МОСКВА ГОРДИТСЯ, ЛИКУЕТ -
МОСКВА ПРИВЕТСТВУЕТ ГЕРОЯ!

Столица встречает первого космонавта
        (Окончание. Начало на 1-й стр.).
        Торжественно выглядит Красная площадь. На здании ГУМа, против Мавзолея, - огромное алое полотнище с портретом В.И. Ленина и словами: "Вперед, к победе коммунизма!".
        По сторонам протянулись кумачовые полотнища с призывами: "Да здравствует созданная Лениным Коммунистическая партия Советского Союза!" и "Да здравствует великий советский народ - строитель коммунизма!".
        Большие декоративные ковры с гербами Советского Союза и союзных республик Вывешены вдоль Кремлевской стены.
        Огромное панно - на здании Исторического музея. Мы видим здесь Государственный флаг СССР и портрет В.И. Ленина: внизу изображены космический корабль и герой-космонавт Юрий Гагарин. В центра Красной площади, на Лобном месте, декораторы соорудили устремленную ввысь огромную 22-метровую космическую ракету.
        Полны трибуны. Здесь, как и на всех праздниках. члены и кандидаты в члены Центрального Комитета КПСС, депутаты Верховных Советов СССР и РСФСР, министры, маршалы, генералы и адмиралы, руководители центральных учреждений и ведомств, новаторы московских предприятий и строек, передовики сельского хозяйства, ученые, деятели культуры.
        ...14 часов 30 минут. На Трибуну Мавзолея поднимаются руководители Коммунистической партии и Советского правительства и Юрий Алексеевич Гагарин. Начинается торжественный митинг, посвященный великой всемирно-исторической победе советского народа, успешному осуществлению первого в мире космического полета нашего дорогого соотечественника товарища Юрия Алексеевича Гагарина.
        Митинг открывает член Президиума ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС товарищ Ф.Р. Козлов. Звучит Государственный гимн СССР. Снова площадь приходит в движение, раздаются бурные овации, когда к микрофону подходит первый в мире космонавт майор Ю.А. Гагарин.
        Затем с яркой речью выступил Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель Совета Министров СССР товарищ Никита Сергеевич Хрущев. Подобно весеннему грому, вспыхивают над площадью гулкие волны аплодисментов, крики "ура!", "Слава партии!".
        Юные москвичи преподносят цветы руководителям Коммунистической партии и Советского правительства и первому космонавту. Одна из пионерок объявляет о том, что Юрий Гагарин принят в почетные пионеры и занесен в Книгу почета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Герою космоса повязывается алый галстук. Бурные овации разносятся над Красной площадью.
        Митинг объявляется закрытым. Снова разносится над площадью Гимн нашей Родины. Его торжественная мелодия сменяется звуками маршей. В 15 часов 12 минут начинается многотысячная демонстрация представителей трудящихся столицы.

Это звучит гордо!
        П. Шемякин, бригадир штамповщиков 1-го Государственного подшипникового завода, депутат Верховного Совета СССР, ударник коммунистического труда.
        БЫВАЮТ такие периоды в жизни человечества, когда все люди невольно говорят и думают только об одном. Такой период переживаем мы, советские люди, все народы земли сейчас. В космос взлетел первый человек, открыв и разведав пути, которые ранее были неведомы для людей. Это наш. советский человек!
        Героический подвиг, свершенный отечественной наукой и техникой, войдет в века как самая светлая, самая замечательная страница истории. Юрий Алексеевич Гагарин - это имя сейчас повторяют на всех континентах нашей планеты. К первому космонавту обращены мысли и чувства всех честных людей.
        Размышляя о случившемся, понимаешь, что не за горами то время, когда нога человека ступит на Луну, когда гений человечества откроет людям тайны Марса. Венеры и других планет Солнечной системы. И здесь первыми будем мы. советские люди. Да это и понятно. Только в нашей замечательной стране имеются неограниченные возможности для творчества, для поисков и дерзаний, для претворения мечты в действительность. Подвиг Юрия Гагарина, которого сегодня встретила столица, - это подвиг советского народа. Только коллективным творческим трудом можно добиться успехов в таких великих делах.
        Мне хочется от всей души поздравить советских инженеров, ученых, техников, рабочих, всех тех, кто готовил беспримерный в истории полет по космической трассе вокруг Земли.
        Великий русский писатель Алексей Максимович Горький говорил: "Человек - это звучит гордо!". Эти слова целиком относятся к нашему поколению. Советский человек - творец и созидатель! Это звучит гордо!
        Включившись в социалистическое соревнование за достойную встречу XXII съезда КПСС, я дал слово завершить к этой знаменательной дате свое годовое задание. Думаю, что смогу добиться этого раньше. У меня словно выросли крылья, прибавилось сил, энергии, хочется работать с каждым днем лучше и лучше.
        Горячий привет тебе, первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Желаю тебе дальнейших успехов и новых космических маршрутов. Здорово все это получилось, дорогой наш товарищ, простой русский человек!

Поздравления с великой победой
        ВОТ уже третий день неубывающим потоком идут со всех концов земли приветствия и поздравления нашему народу, нашей Коммунистической партии, правительству, первому космонавту.
        Сегодня "Правда" публикует послания премьера Государственного совета Китайской Народной Республики Чжоу Энь-лая; первого секретаря Центрального Комитета Польской объединенной рабочей партии Владислава Гомулки, председателя Государственного совета Польской Народной Республики Александра Завадского, председателя Совета Министров Польской Народной Республики Юзефа Циранкевича; первого секретаря Центрального Комитета Болгарской коммунистической партии Тодора Живкова, председателя Президиума Народного собрания Народной Республики Болгарии Димитра Ганева, председателя Совета Министров Народной Республики Болгарии Антона Югова; первого секретаря Центрального Комитета Венгерской социалистической рабочей партии Яноша Кадара, председателя Венгерского революционного рабоче-крестьянского правительства доктора Ференца Мюнниха; первого секретаря ЦК Румынской рабочей партии, председателя Государственного Совета РНР Георге Георгиу-Деж, председателя Совета Министров РНР Иона Георге Маурера; президента Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мина; первого секретаря Центрального Комитета МНРП, председателя Совета Министров МНР Ю. Цеденбала, председателя Президиума Великого народного хурала МНР Ж. Самбу; президента Югославии Иосипа Броз Тито; премьер-министра Индии Джавахарлала Неру; президента США Джона Ф. Кеннеди; президента Франции Шарля де Голля; премьер-министра Англии Гарольда Макмиллана.

Встреча с сыном
        Евг. Мар.
        ЭТО всегда трогательно, радостно волнует сердца. Семья встречает сына, вернувшегося из дальнего пути. Ждут с нетерпением, отсчитывая каждую минуту, оставшуюся до встречи. Велика Большая Москва, даже орлиному глазу пилота нелегко охватить ее гигантские просторы. Но право же, в это удивительное утро ожидания, наполненное живым душевным теплом, гигантский город восьми веков напоминает отчий дом, двери которого широко и приветно открыты пород славным сыном своим. Ждала Москва Юрия Гагарина, ждала с самой первой московской зорьки, когда еще не погасли с вечера зажженные огни иллюминации, но уже заиграл солнечный луч, предвещая приход дня. С утра морозило. Лужицы были покрыты тонким льдом. Казалось, зима своей суровой рукой в последний раз пожимает нежную ладонь весны. И с каждым часом становилось все теплее и теплее. Люди шутили:
        - Это Юрий Гагарин растолкал облака, протаранив путь солнцу!

ПРИХОД весны ощущается с необыкновенной силой. Он чувствуется во всем: и в обилии цветов, только что подвезенных к цветочным киоскам, - это подарок Юга Юрию Гагарину, и в первой травке, пробившейся на московских бульварах, и прежде всего в настроении людей - весеннем, торжественном. Город празднично убран. На Красной площади, куда необычайно рано стеклись сегодня люди. уже высится стройный силуэт космического корабля. На фасаде здания ГУМа - портрет Ленина со словами: "Вперед, к коммунизму!". Подвиг народа, пославшего в космос дорогого человека своего, - это еще один шаг вперед, к коммунизму, к счастливому будущему всего человечества.

РАНО вышли газеты. Они уже в руках у сотен москвичей. Люди сравнивают портрет юного Гагарина - ученика ремесленного училища в Люберцах, студента индустриального техникума, курсанта авиационного училища с его самым последним портретом.
        - Поширел в плечах, вырос, стал выше, - говорит Москва о Юрии Гагарине. Стал выше... Это как нельзя более подходит, когда говорят о человеке, который поднялся выше всех в мире и оттуда, с высоты космоса увидал земной шар.
        Если по традиции древних предков наших приложить ухо к земле московской, то можно было бы услышать в это утро не только торжественную музыку маршей и новые песни, сложенные в честь доблестного капитана корабля-спутника "Восток", но и шумы станков, великую трудовую симфонию города.
        Работали фабрики, заводы Большой Москвы. И можно прямо сказать, с небывалым подъемом! Очень хорошо сказал кузнец-штамповщик 1-го подшипникового завода депутат Верховного Совета СССР Пантелеймон Шемякин о подвиге славного космонавта.
        - Этот подвиг окрылил меня. Думаю, что закончу годовую программу не к октябрю, а раньше намеченного срока.
        Так же окрыленно трудится на Московском электроламповом заводе смена Героя Социалистического Труда Ксении Котельниковой, которая готовит в подарок XXII съезду 80 тысяч электролампочек. Их изготовят не только сверх плана, а из сбереженных экономным трудом материалов.
        Этих лампочек, наверное, хватило бы. чтобы осветить такой город, как Гжатск, родной город героя, когда-то маленький, безвестный, а ныне, словно могучим прожектором, освещенный славой земляка своего.
        В это утро идут добрые вести и с фабрики "Освобожденный труд", где ткачи бригады Василия Фетисова, поднявшего знамя борьбы за высокое качество продукции, взялись к октябрю изготовить 28 тысяч метров тканей самого высшего качества. Вот какие у нас масштабы и в космосе, и на Земле!
        Нет ничего удивительного, что трудовой салют москвичей прозвучал раньше, чем артиллерийский, который услышит Москва только вечером. За людьми труда - право первенства. Ведь и свой подвиг Юрий Гагарин - первый труженик космоса, продолжавший весомо трудиться даже в состоянии невесомости, - посвятил утверждению мира на этой земле.
        С вдохновением работали литейщики "Станколита".
        Юрий Гагарин в прошлом их сотоварищ по профессии, строители Москвы - сын плотника Юрий Гагарин и их роду-племени. А разве нельзя сказать то же и о тех, кто в это весеннее утро в поле: и их зовет к трудовому подвигу, как и всех советских людей, смелый взлет человека, который провел первую борозду на небесной целине.

ВЕРНЕМСЯ на улицы и площади Москвы. Они становятся все оживленнее и оживленнее. Потоки людей, колонны посланцев Москвы устремляются к трассе, по которой проедет герой. Детишки вышли на скверы и бульвары с флажками в руках. Веселые колонны карапузов тоже приветствуют героя. У старших из них в руках модели спутника. Вспоминается знаменательный май 1935 года, когда перед первомайскими колоннами, проходившими по Красной площади, выступил Константин Эдуардович Циолковский, книга которого "Вне Земли" была настольной для Юрия Гагарина. Речь Циолковского была записана с помощью шоринофона на радиопленку и передавалась из калужского домика ученого.
        "У нас, в Советском Союзе, много юных летателей - так я именую детей-авиамоделистов, детей-планеристов, юношей на самолетах. Их десятки тысяч у нас. На них я возлагаю самые смелые надежды. Они помогут осуществить мои открытия и подготовят талантливых строителей первого межпланетного корабля", - говорил тогда Циолковский.
        Великий ученый не только предугадал возможность полетов в космос, но и биографию того, кто совершит этот подвиг, - юного авиамоделиста, планериста, затем члена аэроклуба и, наконец, первого "летателя" в космосе. А ведь, когда говорились эти слова, Юрию Гагарину был всего один год. Когда запустили первый спутник, Гагарин был лишь курсантом летного училища в Оренбурге, того самого, которое воспитало многих выдающихся летчиков нашего времени. У нашего героя были замечательные предшественники, будут и сотоварищи по путешествиям на Венеру и Марс, чтобы убедиться, есть ли там каналы, и на Луну, которая, по выражению Гагарина, "не такой уж далекий наш сосед".
        Москвичи все чаще и чаще смотрят на стрелки часов. Настроены и радиоприемники, и телевизоры, и сердца. Группы людей собираются возле радиорупоров. Вот и первые вести оттуда, с Внуковского аэродрома. Москва слышит голос Юрия Гагарина. Никита Сергеевич Хрущев обнимает славного пилота.
        Москва, вся страна встречают своего доблестного сына.

Сбылась мечта
        А. Исаев, профессор, доктор технических наук.
        СБЫЛАСЬ великая мечта человечества! Испытываю огромное чувство радости и гордости, что впервые в истории человечества этот великий подвиг совершен нашей Родиной. Советский космический корабль с космонавтом Юрием Гагариным взял еще один чрезвычайно важный рубеж на пути покорения космоса. Это - историческая победа советской науки и техники!

Сияйте, мирные звезды!
        К. Котельникова, старший мастер смены коммунистического труда, электролампового завода, Герой Социа-листического Труда.
        НАШ звездоплаватель вернулся на родную планету живым и невредимым. Сегодня его встретила столица. Краше стала апрельская земля. Словно он, наш космонавт, приблизил к нам свет далеких светил. Я не подыщу слов, чтобы выразить свое восхищение подвигом мужественного летчика. Нет слов, чтобы выразить благодарность создателям замечательной советской машины.
        Наша смена создает обычные "земные звезды". Сегодня на митинге мы обязались изготовить к XXII съезду родной партии 80 тысяч электроламп из сбереженных деталей.
        Сияйте ярче, мирные звезды!
        Мы все обнимаем нашего дорогого Юрия Алексеевича и желаем ему долгих лет жизни и доброго здоровья.

Размер: 36,3kB, 392x450x96dpi

Сегодня на улицах Москвы.
Фото Р. ФЕДОРОВА.

ЗНАКОМАЯ УЛЫБКА
        Иван Рахилло.
        СЕГОДНЯ Страна Советов салютует одному из своих крылатых богатырей, первому пилоту-космонавту. Празднично ликует Москва, встречающая отважного из отважных...

МНЕ ДОВЕЛОСЬ служить с поколением авиаторов, давших нашей Родине первых Героев Советского Союза, тех, кто пролагал воздушные трассы через полюс, кто ответил боевым русским ударом на вероломный удар врага.
        Жестокий ураган войны пронесся над нашей планетой. И те молодые авиаторы, что сегодня пронзают на острокрылых стремительных стрелах голубую стратосферу, в те годы были еще подростками.
        Я научился уважать за годы службы в авиации моих скромных, трудолюбивых товарищей по оружию, обычно с виду ничем не примечательных, обыкновенных, но в делах своих - героев.
        Я их всегда узнаю по улыбке. Она у них особенная, едва приметная, полная многозначительности и загадочной молчаливости.
        В кругу моих друзей по авиации не принято задавать ненужных вопросов. Таково неписаное правило нашего товарищества.
        - У каждого человека, - говорил Чкалов, - обязательно должно быть одно - самое главное - дело его жизни.
        И, как правило, дело это всегда спрятано за семью замками. О нем можно догадываться, предполагать, но спрашивать - никогда. В лучшем случае друг может ответить на твой молчаливый вопрос едва заметной улыбкой: "Понимай, мол, сам, как знаешь". И большего сказать он не может, не имеет права. Такая улыбка всегда сопутствует чему-то важному, о чем пока еще рассказывать нельзя.

В КОНЦЕ тридцатых годов летчик Анатолий Серов уезжал в дальнюю командировку. Мы догадывались, куда он мог ехать: в Испании шла война с фашистами. Но вопросов другу не задавали. Серов вернулся спустя полгода. Он рассказывал нам в подвигах одного своего знакомого - испанского летчика Родриго Матэо, сбившего над Мадридом в воздушных боях сорок четыре фашистских самолета и прозванного народом "ночной коршун Испании".
        И по тем единственным приметам и подробностям, по которым узнается правда, мы знали, кто именно был неизвестным испанским летчиком, но лишних вопросов никто не задавал. Мы безошибочно узнавали это по знакомой нам улыбке... Большего тогда Серов рассказать не мог.
        Такую же улыбку видел я и у Чкалова, когда он готовился к перелету через Северный полюс.
        Видел я ее и в годы войны на лицах товарищей из авиации дальнего действия, когда они в немыслимую облачную погоду уходили в рейс.

КАЖДЫЙ раз, встречая на улице, в метро, в театре, на литературном вечере военного с голубыми петлицами, я всегда с пытливой взволнованностью всматривался в его лицо и думал: не этот ли? Не он ли тот самый, кто первым откроет дорогу в космос? Иногда чудилась та улыбка, и на ум приходила догадка: да, возможно, это один из тех, из них...
        И вот недавно откуда-то из звездного мира, из космической неизвестности зазвучал по радио прерываемый помехами голос человека. Он мчался где-то над Южной Америкой, потом над Африкой. Трудно, невозможно было без глубокого волнения слушать его голоса.
        С удивительной стереоскопической ясностью представлялся этот первый космонавт: как он мчится в густом индиговом пространстве и глядит на нашу голубую Землю,, видит оттуда ее материки, моря и океаны, горы и города, покрытые серебристой дымкой. И когда на экране телевизора показали его мужественное лицо, русское, открытое, смелое, с широко расставленными умными глазами, я сразу узнал его по единственной и давно знакомой мне улыбке, по которой всегда узнавал героев.
        Это был он, наш советский крылатый богатырь - Юрий Алексеевич Гагарин.

МОЛОДОЙ КОММУНИСТ
        Борис Ковынев.

Молодой коммунист
        Гагарин
        Возвеличил двадцатый век.
        Из такого уж сплава сварен
        Нашей Родины Человек.
        Светлый, ясный,
        Как день весенний,
        Он разведчик
        Межзвездных трасс.
        И его богатырский гений
        Удивляет весь мир сейчас.
        В глубь бездонную
        Мирозданья
        Направляет он свой разбег.
        Жаждет мира
        И созиданья
        Нашей Родины
        Человек.
        Для народов
        Он символ жизни.
        Знамя самых святых идей.
        Слава партии
        И Отчизне,
        Воспитавшей
        Таких людей!

К ПОЗНАНИЮ ТАЙН ВСЕЛЕННОЙ
        Д. Щербаков, академик.
        МЫ, СОВЕТСКИЕ ученые, восхищены дерзновенностью первого полета в космос, горды тем, что осуществил его Юрий Гагарин - героический сын советского народа. которого сегодня так торжественно встречает наша столица.
        Полет "Востока" - событие эпохальное, нашедшее восторженный отклик во всем мире. Впервые доказано, что человек может вести научные исследования непосредственно; в межпланетном пространстве, доказана возможность точно управлять полетом таких "небесных" наблюдателей, возвращением их на Землю. В этом особое значение полета в космос для науки.
        Перспективы дальнейшего развития подобных полетов, славное начало которым положено благодаря успехам советской науки в техники, поистине фантастичны.
        Открываются небывалые возможности изучения межпланетных пространств, их физических свойств. Наблюдения, проводимые с космических высот, дадут новые знания и о нашей планете.
        Во много раз уточнятся представления о космической среде, окружающей земной шар, о влиянии этой среды на протекающие на нем жизненные процессы, на явления, происходящие на Земле и в недрах ее.
        Мы сможем изучить природу пылевых частиц, носящихся в космосе и послуживших некогда материалом для построений земного шара.
        Советский космический корабль-спутник "Восток" с первым космонавтом на борту - гражданином Советского Союза Юрием Гагариным проложил путь к познанию многих не ведомых еще человеку тайн Вселенной.

Размер: 32,7kB, 450x381x96dpi

Первый космонавт летчик майор Ю.А. ГАГАРИН после успешного возвращения из космоса.
Фото специального корреспондента ТАСС Ю. АЛЕКСЕЕВА.
(Снимок принят по фототелеграфу).

В номере
Вся Вечерняя Москва
Главная страница

Главлит: Л-24921
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff