СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ОТКРЫЛ НОВУЮ ЭРУ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Раздвинулись горизонты науки
        В. Федынский, доктор физико-математических наук.
        12 АПРЕЛЯ 1961 года свершилось великое событие. На борту корабля-спутника "Восток" первый в мире космонавт, гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин побывал в межпланетном пространстве, облетел земной шар и благополучно вернулся на родную Землю. Безмерно гордятся этой замечательной победой советские люди, восхищается беспримерным подвигом весь мир. Полет Гагарина - величайший звездный час человечества, перед которым меркнут прежние свершения.
        Поразителен подвиг ученых, инженеров, рабочих Советского Союза, создавших и запустивших в космическое пространство чудесный корабль-спутник с первым космонавтом на его борту. Когда проходит первое чувство волнения, начинаешь осознавать огромные возможности, которые открывают перед наукой такие полеты человека.
        Много сведений о космосе дает автоматическая аппаратура, но несравненно большее сделает находящийся: на борту корабля человек. Он может принять то или иное решение, привести в действие по мере необходимости Сложную автоматическую аппаратуру.
        До полета, осуществленного 12 апреля, никто точно не знал, как будет переносить человек совершенно необычные условия - огромные перегрузки при старте и приземлении, невесомость, изоляцию в стремительно несущейся в межпланетном пространстве кабине. Героический подвиг Юрия Гагарина снял завесу с этого неведения.
        Теперь доказано, что человек, прошедший необходимую тренировку, может чувствовать себя хорошо и на этих неизведанных высотах, может поддерживать радиосвязь с теми, кто остается на Земле. Короче говоря, доказано, что человеку суждено покорить космос.
        Человек на борту корабля-спутника находится в условиях, резко отличных от земных. Перед глазами космонавта впервые открывается Вселенная, видимая, не через мутную толщу воздушного океана, на "дне" которого мы живем, а из почти полной пустоты огромных высот, на которых совершал исторический полет корабль "Восток". Юрий Гагарин сразу же после приземления рассказывал, что небо очень и очень темное, а Земля голубоватая и все хорошо видно.
        Как орел зорким глазом видит сверху, что ускользает от живых существ, находящихся внизу, так и космонавты, вооруженные сложной аппаратурой, увидят Землю по-новому и гораздо глубже изучат то, что пока недостаточно известно науке. Поднявшись на колоссальные высоты, можно будет исследовать извне облачный покров планеты, законы атмосферной циркуляции и благодаря этому значительно улучшить предсказания погоды, особенно на длительные сроки. Только оттуда можно будет измерить тепловой обмен Земли с окружающим ее космическим пространством. Откроется возможность проследить планетарную структуру Земли, глубинные разломы в ее коре. Наука получит и полное представление о ледяном покрове полярных областей нашей планеты.
        Перед космонавтами будет расстилаться безграничная Вселенная. Правда, расстояния до звезд и даже до планет солнечной системы при наблюдениях с корабля-спутника, облетающего Землю на сравнительно близком расстоянии, практически остаются прежними. Но даже не ожидая того, уже близкого, времени, когда человек на межпланетных кораблях посетит Луну, полетит к Венере и Марсу, наука узнает очень много нового о строении Солнца, звезд и чрезвычайно далеких от нас звездных систем - галактик, об устройстве поверхности планет. Ведь отныне земная атмосфера более не будет препятствием развитию астрономии.
        Новая, "внеземная" астрономия, которую удастся создать благодаря завоеванию космоса человеком, по своему уровню и глубине познания Вселенной будет настолько же выше современной астрономии и астрофизики, насколько эти последние отличаются от астрономии времен Птолемея и Гиппарха.
        Расширение горизонтов науки неизбежно повлечет за собой и усиление власти человека над стихиями природы, откроет возможности дальнейшего повышения материального и духовного благосостояния всего человечества. Вот почему с законной гордостью мы, советские люди, говорим, что первый полет человека в космос является достижением не только нашей страны, но и всего мира. Вот почему все люди на Земле с восхищением приветствуют первого космонавта - гражданина великой Страны Советов.

До самой далекой планеты не так уж друзья далеко...
        Герман Ламочкин, Владимир Затворницкий, Иван Мизонов - бригадиры треста Мосстрой №1.
        МНОГО чудес свершили .люди Советской Отчизны, многими подвигами прославили ее. Но полет Юрия Гагарина - это чудо из чудес, подвиг из подвигов. Каким исполинские мужеством, каким спокойствием и уверенностью дышат его лаконичные радиограммы с борта космического корабля "Восток": "Полет протекает нормально. Чувствую себя хорошо".
        В день твоего прибытия в столицу от всей души поздравляем тебя, Юрий Гагарин, богатырь страны нашей, первый в мире космонавт. Большое тебе спасибо от всего рабочего сердца!
        Итак, первая космическая трасса открыта. Мы верим, что недалеко время, когда межпланетные корабли с людьми на борту отправятся исследовать далекие миры. Ими тоже будут наши соотечественники. Порукой этому - блестящие успехи советской науки и техники, закрепившие за СССР первенство в области освоения Вселенной. Поистине, как в песне поется: "До самой далекой планеты не так уж, друзья, далеко".

