ВАМ, ФРОНТ ПРОШЕДШИМ, ДЕНЬ ЗАЧТЕТСЯ ЗА ГОД

Отечественная, священная...
        Весь советский народ поднялся на бой ранним воскресным утром в далеком уже 41-м году. Поднялся, защищая Родину от вероломном нападения фашизма, взял оружие, чтобы остановить зарвавшихся гитлеровцев, спасти народы Европы, всего мира от черной напасти. На более чем полувековом историческом пути нашего социалистического Отечества было немало испытаний, но самое суровое из них - Великая Отечественная война.
        Сегодня уже тридцать лет с того набатного дня, но, чем дальше в глубь истории уходит по грозное событие, тем ярче встает перед нами, поколениями невоевавшими, величие подвига народного, подвига солдат Отечественной. Наше им уважение и восхищение - героям фронта, бойцам тыла, им, отстоявшим свободу и независимость Родины.
        В документах, свидетельствах, памяти народной до мельчайших подробностей сохранился тот роковой день. Это понятно: война круто повернула мирную жизнь страны, ворвалась в каждый дом. Сегодня мы публикуем документы тридцатилетней давности. Наши и германские. Они свидетельствуют лишь о первых часах начавшейся битвы, лишь о дне 22 июня, одном из 1418 дней тяжелой боевой страды.

ВОЙНА НАРОДНАЯ
        ХРОНИКА ПЕРВОГО ДНЯ
Раннее утро 22 июня 1941г. Немецкие генералы перед вторжением. Размер: 30,7kB, 450x223x100dpi
        03.00
        На этом снимке - раннее утро 22 июня 1941 года. Гитлеровские генералы и офицеры стоят перед нашей границей, ожидая сигнала. Они приготовились к блицкригу. Они  еще  не  знают,  что  их  ждет  разгром под
Москвой, Сталинградская битва, Курская дуга, падение Берлина...
        "...Война неизбежна... Россия должна быть ликвидирована...
        Речь идет о борьбе на уничтожение... Если мы не будем так смотреть, то, хотя мы и разобьем врага, через 30 лет снова возникнет коммунистическая опасность. Мы ведем войну не для того, чтобы законсервировать своего противника...
        Жестокость является благом для будущего... Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Это - борьба идеологий и различных рас, и ее нужно вести с беспрецедентной, безжалостной и неукротимой жестокостью...
        Германские солдаты, виновные в нарушении международного права, не будут наказываться... Вы должны с сознанием своего достоинства проводить самые жесткие и самые беспощадные мероприятия, которые потребует от вас государство...
        Следует ожидать, что русская армия при первом же ударе немецких войск потерпит еще большее поражение, чем армия Франции в 1940г."

Такую установку давал солдатам бесноватый фюрер. Она воплотилась вот в эти строки из памятки фашистскому солдату:

"У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожить в себе жалость и сострадание - убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай..."

Вот какими "идеями" были "окрылены" солдаты третьего рейха, какие получили инструкции, готовясь переступить священную границу Страны Советов. И они перешли ее. На воде, на суше, в воздухе...

03.10
        Свидетельствует нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов:
        "Немецкие самолеты подходили к Севастополю крадучись, на небольшой высоте. Вдруг сразу вспыхнула прожекторы, яркие лучи стали шарить по небу. Заговорили зенитные орудия береговых батарей и кораблей. Несколько самолетов загорелись и начали падать. Другие торопились сбросить свой груз. У них была задача заблокировать корабли в бухтах Севастополя, не дать им возможности выйти в море. Противнику это не удалось. Мины упали не на фарватер, а на берег. Часть попала в город и взорвалась там, разрушая дома, вызывая пожары и убивая людей.
        Мины спускались на парашютах, и многие жители думали, что это выбрасывается воздушный десант. В темноте принять мины за солдат было не мудрено. Невооруженные севастопольцы, женщины и даже дети бросились к месту приземления, чтобы схватить фашистов. Но мины взрывались, и число жертв росло. Однако налет был отбит, и рассвет 22 июня Севастополь встретил во всеоружии, ощетинившись орудиями, которые смотрели в небо и в море".

<Беспощадно разгромим и уничтожим врага. Плакат. 1941г. Размер: 33,2kB, 316x450x100dpi
        04.20
        Выписка из истории 124-го истребительного полка:
        "22 июня 1941г. немецкие захватчики произвели свой первый бандитский налет на аэродром. В первом воздушном бою были сбиты вражеские самолеты: один заместителем командира полка капитаном Кругловым и второй МЕ-110 командиром звена младшим лейтенантом Кокоревым. Это был первый таран в Великой Отечественной  войне, произведенный  летчиком
124-го полка младшим лейтенантом Кокоревым в пять часов утра 22.6.1941г. в районе Замбров. Героический поступок Кокорева показал, что, несмотря на попытку германских воздушных пиратов сломить боевой дух советских соколов, бандиты, воспитанные Гитлером, жестоко просчитались. Когда у Кокорева отказали пулеметы, а враг пытался уйти, Кокорев горел одним желанием - не дать удрать врагу безнаказанно. На своем самолете он врезался в хвост ME-110 и вогнал его в землю. Д.Кокорев благополучно приземлил самолет".

04.30
        Из журнала записи боевых донесений об обстановке на участках пограничных отрядов Украинского пограничного округа:
        "В бой с противником вступили все линейные заставы..."

Посмертные записки защитников Брестской крепости!
        "Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22 июня 1941 - 3.15ч. Умрем, но не уйдем"
        "Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина".

Свидетельствует враг:
        "Ошеломляющее наступление на крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови. Это простая истина еще раз доказана при взятии Брестской крепости. Русские в Брест-Литовске дрались исключительно настойчиво и упорно, они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению..." (Генерал Гот).
        "Русский солдат превосходит нашего противника на Западе своим презрением к смерти. Выдержка и фанатизм заставляют его держаться до тех пор, пока он не убит в окопе или не падает мертвым в рукопашной схватке". (Газета "Фелькишер беобахтер").
        "Убедительным было упорство противника... Это был противник со стальной волей... Здесь не могло быть и речи о том, чтобы быстрыми ударами "разрушить карточный домик". (Генерал Типпельскирх).

12.00
        Из Заявления Советского правительства:
        "...Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.
        Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами".

12.25
        Резолюция митинга рабочих московского завода "Серп и молот":
        "Взбесившиеся фашистские правители Германии нарушили ДОГОВОР, разбойничьи напали на наши границы и несут полную ответственность за разжигание войны. Пусть знают зачинщики войны, что им не уйти от расплаты: они жестоко поплатятся".

13.40
        Резолюция митинга колхозников артели села Гостомель Киевской области:
        "Наши колхозники все, как один, готовы по первому зову большевистской партия и правительства встать на защиту своего Отечества, на защиту своего мирного труда и, не щадя сил и жизни, помочь славной Красной Армии добиться победы над врагом. На колхозных полях будем работать честно и самоотверженно, чтобы еще больше укрепить мощь нашей страны".

Советская артиллерия уничтожает танки противника. Размер: 41,4kB, 450x385x100dpi
        14.50
        Заявление выпускников школы № 43г. Ярославля:
        "В ответ на призыв нашего правительства весь наш 200-миллионный народ в могучем порыве Отечественной войны проникнут единым стремлением уничтожить подлых захватчиков. Мы, учащиеся, кончившие десятый класс средней школы № 43, заявляем:
        "Пусть знает кровавый Гитлер, что это его последняя авантюра. Советская молодежь грудью встает на защиту своей Родины. Мы обязуемся выполнять любую работу в любых условиях. Просим зачислить нас в количестве 26 человек добровольцами в Действующую армию. Призываем всех, всех учащихся, окончивших средние школы гор. Ярославля и области, последовать нашему примеру".

15.35
        Заявление электромонтера В. Красулина в партком сталепрокатного завода (г. Ленинград):
        "Уважаемые товарищи! Я ухожу в Красную Армию защищать свою Родину от кровожадных гитлеровских псов. Я обещаю с честью выполнить свой долг перед Родиной. Я командир танка и поведу экипаж своей боевой машины в бой.
        Перед уходом в армию жена заявила мне, что она завтра же отнесет сына Олега в ясли и будет вместо меня работать на заводе, будет работать честно и самоотверженно. Прошу вас устроить мою жену на работу у вас на заводе, чтобы она могла заменить меня.
        Командир танка Василий Красулин, бывший электромонтер цеха".

17.25
        Донесение командира Перемышльского пограничного отряда:
        "Непрерывный семичасовой бой вели с противником 9-я в 10-я заставы, контратаками в огнем отражая все попытки врага продвинуться вперед. Даже "психическая атака", предпринятая батальоном "СС", не сломила сопротивления застав. Встретив эсэсовцев шквальным огнем винтовок и пулеметов, заставы поднялись в контратаку в обратили противника в бегство... Таким образом, 22 июня 1941г. отряд своими силами удерживал в упорных боях линию границы, пока не был получен приказ начальника войск отойти за линию частей РККА".

Из дневника командира 789-го полка М.Хайретдинова:
        "К наблюдательному пункту бежит девушка лет шестнадцати. Еле дышит:
        - Немцы! - Показывает рукой в сторону МТС. По щекам течет пот.
        - Успокойся,- говорю.- Дыши.
        Кажется, удивляется моему спокойствию:
        - Вон там, в деревне Марино - немецкие солдаты. Они идут сюда.
        - Вот и хорошо.
        - Что же хорошего, гнать их надо в три шеи!
        - Придет время - прогоним...
        Не успел я докончить, как заработали пулеметы Ибрагимова. Смотрю в бинокль - около двадцати немцев побежали назад.
        - Видишь?- говорю девушке.
        - Ага, aгa! - кричит, топает ногами. - Tax их! Так!
        Спрашиваю, как зовут. He говорит.
        - Испугалась?
        - Нет. Я прибежала вас известить.
        - Ну, а как все-таки зовут тебя?
        - Я комсомолка. Немцы придут - я останусь здесь работать. Здесь мне работы по горло. А зовут меня...
        Шепчет имя. И уходит. Работа ее уже началась.

Свидетельствует враг:
        "Следует отметить упорство русских соединений в бою. Наблюдалась случаи, когда гарнизоны дотов взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен...
        ...Противник в приграничной полосе почти всюду оказывал сопротивление... Признаков оперативного отхода пока нет".
        (Начальник гитлеровского генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер).

Преступный поход Гитлера на СССР имел далеко идущие чудовищные цели - уничтожение Советского Союза, закабаление народов Европы, а потом и мира.

Брестская крепость. Надпись, оставленная на стене одним из защитников. Размер: 29,9kB, 450x272x100dpi
        17.40
        Из Воззвания ЦК Компартии Югославии:.
        "...Немедленно готовьтесь к последнему и решительному бою. Не допускайте того, чтобы из-за вашего неучастия в борьбе проливалась драгоценная кровь героических советских народов... Ни
один рабочий, ни одна работница не должны быть отправлены в фашистскую Германию, чтобы своим трудом увеличивать силы фашистских бандитов. Ни одна пушка, ни одна винтовка, ни один патрон, ни одно зерно хлеба не должны при вашей помощи попасть в руки фашистских преступников... набросившихся, словно бешеные собаки, на Советский Союз, на дорогую нам социалистическую Родину, на нашу надежду, на наш маяк, к которому с надеждой обращены взоры страдающих трудящихся всего мира".

18.00
        Советники президента Рузвельта кладут на его стол записку:
        "Мы противники коммунистов. Но с тех пор, как Россия стала коммунистической, Советы никогда не угрожали серьезно нашим национальным интересам и нашему укладу жизни. Однако за два года безумного похода Гитлера, предпринятого им с целью порабощения всего мира, возникла серьезная угроза самому нашему существованию как свободного народа..."

Уже весь мир знал о гнусном разбойничьем нападении фашистов на нашу страну. Честные люди земли заявляли, что они осуждают агрессию, они с Советским Союзом, они готовы помочь.

19.10
        Свидетельствует маршал артиллерии В. И. Казаков:
        "3-я батарея 694-го истребительного противотанкового полка располагалась на стыке 18-й ополченческой стрелковой дивизии и 63-й кавалерийской дивизии. В результате прямого попадания снаряда из строя был выведен почти весь командный состав батареи. До атаки танков противника были подбиты орудия, которыми командовали сержант Соколов и старший сержант Налдеев. Уцелело лишь одно, у которого остались в живых его командир сержант Плохих и наводчики Гуськов и Дыскин.
        Позицию батареи атаковало до двадцати танков. С ними в борьбу и вступило одно единственное орудие. После нескольких выстрелов загорелось два танка. Но враг продолжал наступать, сосредоточив на отважном расчете всю свою огневую мощь. Убит наводчик Гуськов. Ранен сержант Плохих. У орудия остался комсомолец Дыскин.
        И паренек этот не дрогнул. Он проявил удивительное бесстрашие перед лицом надвигающихся на него стальных чудовищ.
        ...Подбит еще один танк. Бойца трижды ранило. Однако храбрец продолжал вести бой и скоро подбил еще два танка.
        Четвертое ранение лишило Дыскина сил, хотя за минуту до этого он поджег 7-й танк. Наводчик потерял сознание. А бронированные чернокрестные чудовища повернули вспять..."

Против отважных бойцов шли батальоны за батальонами. Огромное превосходство в живой силе, танках, орудиях, самолетах. Но советские солдаты стояли насмерть...

Свидетельствует враг:
        "Итак, их позиций атакой не взять! Во всяком случае не с нашими силами. Осознание этого факта потрясает меня. Ведь такого мне еще не приходилось переживать за все кампании. Мы пробивали стабильные фронты, укрепленные линии обороны, преодолевали оборудованные в инженерном отношении водные преграды - реки и каналы, брали хорошо оснащенные доты и очаги сопротивления, захватывали города и деревни. Нам всегда хватало боеприпасов, нефти, бензина, взрывчатки, дымовых шашек, стали, чугуна, цветных металлов и резины. А тут, в России, эти траншеи, которые мы не в силах взять! Для меня это отрезвляющий удар: я увидел, насколько мы слабы".
        (Командир батальона капитан Гельмут Вельц).

В Красноярский горвоенкомат
        Нас три брата - Андрей, Михаил и Владимир. Старший из нас, Андрей, - танкист, командир машины, участвовавший в боях у границ Монгольской Народной Республики. Михаил - водитель, Владимир - артиллерист... Мы просим зачислить нас в один танковый экипаж.
        Братья Будырины".

Знамя Победы над рейхстагом. 1945г. Размер: 65,9kB, 442x450x100dpi
        Победа... Она пришла лишь на 1418-й день войны. И как длинны и трудны были версты на фронтовых шоссе, большаках, проселках, глухих партизанских тропах.
        Победа далась большой кровью, великими жертвами, гигантским напряжением. Но  уже  тогда,  в  первый  день, в  первые  часы  Великой
Отечественной советские воины продемонстрировали несгибаемую стойкость, мужество, редкое геройство и, не щадя жизни, стояли насмерть.
        Сегодня, в день 30-летия со дня начала войны, каждый честный человек в любой стране скажет доброе слово благодарности советскому солдату. Он отстоял жизнь и мирный труд людей, нанес смертельный удар фашизму. Этого никогда не забудут живущие на земле.

ФУТБОЛ
         "ПАХТАКОР" - "ДИНАМО"(Мн) - 0:0
        "КАЙРАТ" - "СПАРТАК" - 1:1
        "АРАРАТ" - "ШАХТЕР" - 1:0
        "ДИНАМО"(Тб) - "ЗЕНИТ" - 2:1
        "НЕФТЧИ" - "ЗАРЯ" - 2:1
        "ДИНАМО"(М) - СКА - 4:1

ВЕЛОГОНКА "ДРУЖБЫ": ФИНИШ
        А.РАГАЙШИС. (Наш спец. корр.) Вильнюс, 21 июня.
        Седьмая международная Балтийская велогонка "Дружбы" финишировала! На стадионе "Жальгирис" путь длиной 1305 километров закончили 89 спортсменов из 96, начавших гонку. Побит рекорд скорости! В среднем за час молодые велосипедисты оставляли позади 43,2 километра.
        Победители велогонки: в личном зачете - советский динамовец Геннадий Комнатов, в командном - молодежная сборная СССР.
        На улицах Вильнюса шесть спортсменов появились "колесо в колесо". Только перед самым финишем Геннадий Комнатов вырвался вперед. 122 километра за 2 часа 49 минут 18 секунд!
        Вторым на последнем этапе был студент Азербайджанского института народного хозяйства Виктор Меньшаев. Эта удача вывела его в ранг самого активного гонщика велотура "Дружба". Борис Степанович финишировал третьим.

ЗОЛОТО ИЗ МАДРИДА
        (Окончание. Начало на 1-й стр.)
        В.ИВАНОВ (Наш спец. корр.). Мадрид, 21 июня.
        Соперником Валерия Трегубова (первый средний вес) в финале был трехкратный чемпион Югославии Светомир Белич. В первом раунде после небольшой разведки югослав бросается в ближний бой. Но Трегубое точнее, он наносит большее количество ударов по корпусу, он лучше защищен. Второй раунд за нашим боксером. Белич начинает отчаянную атаку, ничего другого ему не остается. Но несколько сильнейших ударов Валерия окончательно склоняют чашу весов в его пользу. Победа бесспорна!
        Юозас Юоцявичус (второй средний вес) встретился с румынским боксером Алеком Настасе. Юозас не торопился, приглядываясь вначале к манере боя соперника. Настасе в нокдауне.Потом он поднялся и в свою очередь перешел в атаку. Гонг. Много волнений доставил нам второй раунд. Наш спортсмен, увлекшись нападением, нерасчетливо открылся и пропустил удар. И теперь сам оказался в нокдауне. Удары Настасе мощны. Юоцявичус же - игрок на ринге. Он очень техничен, много импровизирует и оставляет более благоприятное впечатление, нежели его прямолинейный соперник. В третьем раунде в нокдауне Настасе. После удара гонга мнения судей разделились. Все же большинство из них отдали предпочтение советскому спортсмену.
        Владимир Чернышев - Петер Хюссинг. Боксер из ФРГ избежал полуфинального боя, поскольку его партнер повредил руку и не смог выйти на ринг. Владимир действовал напористее и уже в первом раунде послал Хюссинга в нокдаун. Тот, стремясь реабилитироваться, хочет ближнего боя, и спортсмены начинают "вязнуть" друг в друге. В таком поединке нельзя пропустить ни одного серьезного удара, любой из них может оказаться решающим. Володя - молодец.
        Победителями в остальных весовых категориях стали Дьердь Гедо, первый наилегчайший вес (Венгрия), Хуан Родригес, второй наилегчайший вес (Испания), полулегковес Рышард Томчик, легковес Ян Щепаньский (оба - Польша), Ульрих Байер, первый полусредний вес (ГДР), Янош Кайди, второй полусредний вес (Венгрия), полутяжеловес Мате Парлов (Югославия).

ЖДЕМ РЕКОРДОВ
        Р.ПЛЮКФЕЛЬДЕР, заслуженный мастер спорта. (Наш спец. корр.). София, 21 июня.
         Первым под сводами софийского зала "Универсиада" прозвучал гимн Польши. С упоением слушал знакомую мелодию 30-летний польский атлет Зигмунд Смальцеж. Стоя на высшей ступеньке пьедестала почета, еще не остывший от накала борьбы, он счастливо улыбался, принимая золотую медаль чемпиона Европы...
        Спор за звание сильнейшего атлеты наилегчайшего веса разыграли в отсутствие чемпиона Европы. Владислав Крищишин оказался далек от своей лучшей формы, а его коллегу и земляка львовянина Адама Гнатова тренеры решили не выставлять.
        Правда, Гнатов, серьезно подготовившийся к выступлению в Софии, все же получил возможность выйти на помост... вне конкурса. Он штурмовал свой же мировой рекорд в жиме, но на пути нового рекорда арбитры зажгли два красных огонька...
        Основная борьба в этой весовой категории развернулась между венгерским атлетом Шандором Хольцрейтером м поляком Зигмундом Смальцежом. Спортсмены осторожничали. Боясь срыва, они не замахивались на рекордные веса. Польский силач выиграл соревнования в рывке и толчке. Сумма троеборья 332,5 кг принесла ему звание чемпиона Европы.
        Воскресным вечером на помост вышли штангисты легчайшей весовой категории. Семь богатырей оспаривали золотую награду чемпиона. На электротабло старательно выписывались известные любителям спорта имена И.Фельди, В.Шолтысека, Г.Четина... В активе каждого из них немало мировых и национальных рекордов, заслуженных побед в международных соревнованиях. Больше всех мне понравилось выступление Имре Фельди. В сумме трех движений он показал первоклассный результат - 867,6 кг и в пятый раз стал сильнейшим атлетом Европы...
        Наш силач Геннадий Четин после неудачного старта в толчке не мог противостоять Фельди...

Вторник, 22 июня.
        ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 10.15 - "Куйтежское школьное лесничество". 10.45 - "Песнь о Маншук". Худ. фильм. 12.00 - "Пионерия". 17.15 - Концерт. 18.05 - "Четыре танкиста и собака". Премьера тел. худ. фильма (Польша). 19.00 - "Герои не умирают". К 30-летию подвига советских воинов на западной границе. 19.20 - "Уроки истории". Выступление генерал-майора, доктора исторических наук. - профессора Мацуленко В. А. 19.35 - Фестиваль искусств СССР "Белые ночи". 20.30 - "Время". 21.00 - Встреча артистов Государственного академического Малого театра с летчиками эскадрильи "Малый театр - фронту". 22.30 - Фестиваль советской песни. Передача из Польши (в записи). 23.40 - Чемпионат Европы по тяжелой атлетике. Передача из Болгарии.
         ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 19.00 - "Чудесная лесенка". 19.30 - В эфире - "Молодость". 20.15 - "Спокойной ночи, малыши!" 20.30 - "Черты современника". Телеочерк. 21.00 - "Конец "Сатурна". Худ. фильм. 2-я серия.
        ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 18.00 - Для студентов-заочников II курса. Теоретическая механика. 19.20 - Для студентов-заочников II курса. Физика. 20.40 - Для поступающих в вузы. Французский язык. 21.25 - Для поступающих в вузы. МИГАИК. 22.05 - Кинофильм.
        ЧЕТВЕРТАЯ ПРОГРАММА. 18.50 - "Комендант Лаутербурга". Телеспектакль. 21.00 - Кинопрограмма. 21.30 - Фестиваль искусств СССР "Белые ночи".

Вся Комсомолка

Главлит: Б 02945