
        Районный совет спортивного общества "Урожай" не имеет ни одного штатного работника. Обязанности председателя совета я выполняю в общественном порядке. Основная моя работа - инструктор районного комитета Досаафа.
        В состав районного совета общества "Урожай" были избраны учитель физического воспитания средней школы А. Осипов, тракторист Н. Печенкин, второй секретарь райкома ВЛКСМ В. Мочалов и другие. Начали мы с того, что распределили между собой обязанности. Один стал отвечать за развитие легкой атлетики, другой - плавания, третий - велосипедного спорта и т. д. Но такое распределение обязанностей вовсе не означало, что члены районного совета вовсе не участвуют в решении других задач. Они обязательно участвуют в претворении в жизнь плана, который принимается райсоветом, а бывая в колхозах, совхозах, МТС района, интересуются тем, как там налаживается физкультурная работа, в какой помощи нуждаются советы коллективов физкультуры.
        Так мы начинали в 1955 году. А сейчас у нас во всех колхозах, совхозах и МТС созданы и работают коллективы физкультуры. Более 1500 человек занимается в секциях легкой атлетики, велосипеда, плавания, стрельбы, конного спорта, спортивных игр. В ряде коллективов физкультуры, таких, как колхоз "Дружба", Еткульский совхоз, Еманжелинская МТС, спортивная жизнь бьет ключом. Здесь успешно готовят спортсменов-разрядников, значкистов ГТО, регулярно проводят соревнования.
        А ведь, кажется, совсем недавно и здесь можно было услышать все тот же вопрос: а где нам проводить соревнования? Действительно, со спортивными сооружениями у нас еще не все гладко. Но и тут надо организовать актив. Возьмем хотя бы такой пример. Приехали мы как-то в Каратабанскую МТС, поговорили с юношами и девушками, что надо, мол, своими силами построить площадку и поактивнее взяться за физкультурные дела. Эту идею поддержали партийная организация и директор МТС, которые помогли молодежи и техникой, и строительными материалами. И вот у физкультурников МТС появился свой стадион с беговой дорожкой, легкоатлетическими секторами, городошной площадкой. Молодежь и комсомольцы проявили много энергии, выдумки. Не хватало транспорта - так ребята стали возить воду на... велосипедах.
        Сейчас у нас построено 10 комплексных спортивных площадок, 10 футбольных полей, 33 волейбольные и баскетбольные площадки. Плаванием занимаемся мы на озере Еткуль, где накануне соревнований размечаем дорожки, устанавливаем стартовые тумбочки.
        Как только были сделаны первые шаги по созданию спортивной базы, районный совет общества "Урожай" стал думать, как лучше организовать соревнования. Условия работы и жизни в колхозной деревне отличаются от городских условий. Поэтому копировать нам городской календарь нельзя. Кто-то из членов совета предложил:
        - Давайте организуем соревнования по зонам МТС и сельских советов. Это даст возможность большинству коллективов физкультуры принять в них участие.
        Идея понравилась. В минувшем году мы так и поступили. В зональных соревнованиях трех МТС и шести сельсоветов приняло участие свыше 1200 человек. Проходили они в конце июня, когда спала горячая пора полевых работ. На протяжении двух дней сельские физкультурники состязались в легкой атлетике, мерились силами на волейбольной и городошной площадках, на велосипедах, участвовали в соревнованиях по конному спорту (гладкие скачки). Затем победители зональных соревнований выступали в районной спартакиаде.
        Кроме того, районный совет общества "Урожай" на протяжении года проводит спортивные праздники в районном центре - селе Еткуль и на центральных усадьбах МТС, посвященные окончанию полевых работ и уборке урожая. Эти праздники неизменно вызывают большой интерес у всех сельских жителей, которые собираются, чтобы посмотреть выступления своих спортсменов. Традиционными стали соревнования по лыжному спорту, посвященные памяти дважды Героя Советского Союза майора Хохрякова, эстафета на приз районной газеты "За высокий урожай".
        Соревнования помогают нам повышать мастерство своих спортсменов. Сборные команды района, участвуя в областных состязаниях сельских спортсменов, часто выходят победителями. В этом году мы завоевали первые места по лыжному спорту, в комплексном зачете коллективов физкультуры целинных совхозов, на областной спартакиаде облпотребсоюза и третье место по легкой атлетике на областном фестивале "За мир и дружбу". На протяжении года в коллективах физкультуры "Урожая" было подготовлено 194 значкиста ГТО и 20 спортсменов-разрядников. В наших сельских коллективах физкультуры работают более 120 инструкторов-общественников и судей.
        Все эти скромные успехи были бы невозможными, если бы мы не работали в контакте с районным комитетом физкультуры, с райкомом ВЛКСМ, не получали должной поддержки со стороны районного Совета депутатов трудящихся, районного комитета партии. Любое дельное предложение, хорошее начинание, здоровая инициатива не только поддерживаются, но их помогают осуществить. Большую помощь наши сельские физкультурники получают и от совета коллектива, физкультуры Челябинского тракторного завода. Спортсмены завода часто бывают у нас, проводят показательные выступления гимнастов, боксеров, борцов, устраивают матчевые встречи по волейболу, футболу, помогают в приобретении спортивного инвентаря.
        Но еще не все у нас хорошо. Много трудностей в организационных делах, в финансировании, в налаживании полноценной учебно-тренировочной работы, в проведении систематических соревнований. Однако мы не опускаем рук. Москва ведь тоже не сразу строилась. Думается, что удастся избавиться от тех трудностей, которые объясняются еще нашим небольшим опытом, не всегда оперативным руководством со стороны физкультурных и спортивных организаций.
        Важно, чтобы желание, которое у нас родилось в начале работы, не иссякло. Тогда легче будет решать вопросы, которые стоят перед нами. Хотелось бы почаще видеть выступления на страницах газеты "Советский спорт" организаторов спортивной жизни на селе. Такое общение поможет преодолеть многие препятствия, успешнее решать те задачи, которые стоят перед нами.

Сотни зрителей заполнили в эти дни трибуны плавательного бассейна "Спартака" в Астрахани. Интерес к происходящим здесь соревнованиям вполне понятен: на старт вышла молодежь. Бассейн предоставлен молодым спортсменам - участникам зональных соревнований по плаванию VI Всероссийской спартакиады школьников. В них принимают участие юные пловцы 10 областей и краев Россия, команды Чечено-Ингушской и Северо-Осетннской АССР, городов Ростова-на-Дону и Сочи. Будущие чемпионы демонстрируют здесь результаты своего упорного труда, волю к победе, стремление отстоять честь родного города.

Размер: 37,5kB, 450x337x100dpi

Пройдет несколько лет, и, может быть, мы увидим кого-либо из них в рядах лучших пловцов нашей страны и мира.
        На снимке: участницы заплыва на дистанцию 100 м вольным стилем на старте.
        Фото А. Леонтьева. (Фотохроника ТАСС).

Побеждая стихию. Заголовок
        ВЕНТСПИЛС. (Наш корр.).
        Это произошло несколько месяцев назад декабрьским утром. На Балтике разыгрался восьмибалльный шторм. Маленький рыболовный мотобот "Сиг" бросало на волнах, как щепку. Не один раз рыбаки встречались в море с опасностью, и вот теперь стихия снова угрожала им. Горы воды перекатывались через палубу, заливали трюм - бот накренился. Рыбаки стали подавать сигналы бедствия.
        От находчивости помощника механика комсомольца Владимира Сергеева во многом зависела судьба судна. Пренебрегая опасностью, молодой моряк не покидал машинного отделения. Когда вода начала доходить почти до пояса, Владимир выбежал наверх. На раздумье оставались секунды. Сбросив тяжелые рыбацкие сапоги, он пробежал по наклоненной к воде мачте и прыгнул в морскую пучину. В эту минуту мотобот затонул. Ледяная вода сковывала движения. Сергеев с трудом держался на поверхности. Волны накрывали его с головой, приходилось бороться за каждый глоток воздуха.
        Через 45 минут прибыл буксир. Луч прожектора разрезал мглу раннего утра, скользнул по волнам, осветил фигуру плывущего человека. Сергеева вытащили, переодели, оказали первую помощь.

* * *

...На занятие гимнастической секции Вентспилсского ремесленного училища № 20, как всегда, пришло около 25 юношей.
        - Владимир Сергеев, к снаряду! - командует инструктор физического воспитания.
        - Тот самый? - спросил я.
        - Да. Наш герой, - ответил инструктор. - Собственно, он уже не совсем наш. Сергеев окончил училище в прошлом году, но так привык к физкультурному коллективу, что расставаться с ним не собирается.
        Владимир четко выполнил на брусьях упражнение из программы второго разряда, а затем сел на гимнастическую скамейку.
        - Приходится вспоминать ледяную купель? - задал я, может быть, не совсем уместный вопрос.
        - Разве такое забудешь?., Нашему инструктору, всем воспитателям ремесленного училища обязан я тем, что живу сейчас...
        Сергеев рассказал о том, как за время учебы он физически окреп, закалился, научился хорошо плавать, стал значкистом ГТО второй ступени, спортсменом-разрядником. Все это и помогло ему выйти победителем в борьбе с разбушевавшейся морской стихией.
        Вентспилсское ремесленное училище готовит специалистов для рыболовного флота: матросов, судовых механиков. Все эти сложные и суровые профессии требуют не только хороших знаний, опыта, но также прежде всего отличной физической закалки.
        - Физзарядка зимой и летом, в любую погоду проводится у нас уже много лет, - рассказывает директор училища, замечательный педагог и воспитатель Михаил Иванович Линьков. - Простудных заболеваний среди учащихся почти не наблюдается.
        Физкультурники ремесленного училища, занимающиеся в одиннадцати спортивных секциях, первенствуют в Вентспилсе почти по всем видам спорта. Они - чемпионы Латвийского республиканского совета "Трудовых резервов" по гимнастике, стрельбе, победители республиканского кубка по футболу и баскетболу. Отрадно, что лучшие спортсмены, как правило, являются хорошими производственниками, передовиками учебы.
        Двадцатое ремесленное училище г. Вентспилса в апреле этого года справило свое десятилетие. Воспитанники училища разъехались по всей нашей необъятной стране, но не теряют с ним связей: шлют письма, иногда заезжают во время отпуска. У юношей больше всего воспоминаний о замечательных мастерах производственного обучения, о Дружном коллективе физкультуры.

Вместо обзора

"Вкусен ли удав?"
        "Вкусен ли удав?" - так называлась заметка, напечатанная во львовской молодежной газете "Ленiнська молодь" 19 июня. Подробный разговор о вкусовых качествах удава велся на четвертой странице газеты, там, где редакция изредка помещала спортивную информацию. Проявив столь большое внимание к вкусовым качествам удава, редакция оставила своих молодых читателей в неведении о большом и интересном спортивном событии, состоявшемся за три дня до этого. Во Львове начались областные легкоатлетические состязания, входящие в программу Всесоюзного открытого конкурса для участия в III дружеских играх молодежи. Десятки молодых спортсменов боролись за право поехать в Москву, четверо из них уже в первые два дня завоевали право участвовать во Всесоюзных отборочных соревнованиях. Многие значительно повысили свои спортивные результаты. Их имена остались читателю газеты неизвестными.
        "Ленiнська молодь", проявляя непонятное равнодушие, ничего не пишет о подготовке к III играм молодежи.
        Может быть, это случайность? Но вот номер газеты от 22 мая, а 19 мая в городе прошли массовые состязания легкоатлетов, свыше 300 коллективов физкультуры начали соревноваться по программе городской спартакиады, которая будет длиться все лето. Но газета не напечатала об этом ни строчки.
        Львов - один из крупнейших спортивных центров Украины. Но спортивная жизнь молодежи не находит места на страницах газеты. Она ограничивается информациями о различных всесоюзных и республиканских соревнованиях, изредка - о городских, публикуя таблицы розыгрыша футбольных чемпионатов. Совсем ничего не пишет газета о легкой атлетике - самом массовом виде спорта, не уделяет внимания физкультуре и спорту в школах. Сотни школьников области участвуют во всесоюзном конкурсе по строительству комплексных спортивных площадок, объявленном ЦК ВЛКСМ. Но "Ленiнська молодь" не освещает хода этого конкурса.
        Позабыла редакция и о сельских физкультурниках. Как живут они, читателю газеты неизвестно. В газете редко выступают спортсмены, мастера спорта, судьи.
        Недавно ЦК Коммунистической партии Украины принял постановление о развитии физкультуры и спорта в республике. Постановление обязывает местные газеты шире освещать вопросы физического воспитания трудящихся, жизнь коллективов физкультуры, пропагандировать спорт среди молодежи.
        Львовская молодежная газета пока плохо справляется с этой задачей.

НОВЫЙ БАССЕЙН В ТАДЖИКИСТАНЕ
        Г. ЛОЗИКОВ.
        В Сталинабадсном аэропорту недавно заново переоборудован водный бассейн. Сделано два отделения для пловцов и прыгунов в воду. Построены трех и пятиметровая вышки для прыжков в воду.
        В день открытия бассейна состоялся большой спортивный праздник, в котором приняли участие лучшие спортсмены республики.

Весь Советский спорт

Главлит: Б02270