Подписание акта о капитуляции Японии
        ТОКИО, 2 сентября. (ТАСС). Сегодня в 10 час. 30 мин. по токийскому времени на борту американского линкора "Миссури", находящегося в водах Токийского залива, состоялось подписание акта о капитуляции Японии.
        В начале церемонии подписания акта выступил генерал Макартур с заявлением, в котором говорится: "Я заявляю о своем твердом намерении, согласно традиции стран, которые я представляю, проявлять при выполнении моих обязанностей справедливость и терпимость, принимая в то же время все необходимые меры для обеспечения полного, быстрого и точного выполнения условий капитуляции. Мы собрались здесь как представители главных воюющих держав для того, чтобы заключить торжественное соглашение, посредством которого можно будет восстановить мир. Проблемы, связанные с различными идеалами и идеологиями, были разрешены на полях сражений всего мира, а потому не подлежат дискуссии иди дебатам".
        Затем генерал Макартур предложил японским представителям подписать акт о капитуляции.
        Акт о капитуляции Японии гласит:
        "1. Мы, действуя по приказу и от имени императора, японского правительства и японского императорского генерального штаба, настоящим принимаем условия декларации, опубликованной 26 июля в Потсдаме главами правительств Соединенных Штатов, Китая и Великобритании, к которой впоследствии присоединился и СССР, каковые четыре державы будут впоследствии именоваться союзными державами.
        2. Настоящим мы заявляем о безоговорочной капитуляции союзным державам японского императорского генерального штаба, всех японских вооруженных сил и всех вооружённых сил под японским контролем вне зависимости от того, где они находятся.
        3. Настоящим мы приказываем всем японским войскам, где бы они ни находились, и японскому народу немедленно прекратить военные действия, сохранять и не допускать повреждения всех судов, самолётов и военного и гражданского имущества, а также выполнять все требования, которые могут быть пред'явлены верховным командующим союзных держав или органами японского правительства по его указаниям.
        4. Настоящим мы приказываем японскому императорскому генеральному штабу немедленно издать приказы командующим всех японских войск и войск, находящихся под японским контролем, где бы они ни находились, безоговорочно капитулировать лично, а также обеспечить безоговорочную капитуляцию всех войск, находящихся под их командованием.
        5. Все гражданские, военные и морские официальные лица должны повиноваться и выполнять все указания, приказы и директивы, которые верховный командующий союзных держав сочтет необходимыми для осуществления данной капитуляция и которые будут изданы им самим или же по его уполномочию; мы предписываем всем этим официальным лицам оставаться на своих постах и по прежнему выполнять свои небоевые обязанности, за исключением тех случаев, когда они будут освобождены от них особым указом, изданным верховный командующим союзных держав или по его уполномочию.
        6. Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которых в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными держава ми представитель.
        7. Настоящим мы предписываем японскому императорскому правительству и японскому императорскому генеральному штабу немедленно освободить всех союзных военнопленных и интернированных гражданских лиц, находящихся сейчас под контролем японцев, и обеспечить их защиту, содержание и уход за ними, а также немедленную доставку их в указанные места.
        8. Власть императора и японского правительства управлять государством будет подчинена верховному командующему союзных держав, который будет предпринимать такие шаги, какие он сочтёт необходимым для осуществления этих условий капитуляции".
        Первым подходит к столу Мамору Сигемицу - министр иностранных дел нынешнего японского правительства. Он подписывает акт о капитуляции от имени императора, японского правительства и японской императорской ставки. Вслед за ним ставит свою подпись начальник японского генерального штаба генерал Умэдзу. Оба японских делегата отходят в сторону. Затем начинается церемония подписания документа представителями союзных наций, назначенными их правительствами присутствовать при подписании Японией акта о ее капитуляции. Генерал Макартур говорит: верховный главнокомандующий союзных держав подпишет теперь документ от имени союзных наций. Я приглашаю генерала Уэйнрайта и генерала Персиваля подойти со мной к столу для подписания документа. Генерал Макартур подходит к столу, на котором находится акт, за ним идут генералы Уэйнрайт и Персиваль. Генерал Макартур и вслед за ним Уэйнрайт и Персиваль подписывают документ. Затем от имени США документ подписывает адмирал Нимиц.
        Далее к столу подходит представитель Китайской республики генерал Су Юн-чан, начальник оперативного отдела китайского совета национальной обороны. Генерал Су Юн-чан подписывает документ от имени Китая.
        Генерал Макартур приглашает представителя Англии. Адмирал Фрэзер подписывает акт.
        Генерал Макартур говорит: сейчас акт подпишет представитель Союза Советских Социалистических Республик. К столу приближается генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко. Вместе с ним - двое военных: один - представитель флота и другой - от авиации. Генерал Деревянко подписывает документ.
        Затем акт подписывают представитель Австралии генерал Томас Блэми, главнокомандующий австралийскими войсками, представители Канады, Франция, Голландки, Новой Зеландии.
        После подписания акта о капитуляции Японии по радио передаётся из Вашингтона речь президента Трумэна.
        Церемония подписания капитуляции, продолжавшаяся 45 минут, закончилась выступлениями генерала Макартура и адмирала Нимица.
        Генерал Макартур в своей заключительной речи заявил, что все предыдущие попытки воспрепятствовать международным конфликтам и разрешить их не имели успеха, что повело к тяжёлому испытанию войны. "В настоящее время предельная разрушительность войны исключает подобную альтернативу. Нам представилась последняя возможность. Если мы в настоящее время не создадим лучшую и более справедливую систему, то мы будем обречены.
        Потсдамская декларация обязывает нас обеспечить освобождение японского народа от рабства. Моя цель заключается в том, чтобы осуществить это обязательство, как только вооруженные силы будут демобилизованы. Будут предприняты другие важные меры для того, чтобы нейтрализовать военный потенциал и энергию японской расы.
        Свобода перешла в наступление. На Филиппинах американцы показали, что народы Востока и Запада могут шагать бок о бок при взаимном уважении и во имя всеобщего благополучия".
        Адмирал Нимиц в своей речи сказал, что "Свободолюбивые народы всего мира радуются победе и гордятся достижениями наших об'единенных сил. Необходимо, чтобы Об'единенные нации неуклонно проводили в жизнь мирные условия, которые навязаны Японии. Необходимо будет также поддерживать силы нашей страны на таком уровне, который не допустит в будущем актов агрессии, направленных на уничтожение нашего образа жизни. Теперь мы обращаемся к великой задаче реконструкции и восстановления. Я уверен, что при разрешении этих проблем мы будем действовать с таким же искусством, находчивостью и проницательностью, как и при разрешении проблем, связанных с достижением победы".

Заявление Бирнса по поводу капитуляции Японии
        ВАШИНГТОН. 2 сентября. (ТАСС). Государственный секретарь США Бирнс сделал следующее заявление.
        "Сегодняшний день означает окончание одного из этапов - военного этапа - в нашей войне против Японии. Посредством усилий и жертв США и наших союзников мы добились безоговорочной капитуляции вооруженных сил нашего когда-то могущественного врага, врага, который, воспользовавшись нашей неподготовленностью и тем. что западные страны были заняты войной в Европе, в свое время вторгся во всю Восточную Азию от Маньчжурии на севере до Индийского океана на юге. Физическое разоружение Японии в настоящее время происходит, и мы со временем полностью уничтожим ее способность вести войну путем ликвидации ее сухопутных, морских и воздушных сил, путем уничтожения военных материалов и об'ектов и путем вывоза или разрушения ее военной промышленности. Мы подходим ко второму этапу нашей войны против Японии, который может быть назван духовным разоружением населения этой страны, чтобы заставить его стремиться к миру вместо войны. Это в некоторых отношениях более трудная задача, чем осуществление физического разоружения. Состояние умов не может быть изменено посредством штыков или путем простого издания эдиктов.
        Чтобы достигнуть духовного разоружения японцев, мы намерены устранить все препятствия, вроде законов, направленных к угнетению, которые в прошлом закрывали путь к правде и подавляли свободное развитие демократии в Японии. Мы устраним ультранационалистические и тоталитарные учения в школах и среди населения, которые в прошлом заставляли людей соглашаться с милитаристической философией своих военных лидеров. Мы предпримем такие меры, которые могут оказаться необходимыми для поощрения демократических реформ среди угнетенных классов - крестьян и промышленных рабочих, чтобы они имели право голоса в своем правительстве. В будущем мы надеемся видеть возникновение в Японии правительства, широко опирающегося на все элементы населения, которые будут миролюбиво настроены и будут уважать права других стран. Мы и наши союзники будем судить о том, будет или не будет возникающее правительство содействовать всеобщему миру и безопасности. Мы будем судить об этом правительстве по его делам, а не словам. Такова задача, выполнить которую нас обязывают жертвы, понесенные нами на поле боя и внутри страны, и с помощью Бога мы намерены довести ее до конца".