Это - на века!
        К. Самсонов, Герой Советского Союза.
        ЧЕЛОВЕК, наш советский человек побывал в космосе! О таком беспримерном событии, которое отныне будет прославлено в веках, очень трудно сказать несколькими словами. Скажу лишь, что 12 апреля 1961 года открыта новая замечательная страница в истории человечества.
        Я восхищен небывалым подвигом отважного сына нашей великой Родины Юрия Алексеевича Гагарина, подвигом ученых и рабочих, создавших такой космический корабль. Думаю, что каждый из его творцов, как, впрочем, и каждый из нас, советских людей, во время полета Гагарина был мысленно с ним в кабине корабля.
        Мы сильны на земле, мы будем сильны и в космосе! Думаю, что еще при жизни моего героического поколения в межпланетные путешествия отправятся советские рейсовые космические корабли. Пройдут года, но благодарные люди всегда будут помнить первого космонавта - человека из Советской страны.
        Сегодня наша столица встретила героя. Хочу сказать ему:
        - Крепкого вам здоровья, дорогой Юрий Алексеевич! Больших вам успехов на благо нашей прекрасной Родины!

Во имя отчизны
        И. Гетманская, Герой Социалистического Труда, звеньевая колхоза "Ленинский луч" Красногорского района.

Благодарность народа
        Мих. МАТУСОВСКИЙ.

Размер: 34,0kB, 276x450x96dpi

Рис. В. ТОИДЗЕ.

Кинорассказ о великом предвидении
        Н. Саламанов.
        НЕБЫВАЛОЕ свершилось. Советский человек первым в мире взлетел в просторы космоса и благополучно возвратился на Землю Эта весть явилась еще одним доказательством правильности того пути, который был указан нашим гениальным ученым Константином Эдуардовичем Циолковским.
        Недавно завершена работа над научно-документальным фильмом "Великое предвидение", который рассказывает о том, как идеи Циолковского воплощены в действительность советской наукой. Я счастлив, что мне довелось встречаться и беседовать с Константином Эдуардовичем. Эти встречи, письма ученого, его труды оказали мне огромную помощь при работе над сценарием фильма "Великое предвидение".
        И сейчас этот фильм, поставленный режиссером М. Авербахом на Ленинградской студии хроникально-документальных фильмов, вышел на экраны. Съемки производились в Боровске - маленьком городке Калужской области, где жил и преподавал в училище Циолковский, в Калуге, где он прожил более сорока лет, в Ленинграде и Москве. В фильм вошли многие уникальные документальные кадры и эпизоды из некоторых научных фильмов.
        К сожалению, мы не могли завершить фильм кадрами, рассказывающими о полете советского человека в космос: даже кинематографии с ее возможностями трудно поспеть за успехами нашей науки, которая движется поистине с космической скоростью.
        Не сомневаюсь, что другие кинематографисты восполнят теперь этот пробел и создадут замечательные картины о бессмертном подвиге первого космонавта Юрия Гагарина, который прибыл сегодня на московскую землю.

Чувствуем себя превосходно!
        Юрий Яковлев.
        Я ХОЧУ как следует запомнить день встречи героя. Я стараюсь запомнить лица людей, которые сегодня вышли на улицы. Я должен запомнить все потому, что мне всю жизнь предстоит рассказывать об этом дне тем, кто появится на свет позже. Мальчишкам, которые будут жалеть, что родились с опозданием и не были очевидцами великого события.
        Человек взлетел к звездам! Человек преодолел великую силу земного притяжения! Не герой сказки и не действующее лицо научно-фантастического романа. А живой, реально существующий человек. Гражданин Советского Союза, наш современник. Наш земляк. Наш сосед по дому.
        Его имя уже знает весь мир. Его по-своему произносят китайцы и англичане, немцы и французы, кубинцы и конголезцы. Юрий Гагарин!
        Сейчас это имя звучит, как строка стихов. Оно станет песней, картиной, изваянием.
        Военный летчик, майор Юрий Алексеевич Гагарин летел в невиданном корабле рядом со звездами. Вселенная салютовала ему всеми огнями своих звезд. И пусть мы не видели глазами корабль-спутник "Восток" - зрение сердца позволяло нам. следить за каждым его рывком. И мне казалось, что я слышал удары сердца отважного героя-космонавта.
        Подвиг героя поднимает на большие дела миллионы. Вероятно, сейчас каждый человек чувствует новый прилив сил. Подвиг создателей межпланетного корабля, подвиг ученых и рабочих, подвиг нашей партии, подвиг сотен сердец слились в одном сердце, которое бьется в груди бесстрашного космонавта Юрия Гагарина.
        Думая о великом перелете, невольно вспоминаешь имена Циолковского и Чкалова, Нестерова и Гастелло. Разве это не их подвиги дали силы первому космонавту человечества!
        Всего два дня назад радио передавало все новые и новые сообщения о движении космического корабля "Восток". Из далеких звездных далей пилот-космонавт докладывал: "Полет проходит нормально. Чувствую себя хорошо".
        Чувствую себя хорошо! Это хорошее самочувствие передавалось всем нам, следившим за полетом с Земли. Чувствуем себя хорошо! Чувствуем себя превосходно! И снова сердце наполняется гордостью за нашу Родину, за нашу партию, за нашего замечательного соотечественника - Юрия Гагарина.

ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
        - Я ВОТ сейчас думаю, вот есть слова: Родина, народ, единство. Как часто повторяем мы их! Они стали такими привычными для слуха. А ты вслушайся в них сердцем. Родина! Отчизна моя, сегодня преобразующая мир... В космос может подняться только Человек с большой буквы. И пусть покоренный холод космических просторов обернется на земле теплом человеческих сердец. Пусть вечно над нашей землей, над землей детей, внуков, потомков наших небо будет мирное, чистое, высокое...
        Эти слова прозвучат сегодня со сцены театра имени Моссовета в заключительном монологе героя спектакля "Летом небо высокое" академика Беркутова, работающего над проблемами освоения космоса. Взволнованно, страстно, горячо их произнесет народный артист СССР Ростислав Янович Плятт, который сегодня получает право прибавить к этому монологу следующую фразу:
        - Этот Человек с большой буквы - наш советский майор Юрий Гагарин, первый космонавт, которого сегодня встретила столица.
        К спектаклю о покорителях космоса в фойе театра открыта большая выставка. В центре - портрет Юрия Алексеевича Гагарина, стихи К. Симонова и М. Рыльского, прославляющие советского космонавта.

Началась новая эра
        Д. Терещенко.

Люди и страны, страны и люди,
        Неслыханным подвигом восхищенные.
        Говорят, как о великом чуде,
        О труде советских ученых,
        О героическом нашем народе,
        Перед которым бессильна природа.
        И даже космос нами разгадан.
        Люди труда! Это вам награда!
        Слушай,
        Смотри,
        Человек!
        Началась новая эра,
        Новый век!
        И скоро, теперь уже скоро,
        Без лишнего треска и разговоров,
        Может быть, в первое семилетие,
        На Луне, на далекой планете,
        Русский парень
        С московской пропиской
        Водрузит красный флаг.
        Факт!
        И очень близкий!

ПОСВЯЩАЕТСЯ ПЕРВОМУ КОСМОНАВТУ
        ОКАЙМЛЕННАЯ золотом красная звезда. В центре портрет первого космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина. Пройдет день-два, и десятки тысяч москвичей будут носить на груди значок с изображением человека, свершившего великий подвиг, имя которого произносят сейчас на всех континентах, на всех языках.
        Об этом сувенире корреспонденту "Вечерней Москвы" рассказали сегодня в Управлении металлообрабатывающей промышленности Мосгорисполкома.
        Советские люди стремятся ознаменовать беспримерное событие в истории человечества не только трудовыми успехами. Они хотят создать полотна, фильмы и просто сувениры, которые напоминали бы о знаменательном дне - 12 апреля 1961 года.
        Сегодня на многих предприятиях столицы собрались художники, инженеры, рабочие, чтобы подумать о подарке, пусть скромном, но идущем от самого сердца.
        ...Прорезав толщу атмосферы, в космос мчится гигантский корабль. На его борту четыре буквы: СССР. Этот рисунок можно было увидеть сегодня утром на платке, выпущенном в честь полета советского человека в космическое пространство. Он изготовлен девятой фабрикой художественной росписи тканей. Первые сотни таких сувениров уже поступают в магазины.
        Работники Ювелирторга Министерства торговли РСФСР сегодня связались с Ленинградом. Как сообщили из города на Неве, там ювелирная фабрика уже разработала и приступает к выпуску значков и брошей, посвященных покорению космоса человеком.

Размер: 34,8kB, 313x450x96dpi

Весь наш народ с чувством великой гордости за свою Отчизну следит за сообщениями печати и радио о подвиге советского космонавта Юрия Гагарина. В цехах заводов и фабрик рабочие откликаются на это историческое событие новыми трудовыми успехами. В эти дни они дают сотни тонн сверхпланового металла, сверхплановые станки, тысячи метров тканей, берут повышенные социалистические обязательства.

Многочисленные посетители Московского планетария буквально засыпают вопросами о полете космонавта лекторов, экскурсоводов, научных работников. На снимке в центре группа учащихся 759-й школы слушает рассказ научного консультанта.

Размер: 34,3kB, 450x329x96dpi

На снимке слева вы видите передовых производственников комбината "Трехгорная мануфактура" имени Дзержинского - мастера смены В. Маслобоева, ткачих Н. Васильеву, Г. Стихееву и помощника мастера А. Котоусова. Движимые патриотическими чувствами, они стали на трудовую вахту, посвященную величайшему событию.

Размер: 35,0kB, 450x333x96dpi

Снимок справа сделан у газетного киоска на площади Свердлова. Большие новости этих знаменательных дней волнуют всех!
Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА И Р. ФЕДОРОВА.

В номере
Вся Вечерняя Москва
Главная страница

Главлит: Л-24921
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff