Размер: 59,2kB, 700x438x100dpi

Товарищи Сталин и Орджоникидзе. Снимок сделан на приеме делегации трудящихся Советской Армении в Кремле 30 декабря 1936 года.

Фото Н. Петрова.

ГЕРОИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ БОЛЬШЕВИКА
        Нашу партию, рабочий класс и трудящихся великой социалистической родины - СССР, трудящихся всего мира постигло великое горе. Не стало Серго Орджоникидзе - пламенного, бесстрашного большевика-ленинца, любимого миллионами руководителя, соратника Ленина и Сталина, члена Политбюро Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии, талантливейшего организатора победоносного социалистического наступления - народного комиссара тяжелой промышленности.
        Жизнь этого кристально-чистого, непоколебимою революционера-большевика - образец для трудящихся всего мира, борющихся за социализм, за свое освобождение. Любимец советского народа Серго Орджоникидзе с юных лет отдал свое сердце, ум, силы, неисчерпаемую энергию, всего себя, всю свою жизнь делу рабочего класса, делу коммунизма. Вся его жизнь прошла на глазах партии, на глазах рабочего класса под руководством Ленина - Сталина, ЦК ВКП(б).

* * *

Товарищ Орджоникидзе родился 28 (15) октября 1886 года в Западной Грузии, в деревне Гореша, которая входит теперь в Хорагоульский район Грузинской ССР. Отец т. Орджоникидзе имел всего несколько десятин тощей земли, которую обрабатывал своим трудом; в промежутке между полевыми работами нужда заставляла его уходить на заработки в Чиатуру - возить марганцевую руду.
        Весной 1898 года т. Орджоникидзе кончил Хорагоульское двухклассное училище, а затем поступил в железнодорожное училище в Хашури, но через год, вследствие бедственного положения семьи, был вынужден оставить школу и вернуться в деревню. Вскоре умер отец, оставив большую семью. Осенью 1900 года двоюродный брат т. Серго Тарасий Орджоникидзе отвез его в Тбилиси (Тифлис). Здесь ему удалось определить т. Серго в фельдшерское училище при городской больнице.
        В фельдшерском училище обучались преимущественно выходцы из народных низов. Именно в таких учебных заведениях среди учащихся были сильны революционные настроения и создавались социал-демократические кружки. В 1901-1902 гг. товарищ Орджоникидзе был участником центрального ученического кружка в Тбилиси, которым руководил социал-демократ ленинского направления Назаров.
        В 1903 году т. С. Орджоникидзе вступил в большевистскую партию. С этого времени всю свою жизнь, все свои силы и пламенную революционную энергию т. Серго Орджоникидзе безраздельно отдает борьбе за дело рабочего класса, за дело великой ленинско-сталинской партии.
        В период 1903-1905 гг. т. Орджоникидзе складывается как профессиональный пролетарский революционер, для которого весь смысл жизни, ее значение - в борьбе за победу рабочего класса. 19-летним юношей он уже являлся общепризнанным руководителем партийной организации Гудаути, членом сухумского окружного комитета партии, талантливым организатором подпольной работы, пламенным пропагандистом и агитатором.
        5 января 1906 года в селе Бомбары, близ Гудаути т. Орджоникидзе был арестован царской полицией. До 7 июня 1906 года пробыл он в Сухумской тюрьме, откуда был выпущен на поруки, после чего поехал в Тбилиси. Здесь в редакции большевистской газеты "Дро" ("Время"), редактировавшейся Сталиным, Серго впервые встретился с товарищем Сталиным. На следующий день он побывал у Сталина в типографии, где печаталась "Дро". Сталин подарил Серго свою только что вышедшую брошюру о Стокгольмском "об'единительном с'езде РСДРП", которую Серго не замедлил использовать против меньшевиков. Со дня первой встречи с товарищем Сталиным в Тбилиси Серго Орджоникидзе навсегда стал его ближайшим другом и верным соратником. Проработав в партийной организации около двух месяцев, Серго в августе нелегально перебрался за границу и вскоре вернулся в Россию.
        В марте 1907 года т. Орджоникидзе был направлен на партийную работу в Баку. Бакинский период явился крупнейшей вехой в формировании Серго как выдающегося деятеля большевистской партии. Здесь под руководством товарища Сталина т. Орджоникидзе, тогда еще почти юноша, созревал в подлинного вожака масс, твердого, непримиримого ленинца, не сгибающегося перед опасностями и трудностями борьбы. Вместе с Шаумяном, Джапаридзе, Спандаряном т. Орджоникидзе вошел в большевистский Бакинский комитет, возглавлявшийся товарищем Сталиным. Поступив в качестве фельдшера в приемный покой при нефтяных промыслах Асадулаева в поселке Романы, т. Орджоникидзе с первого же дня повел большую подпольную работу и завоевал доверие и любовь рабочих, Тов. Серго сумел найти общий язык со всей разнородной массой эксплоатируемых пролетариев - тюрков, русских, грузин, иранцев (персов) и армян, сумел сплотить их вокруг лозунгов большевизма. Искусно сколачивая вокруг себя актив, укрепляя большевистское, ядро, т. Орджоникидзе изо дня в день подрывал и уничтожал влияние меньшевизма в рабочих массах. Активное участие он принял в избирательной кампании в III Государственную думу. Будучи партийным организатором в Балаханском районе, т. Орджоникидзе принял активное участие в подготовке массовой рабочей демонстрации 1 мая 1907 года на горе "Степан Разин". Здесь он был арестован и под вымышленной фамилией Кучхишвили просидел 26 дней в тюрьме.
        Летом 1907 года, когда перед бакинским пролетариатом встал вопрос о заключении коллективного договора с нефтепромышленниками и нужно было вести прямые переговоры с промышленниками, большевики выдвинули ставший популярным сталинский лозунг "совещания с гарантиями" (полная свобода рабочей печати, собраний, неприкосновенность личности и т.д.). Тов. Орджоникидзе провел огромную работу на промыслах и заводах, внедряя в массы большевистские лозунги, разоблачая меньшевиков, дашнаков, эсеров. Бакинский пролетариат, руководимый большевиками, руководимый Сталиным, одержал победу.
        В ноябре 1907 года товарищ Орджоникидзе был арестован и заключен в Баиловскую тюрьму. Вскоре в эту тюрьму был заключен и товарищ Сталин.
        9 апреля 1908 года в Баку судебная палата приговорила т. Орджоникидзе к вечной ссылке в Сибирь и лишению всех прав состояния. 27 октября он был дополнительно приговорен, за революционную работу в Абхазии к заключению в крепость на один год. Весной 1909 года он был отправлен в ссылку в Сибирь. Местом поселения была назначена деревня Потаскуй, Енисейской губернии. Через два месяца т. Орджоникидзе бежит из ссылки в Баку, где продолжает партийную работу.
        В конце лета 1909 года бакинская организация большевиков направляет т. Орджоникидзе в Иран (Персию), в Гилянскую провинцию, бывшую тогда ареной революционного движения, возникшего под влиянием первой русской революции. Здесь т. Орджоникидзе был политическим руководителем и организатором массовых выступлений, направленных против насильнической, колониальной политики царизма, руководил работой по созданию местной социал-демократической организации.
        Из Ирана т. Орджоникидзе установил тесный контакт с Лениным, с заграничным большевистским центром и парижской группой большевиков. Он организовал транспорт заграничной большевистской литературы в Россию через Иран.
        В ноябре 1910 года т. Орджоникидзе возвращается в Баку и отсюда едет в Париж к Ленину. Как пишет в своих воспоминаниях Н.К. Крупская, "с тех пор он стал одним из самых близких товарищей".
        Тов. Орджоникидзе прибыл за границу в тот период, когда, по его же словам, "большевистская группа во главе с Ильичем была обстреливаема со всех сторон".
        Тов. Орджоникидзе начинает заниматься в партийной школе в Лонжюмо (около Парижа), которую Ленин создал для повышения идейно-теоретического уровня партийных кадров. Однако т. Орджоникидзе вскоре прерывает учебу и, по заданию Владимира Ильича Ленина, снова отправляется в Россию с ответственнейшим поручением - подготовить созыв общероссийской партийной конференции. Это задание Ленина т. Орджоникидзе блестяще выполнил. Для созыва партийной конференции в России была создана Российская организационная комиссия - практически действующий русский центр. Ленин рассматривал создание этого организованного усилиями тов. Орджоникидзе центра как величайшее достижение, как выход партии на широкую дорогу.
        В ноябре 1911 года т. Орджоникидзе докладывал Ленину в Париже о своей работе, после чего выехал в Петербург. В январе 1912 г. в Праге состоялась партийная конференция, сыгравшая в истории большевистской партии исключительную роль. Тов. Орджоникидзе был на конференции делегатом от Тбилисской большевистской организации, выступал в прениях почти по всем вопросам обширного порядка дня. На конференции т. Орджоникидзе был избран членом ЦК партии большевиков. Для руководства работой в России было создано бюро ЦК в составе товарищей Сталина, Серго Орджоникидзе и Спандаряна.
        В феврале 1912 года т. Орджоникидзе выехал в Петербург для доклада петербургской партийной организации о пражской конференции. Из Петербурга он направился в Вологду к находившемуся там в ссылке товарищу Сталину. Вместе с товарищем Сталиным (бежавшим из ссылки) он поехал в Баку, а оттуда в Тбилиси. Тов. Орджоникидзе конспиративно отпечатал в десятках тысяч экземпляров руководящие партийные документы, в числе которых была и "Избирательная платформа РСДРП по выборам в IV Государственную думу", написанная товарищем Сталиным.
        В апреле 1912 года т. Орджоникидзе снова направился в Петербург, Здесь т. Орджоникидзе, проживавший по чужому паспорту, был пойман царской охранкой и арестован. Петербургский окружной суд приговорил его к трем годам каторги с последующим водворением на место вечной ссылки. В октябре 1912 года т. Орджоникидзе был закован в кандалы и отвезен в Шлиссельбургскую крепость - каторжную тюрьму. Отбыв каторгу, он в сентябре 1915 года был по этапу выслан в Восточную Сибирь, в Александровскую пересыльную тюрьму, откуда попал на поселение в село Покровское, в 90 километрах от Якутска. И здесь в ссылке неутомимый т. Орджоникидзе ведет страстную борьбу против меньшевиков, эсэров и анархистов.
        С первых дней февральской революции 1917 г. тов. Серго Орджоникидзе развертывает огромную работу по укреплению революционных завоеваний в Якутии и вовлечению широчайших масс в революционную борьбу. Тов. Орджоникидзе входил в состав исполнительного комитета Якутского совета, был членом президиума Комитета общественной безопасности, вел большую организационную и агитационную работу среди якутов.
        В мае 1917 г. вместе с другими ссыльными большевиками т. Орджоникидзе выезжает в Иркутск, а отсюда в Петроград, где он целиком уходит в боевую партийную работу среди питерских пролетариев.
        По предложению Ленина т. Орджоникидзе вводится в Петроградский комитет большевистской организации, в Исполнительную комиссию (бюро) Петроградского комитета, а также в Исполком Петроградского совета.
        На очереди стоял созыв VI с'езда партии, непосредственную подготовку и проведение которого Ленин возложил на Сталина. Сам Ленин скрывался в это время в шалаше под Сестрорецком, и по поручению Сталина т. Серго дважды ездил к Ильичу для получения директив.
        В этот тяжелый для пролетарской революции период, когда перед лицом надвинувшейся опасности многие дрогнули, твердо на посту руководителя ЦК и Петроградской партийной организации оставался товарищ Сталин. Серго был непрерывно с ним и около него, ведя под его руководством энергичную, беззаветную борьбу за ленинские лозунги.
        В начале сентября т. Орджоникидзе уехал в Закавказье, где принял горячее участие в борьбе закавказских большевиков с контрреволюционным меньшевизмом. 6 ноября 1917г. т. Серго вернулся из Закавказья в Петроград. Как верный ленинец, т. Орджоникидзе был в самых передовых рядах самоотверженных борцов за победу Великой Пролетарской Революции. Петроградским комитетом большевистской партии он был направлен на фронт под Пулково против Керенского, который с казачьим корпусом генерала Краснова наступал на революционный Петроград.
        ЦК партии неоднократно поручал т. Орджоникидзе проведение областных, армейских и фронтовых с'ездов как до, так и после Октябрьского переворота. Тов. Орджоникидзе не раз председательствовал на заседаниях Петроградского комитета, где всегда твердо отстаивал и умело проводил линию Ленина.
        2 января 1918 года решением ЦК и Совнаркома т. Серго Орджоникидзе назначается временным чрезвычайным комиссаром района Украины и облечен одновременно полномочиями по снабжению продовольствием нуждающихся местностей Советской России.
        С огромной энергией и мужеством т. Орджоникидзе сплачивал трудящиеся массы Украины и Дона для отпора армии немецких империалистов, оккупировавших Украину. В апреле 1918 г. т. Орджоникидзе переезжает на Дон и здесь продолжает принимать меры к организации сопротивления германо-гайдамакам, которые постепенно двигались к югу, на Дон и Кубань.
        9 апреля 1918 года Совнарком РСФСР за подписями Ленина и Сталина, издал декрет о создании чрезвычайного комиссариата Южного района, председателем которого был назначен Серго Орджоникидзе. Тов. Серго немедленно отдает всё силы на борьбу с буржуазной контрреволюцией и немецкими оккупантами, за упрочение советской власти на юге.
        2 мая т. Орджоникидзе по телеграфному указанию Ленина и Сталина отправился во главе мирной делегации для переговоров с немецким командованием о прекращении военных действий и для того, чтобы заявить протест против занятия немцами Таганрога. Делегация была арестована немецким патрулем, обезоружена и отправлена в Таганрог. После резкого протеста т. Орджоникидзе делегации было обеспечено возвращение в Ростов.
        7 мая 1918 года, когда австро-германские войска, гайдамаки и белые казаки с боем взяли Ростов, т, Орджоникидзе со своими эшелонами последним отступил в Батайск, а затем к Тихорецкой, чтобы оттуда с боями двигаться в Царицын. В Царицыне тов. Орджоникидзе организует подавление контрреволюционного мятежа. Об'единив имеющиеся в городе советские войска под одним командованием, т. Серго поспешил на Кубань для организации обороны против наступающих немцев и для укрепления мощи молодой Красной армии. По предложению т. Орджоникидзе, существовавшие раздельно Кубанская советская республика и Черноморская советская республика об'единились в единую Кубано-Черноморскую республику.
        6-го июня 1918 г. в Царицын приехал товарищ Сталин. Он сразу взял в свои руки все нити управления. Железная воля и организаторский гений Сталина сохранили в решающий период важнейший в стратегическом, политическом и экономическом отношениях Царицынский район за пролетарской революцией. Его помощником был тов. Орджоникидзе, вернувшийся в это время в Царицын.
        В начале июля тов. Серго Орджоникидзе снова на Кубани. Летом 1918 г. начала свое наступление белая армия генерала Деникина, укрепившаяся на стыке Дона и Кубани. В борьбе с деникинскими бандами т. Орджоникидзе проявил исключительное мужество и личный героизм, огромный организаторский талант и политическую зоркость.
        В конце января 1919 года Деникинские части подошли к Владикавказу. Немногочисленные красные отряды, руководимые тов. Орджоникидзе, героически защищали город, показывая чудеса храбрости и мужества. После занятия Владикавказа белыми тов. Орджоникидзе временно пришлось оставаться в Ингушетии. В начале июня 1919г. т. Орджоникидзе нелегально пробрался в Тбилиси. Здесь т. Серго вместе с тбилисскими большевиками наметил пути дальнейшей борьбы против контрреволюционного меньшевистского правительства Грузии. Вскоре т. Орджоникидзе отправился единственно возможным тогда путем в Москву - на рыболовной парусной лодке по Каспийскому морю через Астрахань. Здесь т. Орджоникидзе впервые встретился с С.М. Кировым. Между ними завязался узел той большой дружбы, которая не прерывалась все последующие годы совместной борьбы и работы.
        Из Астрахани т. Орджоникидзе приехал в Москву и сделал доклад Ленину. В июле 1919г. т. Орджоникидзе был назначен членом Реввоенсовета XVI армии Западного фронта, где он в течение трех месяцев непосредственно руководил боевыми операциями. В октябре 1919 г. партия и правительство перебрасывают его на фронт против Деникина.
        Это был, как писал Ильич, "один из самых критических, по всей вероятности даже самый критический момент социалистической революции". В начале октября белые заняли Воронеж, затем Орел. Деникин подходил к Туле и протягивал свою кровавую лапу к Москве. Главное командование во главе с Троцким совершенно не справлялось с задачами обороны, дезорганизовывало фронт. На южном фронте решалась победа революции. Ленин и ЦК, приняв гениальный стратегический план разгрома Деникина, разработанный товарищем Сталиным, поручили ему организацию операций на южном фронте. По требованию товарища Сталина, Троцкий был отстранен от руководства делами южного фронта. Тов. Орджоникидзе был назначен членом Реввоенсовета XIV армии. 15 октября 1919г. тов. Орджоникидзе из Сергиевского в очередном письме Ленину писал:
        ... "В штабах никакого намека на порядок, штаб фронта - это балаган. Сталин только приступает к наведению порядка. Среди частей создали настроение, что дело советской власти проиграно, все равно ничего не сделаешь. В XIV армии какой-нибудь прохвост Шуба, именующий себя анархистом, нападает на наши штабы, арестовывает их, забирает обозы, а комбрига посылает на фронт под своим надзором для восстановления положения. В XIII армии дела не лучше. Вообще то, что здесь слышишь и видишь, - нечто анекдотическое. Где же эти порядки, дисциплина и регулярная армия Троцкого?!
        Как же он допустил дело до такого развала? Это прямо непостижимо. И, наконец, Владимир Ильич, откуда это взяли, что Сокольников годится в командармы? Неужели до чего-нибудь более умного наши военные руководители не в состоянии додуматься? Обидно и за армию и за страну. Неужели, чтобы не обидеть самолюбие Сокольникова, ему надо дать поиграться с целой армией"...
        На этом письме Ленин сделал приписку: "По отзывами Уншлихта и Сталина, Серго надежнейший военный работник. Что он вернейший и дельнейший революционер, я знаю его сам больше 10 лет".
        Выполняя гениальный стратегический план товарища Сталина, XIV армия, руководимая тт. Серго Орджоникидзе и Уборевичем, наносила сокрушительные удары деникинцам и вместе с другими частями доблестной Красной армии освобождала Украину от белых полчищ.
        В феврале 1920 года т. Орджоникидзе назначается членом Реввоенсовета Кавказского фронта. В феврале по постановлению ЦК РКП(б) создается Бюро по восстановлению советской власти на Северном Кавказе. Председателем Бюро назначается Серго Орджоникидзе, его заместителем С.М. Киров. На Северном Кавказе т. Серго смело разрешает с одобрения Ленина и Сталина самый острый и запутанный земельный вопрос. В апреле 1920 года т. Орджоникидзе организует помощь бакинскому пролетариату. В ночь с 27 на 28 апреля муссаватистское правительство в Азербайджане было свергнуто. 30 апреля 1920 г. тов. Серго Орджоникидзе вместе с Кировым и командующим XI армии т. Левандовским прибыли в Баку - освобожденную цитадель закавказского большевизма. Роль т. Орджоникидзе в этой борьбе за советский Азербайджан кратко, но исчерпывающе оценена товарищем Сталиным на приеме азербайджанской делегации в Кремле 21 января 1936 года. Товарищ Сталин приветствовал здесь его появление на трибуне следующими словами:
        "Привет освободителю Азербайджана! Он первый вошел в Азербайджан!"
        В 1921 году Закавказье было окончательно освобождено от агентов империализма, от меньшевиков и всяких прочих контрреволюционеров.
        Тов. Орджоникидзе во главе грузинских трудящихся, восставших против меньшевистского правительства, вернулся в Тбилиси. Ликвидация меньшевистского режима в Грузии и господства партии армянской буржуазии "Дашнак-цутюн" в Армении, осуществленная при руководящем участии т. Орджоникидзе, знаменовала собою укрепление советской власти во всем Закавказье.
        За исключительные боевые заслуги в .деле ликвидации деникинщины на Украине и на юго-востоке, очищения от контрреволюции Северного Кавказа и Закавказья постановлением ВЦИК от 19 мая 1921 года тов. Серго Орджоникидзе был награжден орденом Красного Знамени.
        В сложнейшей обстановке Закавказья т. Орджоникидзе пришлось налаживать советскую власть, укреплять партийную организацию, учить коммунистов руководить массами и их воспитывать.
        Тов. Орджоникидзе развернул в Закавказье свои способности крупнейшего партийного организатора и руководителя ленинско-сталинской школы. Ведя беспощадную борьбу с национал-уклонистами и великодержавными шовинистами, тов. Орджоникидзе всемерно укреплял братскую спайку советских республик Закавказья, неуклонно проводя в жизнь указания Ленина и Сталина. Под его руководством была создана и добилась величайших успехов Закавказская федерация.
        Тов. Орджоникидзе добился крупных успехов в деле укрепления партийных организаций Закавказья, провел огромную работу по разложению меньшевистской организации в Грузии. Под руководством Серго Орджоникидзе и С.М. Кирова была восстановлена, реконструирована и значительно расширена бакинская нефтяная промышленность. Тов. Орджоникидзе был зачинателем гидроэлектростроительства в широком размере; заложив прочный фундамент энергетической базы, он поставил в 1925 году вопрос о создании новых очагов тяжелой индустрии в республиках Закавказья.
        Наступил XIV с'езд партии. На этом с'езде открыто выступила презренная зиновьевская оппозиция. Вместе со всей сталинской когортой испытанных ленинцев тов. Орджоникидзе сокрушительно обрушивается на изменников большевизму - Зиновьева и Каменева, выступивших против провозглашенной Сталиным ленинской генеральной линии партии. С XIV с'езда тов. Орджоникидзе возвращается на сравнительно короткое время в Закавказье, а затем направляется ЦК ВКП(б) на Северный Кавказ, где некоторое время работает первым секретарем крайкома ВКП(б).
        3 ноября 1926 года об'единенный пленум ЦК и ЦКК утвердил тов. Серго Орджоникидзе председателем Центральной контрольной комиссии. Постановлением Президиума ЦИК СССР тов. Орджоникидзе был назначен наркомом Рабоче-Крестьянской инспекции и зам. председателя Совнаркома СССР. ЦКК-РКИ, руководимая тов. Орджоникидзе, сыграла большую роль в разгроме контрреволюционно-троцкистско-зиновьевского блока. Вскоре после разгрома блока троцкистко-зиновьевских реставраторов капитализма подняла голову правая оппозиция во главе с Бухариным, Томским и Рыковым. Верный соратник Сталина, тов. Орджоникидзе и в этот момент вложил в борьбу с оппортунистами-капитулянтами весь свой пламенный темперамент, весь свой партийный опыт великого пролетарского революционера.
        Руководимая товарищем Орджоникидзе Рабоче-Крестьянская инспекция провела огромную борьбу против бюрократизма, косности, рутины и волокиты в государственном аппарате. Тысячи и десятки тысяч рабочих, крестьян, служащих были вовлечены в активную борьбу с бюрократизмом. Под руководством тов. Орджоникидзе наркомат РКИ усиленно занялся вопросами хозяйства. Изучив детально все вопросы промышленного строительства, т. Серго привил вкус к хозяйственным вопросам всему аппарату РКИ. Тов. Серго повел борьбу с дефектами в капитальном строительстве, с бесплановостью, беспроектностью. Он поставил задачи рационализации народного хозяйства в центре всей работы РКИ, которая во главе с т. Серго Орджоникидзе выявила в промышленности огромные резервы.
        10 ноября 1930 года Президиум ЦИК СССР назначил товарища Орджоникидзе председателем Высшего Совета Народного Хозяйства СССР. На об'единенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), состоявшемся 17-21 декабря 1930г., он был избран членом Политбюро. Сталинская директива - в короткий срок превратить Советский Союз в мощную индустриальную державу - стала знаменем для всей армии работников тяжелой промышленности, которая во главе с любимым, боевым руководителем т. Серго Орджоникидзе решала одну из труднейших и важнейших проблем социалистической революции.
        В исторической речи от 4 февраля 1931 года товарищ Сталин говорил:
        "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут.
        ...Большевики должны овладеть техникой. Пора большевикам самим стать специалистами. Техника в период реконструкции решает все".
        Это сталинское указание было программой работы промышленности. Одна из важнейших задач первой пятилетки заключалась в создании мощной современной металлургии, в создании второй металлургической базы на востоке. В самые тяжелые для металлургии годы Серго Орджоникидзе непосредственно на месте - на стройках, на заводах - организовывал людей, учил и помогал им. Он вывел металлургию и металлургов на передовые позиции в стране, успешно руководил их борьбой за первое место советской металлургии в мире. Вся тяжелая индустрия Советского Союза под славным руководством своего железного наркома шла от одной победы к другой. Заводы тяжелой промышленности дали колхозной деревне на миллиарды рублей сельскохозяйственных машин и орудий, обеспечили всем отраслям народного хозяйства, в том числе железнодорожному транспорту, все новые и новые усовершенствованные машины. Под руководством т. Орджоникидзе тяжелая промышленность способствовала оснащению нашей родной и непобедимой Красной армии совершеннейшей военной техникой.
        В январе 1935 года на VII Всесоюзном С'езде Советов товарищ Орджоникидзе выступал с отчетным докладом Наркомтяжпрома, который явился подлинным триумфом индустрии социализма. Согласно воле С'езда Советов товарищ Орджоникидзе и наиболее отличившиеся работники тяжелой промышленности были награждены орденами. Постановлением ЦИК СССР от 22 марта 1935 года товарищ Орджоникидзе был награжден орденом Ленина.
        Всю свою энергию, весь свой большевистский опыт вложил Серго в реализацию сталинского лозунга "кадры решают все". Он проявил огромную инициативу в организации и развитии стахановского движения, которое, по глубокому замечанию товарища Сталина, "подготовляет условия для перехода от социализма к коммунизму".
        В январе 1936 года Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР наградил тов. Орджоникидзе, ранее награжденного орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени "за перевыполнение производственного плана в 1935г., за успехи в деле освоения новой техники и инициативу в развитии стахановского движения".
        Тов. Серго Орджоникидзе уделял огромное внимание развертыванию научно-исследовательской работы, внедрению достижений науки в промышленность, проверке теории на практике.
        Непосредственно с именем тов. Серго связано замечательное явление советской действительности - движение жен инженерно-технических работников и хозяйственников, которое мощным потоком разлилось по всей стране.
        Тов. Серго Орджоникидзе, являвшийся большевистским знаменосцем технического прогресса, неустанно звал хозяйственников, инженеров и рабочих не успокаиваться, а двигать вперед и вперед дело технического развития Советской страны, чтобы покорить стихию природы для нашего великого народа, который создал новое социалистическое общество.
        28 октября 1936 года Серго Орджоникидзе исполнилось 50 лет. Этот юбилей стал всенародным праздником. Миллионы советских людей приветствовали своего любимца, одного из крупнейших руководителей советского народа и большевистской партии.
        С великой скорбью трудящиеся нашей страны встречают сегодня печальную весть о смерти товарища Серго Орджоникидзе. Кому из советских людей не дорого это имя! Кто не знал этого неукротимого революционера, человека сталинской закалки, обаятельного товарища и твердого испытанного руководителя, не склонявшегося ни перед какими трудностями, несшего всегда, всю свою жизнь с гордо поднятой головой знамя большевизма. Для него не было ничего выше, чем долг перед партией, ему не было ничего дороже, чем интересы нашей родины, дело пролетарской революции, дело коммунизма.
        Партия всегда поручала Серго Орджоникидзе самые ответственные, решающие участки борьбы и строительства, зная, что он сумеет поднять и организовать массы, сплотить вокруг себя преданных бойцов и добиться победы. Всюду, где бы не появлялся Серго - в дни подпольной борьбы, в битвах на фронтах гражданской войны, на ответственнейших партийных и государственных постах, в роли руководителя хозяйственного строительства - он нес с собой пламенную страсть большевика, творческую инициативу выдающегося организатора и заражающий всех энтузиазм и могучий пафос борьбы. Под его руководством самоотверженно работали кружки подпольщиков-революционеров. Под его водительством сражались и побеждали бойцы доблестной Красной армии. Под его руководством трудящиеся героически воздвигали гиганты социалистической индустрии. Запорожье и Магнитогорск, Краматорск и Кемерово, Сталинград и Новосибирск, Грозный и Березники, Соликамск и Ворошиловск, Баку и Ленинград, Свердловск и Макеевка, Челябинск и Сталино, Кривой Рог и Пермь, Москва и Хабаровск, многие и многие города и рабочие поселки видели и знали, как умел Серго, этот железный нарком, руководивший небывалым в мире по размаху и характеру хозяйством, видеть детали стройки и работы, как он умел видеть и ценить работников - больших и малых, всех, кто трудился на благо нашей родины. Серго Орджоникидзе был образном большевика-руководителя, безупречно чистого и стойкого партийца, непримиримого борца за ленинско-сталинскую политику партии. В боях за генеральную линию партии он нанес много сокрушающих ударов врагам ее. Троцкистские мерзавцы - агенты фашизма и их пособники и подголоски - правые отщепенцы ненавидели Серго Орджоникидзе - одного из вождей ВКП(б) и советского государства за беззаветную преданность партии и родине, за его пламенный советский патриотизм, за беспощадность ко всем, кто пытался делом или словом нанести вред социализму.
        Беззаветная, героическая, самоотверженная борьба Серго за дело партии, за победу пролетарской революции, за построение социализма в СССР, за победу мировой революции, образ его будут вдохновлять всех трудящихся Советской страны и всего мира на новые подвиги, на дальнейшую борьбу за торжество идей коммунизма. Над гробом любимого своего друга, товарища и руководителя - Серго Орджоникидзе трудящиеся СССР примут клятву еще самоотверженнее и преданнее бороться за дела социализма, которому он посвятил и отдал свою прекрасную, героическую, полную подвига и доблести жизнь.

Размер: 35,7kB, 349x450x100dpi

Товарищ Орджоникидзе на трибуне.
Фото Н. Петрова.

Размер: 35,4kB, 316x450x100dpi

Товарищи Орджоникидзе и Киров. (1920 год.).
Фото Н. Петрова.

Все Известия

Уполномоченный Главлита: В-25297