Заявление Хэлла
        ВАШИНГТОН, 2 сентября. (ТАСС). Бывший государственный секретарь США Хэлл сделал заявление, в котором указал, что Соединенные Штаты вместе с союзниками должны обеспечить, чтобы Япония и Германия никогда больше не угрожали миру на земле.

Отклики на обращение тов. И.В. Сталина к народу
        ЛОНДОН, 3 сентября. (ТАСС). Как указывает дипломатический обозреватель агентства Рейтер, заявление Генералиссимуса Сталина, что Советский Союз получит обратно Южный Сахалин и Курильские острова, расположенные к северу от Японии, не явилось сюрпризом для информированных лондонских кругов, где возвращение этих территорий считалось неизбежным со времени вступления России в войну на Дальнем Востоке. Возвращение этих территорий подразумевалось в Потсдамском обращении к народу Японии, где говорилось, что японский суверенитет будет ограничен основными японскими островами и "теми небольшими островами, которые мы выберем".
        Сахалин был уступлен после русско-японской войны в 1904 году, а Курильские острова были переданы японцам в XIX веке и их возвращение важно для Советского Союза из-за стратегического контроля, который они дадут ему над главным островом Японии.

СИДНЕЙ, 3 сентября. (ТАСС). Все утренние газеты 3 сентября поместили текст обращения И.В. Сталина к народу без комментариев, а также сообщение о праздновании Советским Союзом 3 сентября Дня Победы над Японией.

Послание Чан Кай-ши народу
        ЛОНДОН, 3 сентября. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, в послании генералиссимуса Чан Кай-ши к народу намечен план проведения ряда реформ и отмены контроля военного времени в ряде областей, в частности - цензуры над прессой в течение определенного срока. В послании говорится, что правительство опубликует закон, разрешающий деятельность политических ассоциаций и организаций. Этим законом будет предусмотрена легализация политических партий.

Заявление Сунь Цзы-веня в Оттаве
        ОТТАВА, 2 сентября. (ТАСС). Находящийся в Оттаве председатель исполнительного юаня (премьер-министр) Китая Сун Цзы-вень, выступая 1 сентября на пресс-конференции, выразил глубокое удовлетворение по поводу заключения советско-китайского договора. Этот договор, заявил Сун Цзы-вень, должен оказать глубокое влияние на советско-китайские отношения в будущем, и он, видимо, явится крупным стабилизирующим фактором на Дальнем Востоке. "Россия, - сказал он, - хорошо относится к Китаю и твердо намерена жить с Китаем в дружбе".
        Далее Сун Цзы-вень рассказал о чувстве великого облегчения и удовлетворения среди китайского народа по поводу окончания войны с Японией, которое положило конец невыразимым лишениям и страданиям, вызванным в Китае жестокой агрессией японцев.
        Касаясь внутренних проблем Китая, Сун Цзы-вень заявил, что Китай намерен следовать по "широкому пути демократии". Говоря о перспективах внешнеторговых отношений Китая, Сун Цзы-вень подчеркнул, что восстановление экономической жизни Китая в большой степени зависит от импорта.
        Сун Цзы-вень далее предсказал полное и успешное разрешение вопроса об отношениях между китайскими коммунистами и центральным правительством в результате происходящих сейчас в Чунцине переговоров.

Прием в Китайско-Советском обществе в Чунцине
        ЧУНЦИН, 2 сентября. (ТАСС). По случаю заключения советско-китайского пакта о дружбе и союзе вчера в Чунциие в Китайско-Советском обществе состоялся большой прием. На приеме присутствовало свыше 300 человек, среди которых были г-жа Сун Ят-сен, Фын Юй-сян, Сунь Фо, Шао Ли-цзе, члены национального правительства, представители общественности и культурных кругов, посол СССР в Китае т. Петров, военный атташе т. Рощин и другие. На приеме присутствовали также Мао Цзе-дун и Чжоу Энь-лай. Появление Мао Цзе-дуна и Чжоу Энь-лая присутствовавшие встретили аплодисментами.

На борту линкора "Миссури"
        Ник. БОГДАНОВ, Ив. БОЧАРНИКОВ.
        Борт линкора "Миссури", (Токийская бухта), 2 сентября. (Спецкоры ТАСС).

Медленно рассеивается туман над Токийской бухтой в этот исторический день. Постепенно вырисовываются силуэты многочисленных кораблей союзников, грозно выстроившихся напротив столицы Японии.
        Миноносец мчит нас к линкору, на котором должна произойти церемония подписания акта о капитуляции Японии, Этот миноносец - маленький, но лихой корабль. Торпедной атакой он утопил крейсер "Джемсу", две неприятельские подводные лодки, сбил на своем веку 9 японских самолетов. Теперь он везет к своему флагману представителей прессы всех свободолюбивых наций.
        Перед нами - один из самых больших военных кораблей мира - "Миссури". Справа и слева от него боевые соратники - американские линкоры "Айова", "Южная Дакота", за ними - лучшие английские линкоры "Георг", "Герцог Йоркский". Дальше на рейде австралийские, голландские, канадские, новозеландские крейсеры, миноносцы. Кораблей всех классов не счесть.
        Линкору "Миссури", на котором произойдет подписание акта, недаром выпала такая честь. Во главе эскадры он 24 марта подошел к берегам Японии и обстрелял из своих гигантских орудий район севернее Токио. За этим линкором много других боевых дел. Он заслужил ненависть врагов. 11 апреля его атаковал японский летчик-"смертник" и, разбившись, нанес кораблю лишь незначительные повреждения.
        К правому борту линкора пришвартовался миноносец "Будконан", на котором прибыл генерал Макартур. Вслед за ним поднимаются на линкор делегация союзных стран и гости. Делегация занимает свои места позади стола. Справа налево - представители Китая, Великобритании, СССР, Австралии, Канады, Франции, Голландии, Новой Зеландии. Гости, свыше 230 корреспондентов, размещаются в носовой части линкора, заполняя капитанский мостик, все орудийные площадки башни.
        Заканчивается подготовка к церемонии. Зеленым сукном накрывается небольшой стол, ставятся две чернильницы, промокательная бумага. Затем появляются два стула, один против другого. Устанавливается микрофон. Все делается неторопливо.
        По трапу поднимается японская делегация в составе одиннадцати человек, привезенных на катере после подготовки всей церемонии. При общем молчании присутствующих подходят к столу представителей японской заносчивой дипломатии и оголтелой военщины. Впереди, весь в черном, глава японской делегации министр иностранных дел Японии Мамору Сигемицу. За ним - толстенький, приземистый начальник армейского генерального штаба Японии генерал Умэдзу. С ними - японские дипломатические и военные чины в разношерстных мундирах и костюмах.
        Жалкий вид являет вся эта группа! В течение пяти минут японская делегация стоит под суровыми взглядами всех присутствующих на корабле представителей свободолюбивых наций.
        Японцам приходится стоять как раз напротив китайской делегации.
        На палубе корабля появляется генерал Макартур.
        При общей тишине Макартур обращается с речью к делегатам и гостям.
        Закончив свою речь, Макартур скупым жестом предлагает японским делегатам подойти к столу.
        Медленно подходит Сигемицу. Неловко выполнив свою тяжелую обязанность, Сигемицу отходит от стола, ни на кого не глядя. Старательно ставит свою подпись генерал Умэдзу.
        Японцы удаляются на свои места.
        К разложенным на столе папкам подходит Макартур и приглашает с собой двух американских генералов - Уэйнрайта и Персиваля - героев Коррегидора. Только недавно они вырваны из японского плена - несколько дней назад Уэйнрайт был освобожден Красной Армией в Маньчжурии.
        После Макартура подписывают акт китайские делегаты.
        За китайцами к столу подходит английский адмирал Фрэзер.
        Треск и щелканье многочисленных фото- и киноаппаратов увеличиваются, когда Макартур приглашает к столу советскую делегацию. Она здесь в центре внимания. Присутствующие видят в ней представителей могущественной советской державы, которая, разгромив фашистскую Германию, ускорила затем капитуляцию Японии.
        Подписывающего акт по уполномочию Верховного Главнокомандующего советскими вооруженными силами генерал-лейтенанта Деревянко сопровождают генерал-майор авиации Воронов и контр-адмирал Стеценко.
        За генералом Деревянко следуют австралийский генерал Блэми, представитель Канады генерал Грейв, французский делегат генерал Леклерк, представители Голландии и Новой Зеландии.
        Акт подписан.
        Высказав убеждение, что отныне прочный мир установится во всем мире, Макартур с улыбкой заканчивает процедуру и просит делегации, подписавшие акт, проследовать за ним в салон адмирала Нимица на "Миссури".
        Некоторое время японские делегаты стоят одни. Затем Сигемицу вручают черную папку с экземпляром подписанного акта. Японцы спускаются вниз по трапу, где их ждет катер.
        Над линкором "Миссури" величественным парадом проплывают "Летающие крепости", на бреющем проносятся истребители...
        Гости от'езжают с "Миссури" на миноносцах.
        Вслед за этим в осуществление акта о капитуляции к Токио и Иокогаме устремляются сотни десантных судов с войсками для оккупации Японских островов.

Обращение президента Трумэна к американским вооруженным силам
        ВАШИНГТОН, 3 сентября. (ТАСС). Трумэн обратился по радио с речью к американским вооруженным силам.
        "Война, - сказал Трумэн, - привела к полной победе над всеми нашими врагами. Это - день великой радости и торжественных размышлений. Поскольку разрушительные силы войны устранены из этого мира, мы можем теперь обратиться к разрешению важной задачи сохранения мира, который завоеван вами - мужественными мужчинами и женщинами. К этой задаче мы должны проявить самое большое внимание. В этом деле мы должны сотрудничать с нашими союзникам" и другими странами мира. Они исполнены такой же решимости, как и мы, что война должна быть уничтожена на земле, если мы хотим, чтобы земля сохранилась такой, как мы ее знаем. Цивилизация не сможет перемести новую тотальную войну".
        Отметив чувства признательности американским войскам, которые питают граждане США, Трумэн обещал позаботиться об устройстве солдат, которые будут демобилизованы, и добавил:
        "К сожалению, я должен сказать некоторым из вас, что они должны оставаться на военной службе в течение некоторого времени. Мы должны держать оккупационные войска на Тихом океане, чтобы ликвидировать милитаризм в Японии точно так же, как мы ликвидируем милитаризм в Германии. Об'единенные нации полны решимости, чтобы ни одна из этих стран никогда больше не смогла напасть на своих миролюбивых соседей".

Прибытие в СССР Чрезвычайного и Полномочного Посла
Польской Республики г-на Раабе

2 сентября в Москву прибыл Чрезвычайный и Полномочный Посол Польской Республики в СССР г-н Генрих Раабе.
        На Белорусском вокзале г-на Г. Раабе встречали и.о. Заведующего Протокольным Отделом НКИД СССР Г.И. Фомин и состав Посольства Польской Республики во главе с Временным Поверенным в Делах г-ном В. Матвиным.

Шахматный радиоматч СССР-США
ВТОРОЙ ТУР

Вчера начался второй тур шахматного радиоматча между командами США и СССР.
        В Москве интерес к радиоматчу не ослабевает. Центральный Дом культуры железнодорожников, где установлены демонстрационные доски, за три дня матча посетили тысячи москвичей.
        Исключительно велик интерес к радио-матчу и в Нью-Йорке. Один из организаторов матча К. Харкнес заявил, что результаты первого тура вызывают большое разочарование, но выразил надежду, что во втором туре американцы поправят свои дела. "Если они будут снова побиты, - сказал Харкнес, - это будет означать, что русские значительно превосходят их по силе игры".
        Гроссмейстер Файн заявил, что партия, которую он играл против Болеславского, была одной из самых интересных в его жизни.
        Американская печать уделяет исключительное внимание ходу матча. Газета "Нью-Йорк таймс" поместила отчет о матче на первой полосе, что является беспрецедентным.
        Вчера радиоматч начался в 16 часов по московскому времени. К 3 часам утра 4 сентября положение на шахматных досках было следующим:
        Ботвинник выиграл у Денкера на 30-м ходу. Таким образом, чемпион Советского
        Союза выиграл у чемпиона США две партии из двух.
        Лилиенталь - Пинкус сыграли вничью.
        Остальные восемь партий отложены.
        Партия Решевский - Смыслов отложена в сложной позиции. У Смыслова качество за пешку.
        В партии Болеславский - Файн у Болеславского легко выигранный пешечный эндшпиль.
        Флор проигрывает Горовицу.
        Котов при материальном равенстве имеет против Кэждэна подавляющее позиционное преимущество. Партия выиграна для Котова.
        Партия Стейнер - Бондаревский отложена с лишней пешкой у Бондаревского.
        Партия Сейдмэн - Рагозин отложена в неясной позиции.
        Партия Макогонов - Купчик отложена с позиционным преимуществом у Макогонова.
        Партия Сантасьер - Бронштейн отложена со значительным преимуществом для Бронштейна.
        Доигрывание незаконченных партий состоится 4 сентября.
        Общий итог двух туров пока выглядит так: команда СССР имеет 9,5 очка, команда США - 2,5.

"Молчите, господин Даладье!"
        Б. ИЛЬИН.
        Под таким заголовком французская газета "Фран-тирер" опубликовала статью о попытках бывшего премьер-министра Франции оправдать свою старую "мюнхенскую" политику. "Молчите, г-н Даладье!" - не только крик возмущения, но и добрый совет. Эдуард Даладье опоздал с оправданиями. Он сыграл роковую роль в падении Франции и в развязывании второй мировой войны. Современники назвали его имя среди тех, кто был виновником величайшей национальной трагедии Франции, кто предал Францию, кто стал "могильщиком Франции". Даладье заклеймили даже многие из его бывших друзей. Сейчас с трибуны с'езда радикальной партии Даладье жалуется: "В числе тех, кто приветствовал меня после Мюнхена, находились и те, кто сегодня кричит о позоре Мюнхена". Это значит только одно: во Франции есть много людей, которых пережитые страдания кое-чему научили, и есть Даладье, которого история ничему не научила.
        Позор Мюнхена вошел в сознание народов, как синоним политического банкротства. Даладье был тем, кто дал предметный урок полного банкротства на собственном примере. Политика умиротворения агрессора стоила человечеству потоков крови. Первая вена была взрезана в Мюнхене. Кто может забыть это? Напрасно Даладье грозит: "Я открою только одно досье, если это будет необходимо"... Цирковой трюк! Досье находятся в руках не одного Даладье и меньше всего у Даладье. Прибегать к ним нет никакой надобности: в истории мюнхенского предательства давно уже нет никакой тайны. Все же Даладье подсунул газете "Депеш де Пари" несколько документов, специально подобранных с целью оправдать мюнхенскую политику. Газета, публикуя их, обещала продолжить печатание "документов", но так и не продолжила - типичный прием бульварного газетного шантажа. Что же дали эти документы нового, такого, что бы не было известно ранее? Ничего. Обрисовали ли они роль Даладье в новом свете? Нет.
        Вынырнув из небытия, Даладье развивает сейчас горячечную активность. Она носит странный характер: Даладье предлагает Франции и Европе вернуться на мюнхенский путь. Теперь, - когда Франция, преданная Даладье, спасена, когда немцы, "умиротворенные" Даладье, разбиты, когда народы, которые Даладье вовлек в войну, строят свой обретенный мир. Что же такое таится за шумной деятельностью обанкротившегося политика: личное оправдание или приглашение вступить на путь новых войн?
        Основной тезис нынешних выступлений Даладье таков: война и поражение Франции не являются результатом Мюнхена; Мюнхен не был капитуляцией; Франция, в лице Даладье, сделала все, чтобы противодействовать войне, но ее не поддержали; создание европейской системы отпора Гитлеру сорвал... Советский Союз. Повидимому, Даладье рассчитывает на то, что у людей коротка память. Но как-раз в эти дни, когда исполняется шестая годовщина гитлеровского похода на Европу, люди очень отчетливо вспоминают, что предшествовало 1 сентября 1939 года и какую роль играл тогда Даладье. На протяжении пяти лет, предшествовавших войне, Эдуард Даладье представлял основную фигуру французской политики либо как глава правительства, либо как военный министр, либо совмещая и то, и другое. Он ответствен за политику Франции в те годы, когда была задушена Испания, убита Чехословакия, сокрушена Польша. Он был военным министром Франции, когда роковой прорыв у Седана отдал Францию в руки гитлеровской армии.
        Теперь он ищет виновников несчастья Франции на стороне. Тогда, в годы своего министерского взлета, Даладье готовил это несчастье, предавая Чехословакию, Испанию, Польшу, подкидывая в пасть гитлеровского чудовища одну жертву за другой. Даладье это называет "выковыванием цепи коллективной безопасности". Чудовищная наглость! Как-раз главной особенностью политики Даладье, - и этого теперь не переспоришь, - был отказ от принципа коллективной безопасности, от политики коллективного отпора агрессорам, переход на позиции "невмешательства", на позиции умиротворения. Любой читатель газеты знает, что именно эта политика Даладье и его партнеров означала попустительство агрессии и привела к развязыванию войны и превращению ее в мировую войну. Мюнхен был вершиной предательской политики капитуляции перед Гитлером. Мюнхен был высшим политическим "достижением" Даладье. Жертвами этого предательства стали народы Европы. Жертвой этой политики стала Франция: второй Седан был заключен уже в мюнхенской подписи Даладье. И когда сейчас Даладье пытается снять с себя клеймо мюнхенского предательства, которое не отмоешь ни в каких водах, ему отвечают:
        - Молчите, г-н Даладье!
        Странный способ самооправдания избран обанкротившимся политиком. Он утверждает, что Мюнхен не был капитуляцией, а единственным средством предотвратить войну, потому, что "Франция осталась изолированной". Он мечет громы по адресу Англии, Польши, Румынии... Но почему же Франция оказалась в таком положении изоляции? Не потому ли, что ее привели к этому усилия таких господ, как Даладье, предававший своих действительных и возможных союзников по очереди? О да, г-н Даладье, прежде чем предать, лобызал жертву. Но то был поцелуй Иуды.
        Если Даладье хочет представить Мюнхен вынужденным шагом, то ему следовало бы уничтожить собственные статьи и речи с самого начала его карьеры. Он не может этого сделать. Даладье не случайно, не в минуту отчаяния и не от избытка дальновидности пришел к Гитлеру на поклон в Мюнхен. За десять лет до Мюнхена Даладье, выступая в Страсбурге, провозгласил в нашумевшей речи: "Необходимо соглашение с Германией". Для того, чтобы его не поняли превратно, Даладье в своей газете "Репюблик" раз'яснил: "Необходимо соглашение не с веймарской Германией, а с национально-мыслящей". Через четыре года Гитлер захватил власть в Германии, и Даладье нашел ту "национально-мыслящую Германию", к соглашению с которой стремился. Когда мюнхенский сговор состоялся, Даладье на с'езде радикалов в Марселе говорил: "Слушая в Мюнхене, как бьется сердце немецкого народа..." Попробовал бы сейчас Даладье рассказать, как билось сердце немецкого народа в Мюнхене!.. Тогда это навело его на мысль, что он соединил Францию и Германию в "честном сотрудничестве". Сотрудничество? Да. Честное?
        - Молчите, г-н Даладье!
        Целью всех запоздалых оправданий Даладье является одно: убедить французов в том, что не он, а Советский Союз "сорвал коллективную безопасность". Он рассказывает детские сказки о своих "неистощимых попытках" добиться соглашения и даже союза с СССР. Он забывает при этом упомянуть, что именно он, Даладье, в своем горячем желании добиться дружбы с Советским Союзом сформировал армию ген. Вейгана на Ближнем Востоке для удара по СССР с юга и готовил экспедиционный легион для помощи финнам в войне с СССР. Теперь он цитирует ветхие дипломатические демарши и поздравляет Францию с заключением франко-советского договора.
        Уж лучше молчал бы г-н Даладье!
        Пертинакс в своей книге "Могильщики Франции" пишет о Даладье: "Беда заключалась в том, что Даладье, несмотря на все старания сдержать его, прямо толкал Францию и Англию на конфликт с Россией... Он вел дело так, будто Россия, а не Германия представляла опасность для Франции". Удивительно ли, что теперь, когда Германия - вопреки всей деятельности Даладье - разбита и побеждена, он нашел время подходящим для продолжения своей враждебной Советскому Союзу линии!
        Другой видный публицист - Андре Симон давно характеризовал Даладье так: "Он был одним из величайших лицемеров, подвизавшихся на арене французской политики. Именно лицемерие помогло ему сделать карьеру. Его излюбленным приемом было валить с больной головы на здоровую"...
        Заметьте: "был, было" - французы писали о Даладье, как о политическом покойнике. И вдруг оказывается: не было, а есть! Выходец из политической могилы, Даладье поднимает голову. Снова то же лицемерие, снова те же старые приемы... Снова борьба за власть, за руководство в радикальной партии, за голоса избирателей, за кресло в министерстве. Призрак Мюнхена вновь встает над Францией. Виновник ее позора призывает следовать за ним, в антисоветский поход. Зловещий комедиант сражается с историей. Он произносит речи, кривляется, бьет себя в грудь. Французы ему кричат:
        - Молчите, г-н Даладье!
        Но Даладье никогда не слышал, как бьется сердце французского народа.

Все Известия

Главлит: Б 15575