По заданиям пятой
сталинской пятилетки

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДЫ НАШЕЙ РОДИНЫ
        А. КОСТЯКОВ, член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии, заведующий кафедрой Института инженеров водного хозяйства имени В.Р. Вильямса.
        КАЖДАЯ цифра директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР отражает действие открытого гением Иосифа Виссарионовича Сталина основного экономического закона социализма. Обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники - таковы существенные черты и требования этого закона.
        Все производство в социалистическом обществе подчинено интересам человека с его непрерывно растущими потребностями. Во имя счастья человека осуществляется в нашей стране и грандиозный план преобразования природы. Величие этой цели вдохновляет рабочих и колхозников, инженеров и ученых - всех, кому выпала честь стать участниками выполнения грандиозного сталинского плана, предусматривающего строительство гигантских гидроэлектростанций, мощной разветвленной сети ирригационных сооружений. С большим энтузиазмом трудится над решением ряда проблем, связанных с мелиорацией земель, и коллектив Института инженеров водного хозяйства имени В.Р. Вильямса.
        Наука знает множество разнообразных способов мелиорации, т.е. улучшения земель с помощью гидротехнических и агротехнических мероприятий. Ирригация или орошение засушливых земель, осушение заболоченных территорий, осуществляемые планомерно, в соответствия с требованиями агробиологии, ведут к прогрессивному повышению плодородия почв, создают все условия для того, чтобы растения получали необходимое им количество влаги, питательных веществ, тепла и т.д. Но травильное проведение мелиоративных мероприятий возможно лишь в условиях планового социалистического хозяйства.
        За 35 лет площадь орошаемых земель на территории Советского Союза выросла на многие сотни тысяч гектаров. Это позволило намного расширить посевные площади под хлопком и другими культурами в Средней Азии и других районах страны.
        Широко проводятся в нашей стране работы по осушению болот. За годы советской власти плодородие возвращено тысячам гектаров заболоченных ранее земель Белоруссии, Закавказья и многих других районов.
        В то же время в странах империализма, где вода и земля являются собственностью капиталистов, территория мелиорируемых земель. Не только не увеличивается, но из года в год сокращается. Около восьми миллионов гектаров поливных земель в США превращены в солончаки; разрушаются древние ирригационные сооружения в Индии; в Египте из-за упадка орошаемого земледелия непрерывно снижаются урожаи хлопка.
        Пятый пятилетний план развития СССР предусматривает строительство новых обширных оросительных и обводнительных систем.
        Площадь орошаемых земель за годы пятой сталинской пятилетки вырастет на 30-35 процентов. В колхозах и совхозах будет создано 30-55 тысяч новых прудов и водоемов. После осуществления великих сталинских строек коммунизма в нашей стране будет орошена и обводнена огромная площадь - более 28 миллионов гектаров земель. Площадь осушенных земель увеличится к концу пятилетии на 40-45 процентов.
        Решением многих проблем, непосредственно связанных с осуществлением пятилетнего плана мелиоративных работ, занят и коллектив кафедры мелиорации Института инженеров водного хозяйства имени В.Р. Вильямса.
        Особенно большое внимание кафедра уделяет вопросам перехода на новую систему орошения, которая должна быть внедрена в течение пятого пятилетия. Отличительные черты этой системы заключаются в том, что постоянная сеть мелких оросительных каналов, которая занимает значительную полезную площадь орошаемой земли и затрудняет механизацию ее обработки, заменяется сетью временных. Это значительно облегчит механизацию сельскохозяйственных работ и увеличит площадь обрабатываемой земли. Кафедра разрабатывает методы расположения, устройства и применения такой временной оросительной сети.
        Сотрудники кафедры исследуют также режим грунтовых вод в районе первой очереди орошения в зоне Волго-Донского канала. Полученные данные позволили определить необходимые в этих районах мелиоративные мероприятия.
        В течение двух последних лет экспедиция научных сотрудников кафедры работала и в зоне строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. Как известно, создание этих каналов и Каховского водохранилища на Днепре даст возможность оросить в Крыму и на Украине полтора миллиона гектаров плодородных черноземов и обводнить один миллион семьсот тысяч гектаров земель. Плодородные черноземные степи будут давать значительно большие, чем в настоящее время, урожаи пшеницы, хлопка и других культур.
        Однако для правильного осуществления этих грандиозных работ необходимо заранее установить сроки и нормы полива различных культур, разработать способы борьбы с потерями воды в новых каналах, спроектировать всю оросительную сеть в соответствии с условиями рельефа, климата, уровня грунтовых вод и т.д. Экспедиция провела ряд исследований на трассе строительства новых каналов, на опытных мелиоративных пунктах. В результате выбраны наиболее рациональные режимы полива, определена техника орошения, что даст возможность сократить расход воды на 30-40 процентов по сравнению с намечавшимся ранее.
        Работы в Крыму и на Украине коллектив кафедры продолжит и в этом году. Будут проведены опыты по применению так называемых влагозарядковых поливов. Они проводятся до посева и создают запас влаги, который затем используется растением в течение вегетационного периода. Намечено также изучить новый метод орошения - подпочвенный, когда вода подается не на поверхность земли, а в подпахотный слой. Будут разрабатываться способы автоматизации поливов и борьбы с потерями воды в мелкой временной оросительной сети и в постоянных крупных каналах.
        Для правильной эксплуатации новых каналов, особенно таких крупных, как Главный Туркменский. очень важно разрешить вопрос о влиянии этих каналов на грунтовые воды. Большой подъем уровня грунтовых вод в засушливых пустынных землях вызывает засоление орошаемых почв и может понизить их плодородие. Необходимо найти способы борьбы с таким опасным подъемом грунтовых вод. Этой проблемой так же занимается коллектив кафедры. Опыты ведутся в лабораторных условиях - с помощью моделей и в низовьях реки Аму-Дарьи, в будущей зоне канала.
        Кафедра одновременно разрабатывает наиболее эффективные способы осушения заболоченных земель нечерноземной полосы.
        Научные работники с большим подъемом выполняют эти разнообразные исследования, зная, что своим трудом они участвуют в осуществлении великого сталинского пятого пятилетнего плана.

Новая техника на подмосковных полях
        В машинно-тракторные станции Московской области поступают новые сельскохозяйственные машины и орудия.
        Для МТС Московской области на заводе "Рязсельмаш" изготовляются сотни машин для квадратно-гнездовой посадки картофеля. Возрастает парк картофелекопалок. Эти машины увеличивают производительность труда на уборке картофеля в три раза.
        Завозятся овощные сеялки, которые позволят почти все овощи высеять механизированным способом. Обработка посевов овощей будет производиться при помощи тракторных культиваторов. Размер механизированной обработки пропашных культур возрастет в три с лишним раза. В колхозах, возделывающих на больших площадях капусту, будут работать рассадопосадочные машины. Они уменьшат затраты труда на этих работах в пять раз.
        Механизаторы поставили перед собой задачу - полностью завершить сеноуборку до косовицы хлебов. Для этого в МТС завозятся тракторные сенокосилки, тракторные грабли и волокуши. Впервые будут применены моторные стогометатели. В ряде МТС намечается полностью механизировать все работы на сеноуборке. Вдвое увеличивается количество силосорезок.
        В области имеется много лугов, покрытых кустами и кочками, крайне затрудняющими уборку трав. В прошлом году в 60 МТС были созданы машинно-мелиоративные отряды. Сейчас они дополнительно получают кусторезы, корчеватели - собиратели для корчевки и уборки пней, фрез-барабаны для удаления кочек и разработки целины, грейдеры, бульдозеры, а также канавокопатели. С помощью этих машин будет освоено вдвое больше неудобных и заболоченных земель, чем в прошлом году.
        Намного увеличивается также тракторный парк МТС. (ТАСС).

В помощь производству
        Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева ведет большую работу по оказанию помощи производству. В ней принимают участие работники 26 кафедр. Более 60 договоров о творческом содружестве заключенных институтом с предприятиями, предусматривают участие научных работников в совершенствовании технологических процессов и освоении выпуска новой продукции.
        Профессор Кудрявцев вместе с работниками Московского автозавода имени Сталина внедрил в производство разработанный им метод блестящего никелирования. Раньше детали машин после покрытия их никелем приходилось подвергать механической полировке для придания блеска. Новый метод полностью устраняет эту трудоемкую операцию.
        Исследования работников института тесно связаны с запросами промышленности. Над устранением хрупкости высокопрочного материала - микролита, из которого готовят резцы для скоростного резания металла, работает доцент Павлушкин. Проблемой усовершенствования технологического процесса получения огнеупорных материалов заняты профессор Полубояринов и доцент Попильский.

СТРАНА - ВЕЛИКИМ СТРОЙКАМ КОММУНИЗМА

ЗАКАЗЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ДОСРОЧНО
        ЯРОСЛАВЛЬ, 5. (ТАСС). Более десяти предприятий области изготовляют машины и механизмы для великих строек коммунизма.
        Коллектив автомобильного завода, досрочно выполнив заказы первого квартала, отправил на строительство Куйбышевского гидроузла партию автосамосвалов и 12-тонных грузовиков в счет второго квартала.
        В цехах Щербаковского завода дорожных машин по заказу "Куйбышевгидростроя" и других великих строек готовятся тяжеловесные дорожные катки. Взяв обязательство выполнить почетный заказ досрочно, стахановцы и инженерно-технические работники предприятия усовершенствовали обработку деталей катка, повысив производительность на 15- 20 процентов. В результате цех на месяц раньше срока изготовил необходимые детали.

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНСКА
        МИНСК, 6. (ТАСС). Коллектив автомобильного завода изготовлял вчера последние автомашины в счет квартального заказа великих строек коммунизма. Уже полностью справился с заданием передовой на предприятии цех тяжелых машин.
        Десятки метров первосортных шерстяных тканей изготовлено сверх плана на тонкосуконном комбинате. Это предприятие работает со значительным опережением графика. Больших производственных успехов добились коллективы прядильного, ткацкого и отделочного производств. Каждый из них ежедневно перевыполняет суточное задание на 15-20 процентов.
        По-стахановски трудятся рабочие станкостроительных и инструментальных заводов, обувных фабрик и других предприятий города.

СТРОИТЕЛЯМ КУЙБЫШЕВСКОЙ ГЭС
        СВЕРДЛОВСК, 5. (ТАСС). Уральский завод тяжелого машиностроения отгрузил строителям Куйбышевской ГЭС первую партию ковшей емкостью в 4,5 кубометра. Эти ковши изготовлены по инициативе экскаваторщика Б. Коваленко.
        Как известно, экскаваторщик "Куйбышевгидростроя" Коваленко в прошлом году внес предложение заменить на экскаваторе "Уралец" трехкубовый ковш на другой - большей емкости. Такой ковш был изготовлен. Благодаря этому новатор более чем в полтора раза повысил производительность труда.
        Рационализация, осуществленная Коваленко, вызвала интерес других экскаваторщиков "Куйбышевгидростроя". По их просьбе уральские машиностроители взялись сделать еще десять ковшей повышенной емкости. Пять из них готовы. Производство остальных сейчас заканчивается.

Мощные трансформаторы
        ЗАПОРОЖЬЕ, 5. (ТАСС). Коллектив трансформаторного завода досрочно отправил, строителям Южно-Украинокого и Северо-Крымского каналов два мощных трансформатора. На склад готовой продукции поступил третий трансформатор для этой же стройки, изготовленный раньше срока.
        Стахановцы предприятия самоотверженно трудятся над выполнением почетных заказов. Вчера токарь-скоростник тов. Иванов на обработке алюминиевых крышек применил скоростное резание металла и изготовил за смену шестьдесят деталей вместо девяти по норме. Семь с половиной норм выполнил за смену токарь-скоростник Крячун.

Лесная полоса Камышин - Сталинград
        И. Бизяев, начальник отдела лесокультур Главного управления лесов Поволжья и Юга Министерства лесного хозяйства СССР.
        СТЕПЬ между Камышином и Сталинградом... С самолета видны на земле ясно различимые, похожие сверху на пунктирные линии длинные прямые полосы. Они начинаются у Петрова Вала и бегут на юг до станции Воропоново, расположенной возле самого Сталинграда. Это - государственная защитная лесная полоса Камышин - Сталинград протяженностью 250 километров. Она состоит из трех зеленых "лент" шириной по 60 метров каждая. Расстояние между ними - 300 метров. Общая площадь полосы - 4.760 гектаров.
        Этот зеленый заслон является составной частью грандиозного сталинского плана преобразования природы, его первым звеном.
        24 октября 1948 года было опубликовано принятое по инициативе И.В. Сталина постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР". Это постановление явилось новым выражением величайшей сталинской заботы о расцвете Советского Союза, о благосостоянии народа. Грандиозный план преобразования природы нашей Родины советские люди назвали по имени его творца - Сталинским. Полоса пересекает пять районов Сталинградской области: Камышинский, Балыклейский, Городищенский, Дубовский и Ольховский. Земли здесь часто страдали от губительного дыхания суховеев - горячих восточных и юго-восточных ветров. Наступление на засуху в этих районах началось с посадки защитной лесной полосы - первого из восьми огромных зеленых заслонов, насаждение которых предусмотрено грандиозным сталинским планом преобразования природы.
        С той поры прошло пять лет. И вот сейчас первый зеленый бастион уже существует. Он создан руками комсомольцев и молодежи Сталинградской области. Комсомольцы тракторного завода в Сталинграде, а затем молодежь Камышина, Городищенского, Дубовского и Балыклейского районов взяли шефство над созданием государственной защитной лесной полосы. Они назвали ее "трассой юности". Молодые патриоты дали слово закончить посадку зеленого заслона не в 15 лет, как это предусматривалось планом, а за три с половиной года! В стремлении как можно скорее осуществить великий сталинский план преобразования природы выразилась глубокая благодарность советских людей к любимому вождю за его неустанную заботу о процветании страны социализма, о счастье народа, которому он посвятил всю свою светлую жизнь.
        Еще до начала основных работ юноши и девушки Сталинграда и Камышина изготовили для подшефных лесозащитных станций более 30 тысяч различных инструментов, 30 тракторных вагончиков. На призыв комсомольцев откликнулась многочисленная армия пионеров. Школьники собрали и передали на лесозащитные станции десяти тонн семян древесных и кустарниковых пород. На трассе самой полосы Министерство лесного хозяйства СССР создало четыре лесозащитные станции, оснащенные самой передовой отечественной техникой.
        В период массовых лесопосадочных работ на трассу вышла пятитысячная армия комсомольцев. За десять дней они посеяли и посадили 3.219 гектаров молодого леса. Работы проводились в лучшие агротехнические сроки. Но молодежь не ограничилась только посадкой леса. В течение лета девушки и юноши заботливо ухаживали за молодыми саженцами. На прополке почти ежедневно работали более 300 человек, а в дни воскресников на трассу приезжали целые отряды молодежи. На другой год с помощью молодых шефов посадка продолжались и недавно были полностью закончены. Таким образом, за три с половиной года на государственной защитной полосе Камышин - Сталинград посажен молодой лес на площади в 4.760 гектаров.
        Деревца, высаженные в 1950 году, уже достигли двухметровой высоты. Дуб оказался наиболее устойчивой породой в степных условиях. Кроме него на полосе успешно прижились ясень, вяз, сосна, береза, белая акация, "лен, дикая груша, лесная яблоня и другие породы. На площади в 164 гектара раскинулись фруктовые сады. За три с половиной года в целом на трассе высажено 60 миллионов однолетних и двухлетних деревьев и кустарников, посеяно около 600 тонн желудей.
        Одна из лучших работниц на лесной полосе Камышин-Сталинград - комсомолка Мария Чарикова, приехавшая на Камышинскую лесозащитную станцию по путевке Сталинградского обкома комсомола. За короткий срок девушка прошла путь от работницы до бригадира самой знатной комплексной бригады. Четкая организация труда, настойчивое изучение агротехники, полное использование машин и инструментов помогли бригаде Чариковой и достигнуть высокой производительности труда. Лесопосадочные звенья и трактористы этой бригады все время перевыполняли нормы посадки в полтора-два раза. Мария Чарикова проявила себя и как рационализатор. Успешных показателей добилась и звеньевая этой же бригады А. Воробьева.
        За отличную работу более ста молодых лесоводов были награждены значком "Отличник социалистического соревнования Министерства лесного хозяйства СССР". Многие комсомольцы получили почетные грамоты Центрального и Сталинградского областного комитетов ВЛКСМ. Пройдет немного времени. Окрепнут молодые деревья, и в степи могучей стеной встанет зеленый страж наших урожаев. Исчезнет угроза засухи и суховеев. Поля будут приносить богатый урожай при любой погоде. Никогда не забудет народ, что расцветом своей земли он обязан мудрому, горячо любимому вождю И.В. Сталину, по инициативе которого создан великий план преобразования природы нашей социалистической Родины.

Для новых водных путей
        М. Чернов, заместитель председателя научно-технического совета Министерства речного флота.
        К КОНЦУ пятой сталинской пятилетки в основном закончатся грандиозные работы по сооружению единой глубоководной транспортной системы в европейской части страны. Громадные водохранилища, образованные плотинами новых гидроузлов, приблизят условия плавания на реках к озерным и морским. Потребуются новые типы пассажирских судов. Их выпуск, как указано в директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану, будет увеличен в 1955 году по сравнению с 1950 годом в 2,6 раза Сейчас в проектных и научно-исследовательских организациях Министерства речного флота СССР развернуты большие работы, связанные со строительством новых типов пассажирских, буксирных и несамоходных судов.
        Для новых экспрессных линий, которые свяжут столицу нашей Родины с сотнями других городов и пристаней, уже в минувшем году на заводе "Красное Сормово" начато строительство мощных дизель-электрических пассажирских судов. По оформлению и конструкции они существенно отличаются от плавающих в настоящее время. Управление механизмами на них централизовано и производится из ходовой рубки. Суда оборудованы новейшими приборами судовождения, что обеспечит им плавание в любое время суток при любой погоде.
        Каюты и различные культурно-бытовые помещения занимают трехэтажную надстройку и корпус судна. Верхняя тентовая палуба используется для служебных помещений, кинозала, солярия с душевыми кабинами. Искусственный климат, великолепное оборудование в каютах, салонах и многое другое создадут все условия для отдыха пассажиров.
        Началась также серийная постройка пассажирских судов мощностью 1.200 лошадиных сил по проектам Центрального конструкторского бюро-Министерства речного флота. Эти суда также имеют все удобства для пассажиров, отличаются изяществом отделки.
        На Московском судостроительном и судоремонтном заводе для пригородных перевозок пассажиров на водохранилищах начато серийное строительство судов мощностью 300 лошадиных сил. Эти суда имеют хорошую архитектурную отделку и повышенную скорость.
        В связи со значительным ростом грузооборота на речном транспорте флот все больше и больше оснащается теплоходами грузоподъемностью в 1.000 и 2.000 тонн, предназначенными для скоростных перевозок. Грузовые теплоходы оборудованы самыми современными отечественными механизмами. Они доставляют груз почти с такой же скоростью, как и товарные поезда. Для перевозки нефтепродуктов будут строиться самоходные танкеры различной грузоподъемности.
        Коренные изменения вносятся в конструкции судов, предназначенных для буксировки. Буксиры нового типа обладают всеми мореходными и эксплуатационными качествами, необходимыми для плавания на крупных водохранилищах и реконструируемых водных путях. Серийные теплоходы и пароходы мощностью 450 и 600 лошадиных сил овладеют повышенными тяговыми качествами по сравнению с существующими судами. На них предусмотрена полная механизация трудоемких процессов: подача топлива в топку, подъем якорей и т.п.
        Новые буксирные пароходы мощностью 450 лошадиных сил в 1953 году будут выпускаться с унифицированными паровыми машинами повышенного давления. Установка этих машин позволит в том же корпусе получить более высокую мощность (до 700 лошадиных сил), снизить эксплуатационные затраты, сократить расход топлива на 20-25 процентов. Для этих судов разработала новая конструкция механических топок.
        Большие глубины на новых водных путях будут, как известно, поддерживаться в течение всей навигации. Это позволит применять суда с большой осадкой. Сейчас уже началось строительство барж так называемого коробчатого типа, предназначенных для сухогрузных перевозок. Их грузоподъемность - 1.800-3.000 тонн. Впервые в истории судостроения баржи получают свои силовые установки, которые позволяют электрифицировать все механизмы на судне, обеспечить электроосвещением жилые и служебные помещения. А главное, будет почти полностью механизирован труд судовых команд.
        Для перевозки нефтепродуктов создаются баржи грузоподъемностью 2000 и 6.000 тонн. Они позволяют производить перевозки самых различных нефтепродуктов - от бензина до вязких парафинистых мазутов. Конструкция и оборудование нефтеналивных судов рассчитаны на применение скоростных методов загрузки и разгрузки.
        Большое внимание уделяется и разработке новых типов судов, предназначенных для буксировки методом толкания, что, как известно, повышает скорость движения караванов на 15-20 процентов. Проводятся также опыты, связанные с переводом судов речного флота на электротягу. И недалек тот час, когда по Волге, Дону, Днепру и другим рекам страны пойдут новые красивые, комфортабельные и быстроходные суда - корабли будущего.

Труд И.В. Сталина
"Экономические проблемы социализма в СССР" -
великая программа борьбы за коммунизм

А. Скачко, кандидат экономических наук.

НАКАНУНЕ исторического XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза был опубликован гениальный труд И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". Это классическое произведение нашего великого вождя и учителя представляет собою дальнейшее развитие принципов научного коммунизма, является высшей ступенью в развитии марксистско-ленинской теории.
        Труд товарища Сталина вышел в свет в период, когда созданное в СССР социалистическое общество осуществляет победоносное развитие по пути к коммунизму, когда капиталистическая система агонизирует вследствие дальнейшего углубления общего кризиса капитализма. Сталинское произведение является могучим идейным оружием в руках нашей партии и всего советского народа в деле строительства коммунистического общества в СССР, имеет огромное значение для трудящихся всего мира, борющихся против капиталистического рабства за мир, демократию и социализм.
        В своем труде И.В. Сталин решает важнейшие, наиболее актуальные вопросы современности - о революции угнетенных и эксплуатируемых масс, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества.

О ХАРАКТЕРЕ И ДЕЙСТВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ

В труде товарища Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" проанализированы и подвергнуты уничтожающей критике немарксистские, лженаучные и вульгарные представления некоторых советских экономистов и философов о характере экономических законов при социализме.
        Товарищ Сталин дал замечательную характеристику особенностей и проявлений экономических законов, обогатил сокровищницу марксизма-ленинизма дальнейшим развитием теории построения коммунистического общества на основе использования объективных экономических законов, присущих социалистическому способу производства, открыл важнейшие экономические законы социализма.
        Ошибочные взгляды некоторых экономистов по вопросу о характере экономических законов социализма подразделяются в основном на две группы.
        Прежде всего следует указать на порочные субъективистско-идеалистические представления некоторых экономистов об экономических законах и их действиях. Эти экономисты отрицали объективный характер экономических законов при социализме. Они считали, что Советское государство и Коммунистическая партия создают не только юридические законы, но они якобы также создают, отменяют, формируют, преобразуют законы экономические.
        Плановость развития нашего социалистического народного хозяйства эти экономисты объясняли тем, что в экономических законах социализма заложено будто бы сознательное начало, воля государства.
        "Эти товарищи глубоко ошибаются, - указал товарищ Сталин. - Они, как видно, смешивают законы науки, отражающие объективные процессы в природе или обществе, происходящие независимо от воли людей, с теми законами, которые издаются правительствами, создаются по воле людей и имеют лишь юридическую силу. Но их смешивать никак нельзя.
        Марксизм понимает законы науки, - все равно идет ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии, - как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей".
        Товарищ Сталин показал, что отрицание объективно существующих закономерностей привело бы нас в царство хаоса и случайностей. Это привело бы нас к тому, что была бы ликвидирована наука, ибо наука не может существовать и развиваться без признания и изучения объективных закономерностей. Ликвидировав же политическую экономию как науку, мы лишили бы себя возможности предвидеть ход событий в экономической жизни страны, т.е. лишили бы себя возможности наладить руководство народным хозяйством.
        Политика Коммунистической партии Советского Союза, деятельность нашего Советского государства вовсе не произвольны, как это представляли себе некоторые сбивающиеся на идеалистические позиции философы и экономисты. Политика партии и правительства всегда выражает собой экономическую необходимость, назревшие потребности материальной жизни советского общества.
        Другой ошибкой в трактовке характера экономических законов социализма является смешение объективного со стихийным. Некоторые экономисты считали, что экономические законы могут действовать только стихийно, неотвратимо, что они не поддаются воздействию людей и не могут быть сознательно использованы обществом.
        Товарищ Сталин в своем классическом произведении указал, что ошибочно считать, будто бы силы природы и общества действуют всегда стихийно и неотвратимо и не поддаются никакому воздействию людей. Такая фетишизация законов, указывает товарищ Сталин, означает отдачу себя в рабство законам природы и общественного развития.
        Познание и использование объективных экономических законов чрезвычайно важно для коммунистического строительства. Великая жизненная сила нашей партии, партии научного коммунизма, состоит в том, что она опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской науки, открывшей законы общественного развития.
        Товарищ Сталин приводит примеры того, как общество может использовать в своих интересах законы природы и экономические законы, познав характер их действий; как люди могут, открыв и познав законы, дать иное направление разрушительном силам природы, ограничить действие одних законов, дать простор другим законам, пробивающим себе дорогу.
        В своем гениальном труде товарищ Сталин на основе научного анализа современного капитализма, на основе обобщения опыта построения в СССР социалистического общества и практики социалистического строительства в странах народной демократии развил положения марксизма-ленинизма о взаимодействии производительных сил и производственных отношений.
        Товарищ Сталин показал, что, в то время как старые производственные отношения являются тормозом в разлитии производительных сил, обрекают их на прозябание, как это имеет место сейчас в капиталистических странах, новые производственные отношения выступают в качестве главной и решающей силы, определяющей дальнейшее мощное развитие производительных сил.
        Яркой иллюстрацией к этому положению И.В. Сталина служат наши социалистические производственные отношения, которые являются основным, решающим фактором мощного расцвета народного хозяйства СССР.
        Однако, указывает товарищ Сталин, и при социализме производительные силы в своем развитии обгоняют производственные отношения, и на определенном этапе необходимо старые производственные отношения приспособлять к новому уровню развития производительных сил. Но у нас этот процесс протекает без взрывов, потому что Коммунистическая партия во-время подмечает нарастающие противоречия и своевременно принимает меры к их преодолению.
        Товарищ Сталин учит, что важной особенностью экономических законов, отличающей их от законов природы, является то, что они, по крайней мере большинство из них, действуют лишь в течение определенного исторического периода. При этом экономические законы не уничтожаются людьми, а теряют силу, сходят со сцены, уступая место новым законам, которые возникают на базе новых экономических условий.
        Та или иная система хозяйства является базой, на которой возникают и развиваются, помимо воли людей, специфические, присущие только данной формации экономические законы. Поэтому большинство законов политической экономии недолговечно.
        Марксизм отрицает существование неизменных, абсолютных экономических законов, действующих независимо от конкретно-исторических условий. Но из этого не следует, что марксизм отрицает наличие общих экономических законов, присущих нескольким или даже всем общественным формациям. Такие законы тоже существуют, поскольку производство существует вечно и всегда носит общественный характер. К таким общим законам, например, относится закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил.

ОБ ОСНОВНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЗАКОНЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА
И ОСНОВНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЗАКОНЕ СОЦИАЛИЗМА

Основной экономический закон - это такой закон, который определяет все главные стороны и все главные процессы развития данного способа производства в их единстве, определяет его сущность. Основной экономический закон является ключом к пониманию и объяснению всех закономерностей данного экономического строя. Познание основного экономического закона и вообще экономических законов имеет исключительно большое практическое значение для партии научного коммунизма.
        Товарищ Сталин в своем труде "Экономические проблемы социализма в СССР" открыл основной экономический закон современного, монополистического капитализма и основной экономический закон социализма.
        Товарищ Сталин указывает, что к понятию основного экономического закона капитализма как общественно-экономической формации больше всего подходит открытый К. Марксом закон прибавочной стоимости, закон рождения и возрастания капиталистической прибыли. "Но, - подчеркивает товарищ Сталин, - закон прибавочной стоимости является слишком общим законом, не затрагивающим проблемы высшей нормы прибыли, обеспечение которой является условием развития монополистического капитализма".
        Поэтому главные черты и требования основного экономического закона современного капитализма И.В. Сталин сформулировал таким образом: "обеспечение максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей".
        В этом законе раскрыты коренные черты империализма, обнажены его антагонистические противоречия, его реакционная сущность и объяснена основа политики грабежа и насилия, проводимой империалистическими заправилами как внутри своих стран, так и на международной арене. Этот закон вскрывает причины загнивания и упадка буржуазной экономики, ибо производство, оторванное от удовлетворения потребностей общества, хиреет, гибнет.
        Капиталистической системе, раздираемой непримиримыми противоречиями, противостоит социалистическая система хозяйства в СССР, не знающая классовых противоречий, экономических кризисов, безработицы, нищеты и эксплуатации человека человеком.
        Существенными чертами и требованиями основного экономического закона социализма, учит товарищ Сталин, является: "обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всею общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники".
        Целью социалистического производства является максимальное удовлетворение материальных и культурных потребностей человека. Действие основного экономического закона социализма ведет к процветанию народного хозяйства, к росту производительных сил общества и неуклонному повышению благосостояния и духовной культуры всех трудящихся. Отражая требования основного экономического закона социализма в своей политике, Коммунистическая партия Советского Союза и Советское государство проявляют неустанную заботу о максимальном удовлетворении постоянно и быстро растущих потребностей советских людей в области благосостояния и культуры. Ярким проявлением этой заботы являются Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР.
        Открытие и обоснование товарищем Сталиным основного экономического закона современного капитализма и основного экономического закона социализма являются неоценимым вкладом в марксистско-ленинскую политическую экономию. Товарищ Сталин ярко показал коренные отличия нашего, социалисти-

ОКОНЧАНИЕ НА 3-й СТР.

В номере
Вся Вечерняя Москва
Главная страница

Главлит: Л-71834
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff