"Над картой Родины"
        Б.ГАЛИН.
        В 1929 году, а горячую пору великих строительных работ, развернувшихся на широких просторах Советского Союза, Горький совершил путешествие по стране.
        Серией своих очерков "По Союзу Советов", В своих выступлениях и обращениях к писателям Горький упорно призывал мастеров пера увидеть поэзию великого труда советского народа, призывал почувствовать атмосферу коллективного разума масс, изменяющего физическую географию страны. По мысли А. М. Горького, это одна из генеральных тем советской литературы.
        И вот перед нами книга Н. Михайлова "Над картой Родины". Страницы этой книги пронизаны горьковской мыслью о чудесной энергии масс, творящих новые формы жизни на одной шестой части земного шара. Книга "Над картой Родины" выпущена издательством "Молодая гвардия" в дни празднования всей нашей страной 30-й годовщины советской власти. Имя писателя-географа Н. Михайлова хорошо знакомо нашему читателю по прежним его работам - "Земля русская", "Повесть о России" и др.
        Книга "Над картой Родины" написана зрелым мастером, ее отличают научная точность и чувство глубокой и страстной любви к нашему великому государству. От первой до последней страницы книга пронизана оптимистическим мироощущением и читается как увлекательная повесть о Советском Союзе.
        Автор разворачивает перед нами знакомую с детства географическую карту и говорит: смотрите, какие огромные сдвиги произошли за 30 лет на просторах нашей Родины, смотрите, какую гигантскую по масштабам работу проделали большевики, начало которой положено в октябре 1917 года, смотрите, как советские люди творят "вторую природу", как они насаждают новые города и спрямляют реки, ликвидируют "белые пятна" в разных концах великого государства, как под воздействием советского человека меняется облик великой Родины... Смотрите, радуйтесь и гордитесь!
        Читая эту книгу, вы входите в мир творческой, созидательной деятельности. География страны предстает в движении, в борьбе. Вот две карты - карта старой России и карта великого Советского Союза. "О бедности огромной отсталой страны, о скованных силах народа, о неиспользованных богатых возможностях говорила карта старой, царской России. О расцвете хозяйства и культуры, об обновлении страны, о росте ее могущества, о новой, социалистической жизни рассказывает нам карта Советского Союза".
        Когда теперь, на исходе тысяча девятьсот сорок седьмого года, мы всматриваемся в карту нашей Родины, мысль советского человека невольно возвращается к тем временам, когда Владимир Ильич Ленин смело и бесстрашно призывал весь наш народ посмотреть на карту разоренной, голодной, и нищей молодой советской республики. К северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова-на-Дону и от Саратова, к югу от Оренбурга и от Омска, к северу от Томска простирались необ'ятнейшие пространства, на которых уместились бы десятки громадных культурных государств. "И на всех этих пространствах, - говорил Ленин, - царит патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость".
        В те же дни на VIII Всероссийском с'езде Советов перед советским народом была развернута еще одна карта - план электрификации России. Это был план ГОЭЛРО, являвшийся, по словам товарища Сталина, мастерским наброском действительно единого и действительно государственного хозяйственного' плана
        Пророчески звучат слова создателя нашего государства - великого Ленина на VIII Всероссийском с'езде Советов, утверждавшем план ГОЭЛРО: если Россия покроется густой сетью электрических станций, то наше коммунистическое хозяйственное строительство станет образцом для грядущей социалистической Европы и Азии.
        Посмотрите на сегодняшнюю карту Советского Союза! Географическая карта Советского Союза усеяна знаками электрических станций, связанных в единую энергосистему. "К концу послевоенной пятилетки, - читаем мы в книге "Над картой Родины", - мощность всех советских электростанций достигнет 22,4 миллиона киловатт. Сколько же это "планов ГОЭЛРО"? Тринадцать! Наша страна быстро становится электрической. Это потому, что она стала советской".
        Ярким, образным языком говорит автор книги. Он развертывает перед нами картины грандиозных преобразований, он ведет нас от частного к общему, по штрихам географической карты он рассказывает нам о творческом труде народа, о том, как совершен был скачок, при помощи которого наша Родина превратилась из отсталой страны в передовую, из аграрной в индустриальную.
        Картографический лист отражает добытое и освоенное. Читаешь книгу Н. Михайлова, всматриваешься в географическую карту, в геологическую карту, в экономическую карту- и глубже воспринимаешь единую направляющую силу большевистской партии, целеустремленность сталинских пятилетних планов. Ликвидируются "белые пятна" на севере, на востоке и на юге страны, открывается великий Северный путь в Арктике, определяется и наносится на карту величайшая вершина советской страны - Пик Сталина, достигающий высоты в 7.495 метров над уровнем моря. Свершается огромное исторической важности событие - исследуется Северный полюс. Недоступное становится доступным, расширяются наши границы познания страны...
        Автор тонко чувствует природу нашей страны, он помогает нам увидеть, как под воздействием советского человека меняется пейзаж различных уголков Советского Союза. С помощью детали он раскрывает огромное явление, одним штрихом создает образ, пробуждая мысль, воображение. "Белый снег лежал на горах, белая краска лежала на карте". Белая краска - это белые пятна на карте. Теперь они ликвидированы, эти белые пятна. Советские ученые обогатили науку новыми, важными сведениями, заполнили пробелы географических карт. "Успехи советской географической науки позволили создать большую и полную Государственную карту СССР. Ее масштаб 1:1 000 000. Она выполнена в красках. Сто восемьдесят ее листов, общим размером в 54 квадратных метра, охватывают весь Советский Союз - величайшую страну на земле. На листах этой карты отражена вся страна - ее горы, леса и реки, города и селения".
        Широким фронтом идет созидательная работа на советской земле. Велись и ведутся поиски подземных богатств, разведывается и ставится на службу социализму минеральное сырье нашей Родины. Закладываются и строятся величайшие гиганты индустрии. Огромная армия разведчиков в годы пятилеток изучала и завоевывала подземные богатства страны, нанесла на геологическую карту огромную площадь.
        Пять тонн апатитовых камней для лабораторных исследований вынесли из Хибинских гор на своих плечах советские геологи за годы работы на Кольском полуострове. Эти первые пять тонн положили начало великому открытию и освоению Кольского заполярного Севера. "Открытие минералогических богатств Хибин было открытием мирового масштаба... На небольшой площади насчитано 58 элементов Менделеевской таблицы!". В советское время впервые разведано и угольное месторождение Караганды. Ухту - группу нефтяных месторождений на далеком Севере - открыла революция. В сердцевине Казахстана ученый-казах академик Сатпаев разведал одно из самых крупных в мире месторождений меди - Джезказган. Отряд геолога Русакова на берегу Балхаша обнаружив месторождение медной руды - Коунрад. Большевик академик Губкин, сопоставляя строение Русской платформы между Уралом и Волгой с другими нефтяными районами мира, приходит к выводу: тут должна быть нефть, ищите тут нефть! Так еще в довоенные годы начинаются поиски "второго Баку", поиски, которые велись и в годы войны. "И вот в 1944 году в Яблоновом овраге на Жигулевской возвышенности, с глубины в полтора километра, из жерла трубы фонтаном рванулась нефть!".
        Геологическая карта нашей Родины отражает научную паспортизацию недр великой Родины, земли которой простерлись на две части света. Половина мировых запасов нефти, половина запасов железной руды. Половина всего торфа. Подавляющая часть апатита и калия. Треть марганца. Огромные запасы цветных и редких металлов.
        Всю глубину, всю силу и значение сталинской политики индустриализации страны мы особенно хорошо познали в дни Великой Отечественной войны. 1.300 крупных предприятий в невиданно короткие сроки были переброшены за тысячи километров в первые месяцы войны на Восток. Предстояло сильно изменить всю промышленную географию страны, расстояния которой огромны: от Днепра до Волги - тысяча километров, от Волги до Оби - три тысячи километров.
        "Мог ли справиться наш народ с этой невиданной, казалось бы, немыслимой задачей?
        Да, нашему народу такая задача оказалась по плечу.
        Всю осень и зиму 1941 года шло великое переселение заводов... Под вражескими бомбежками, при выключенном свете, под грохот приближающейся канонады были остановлены моторы, развинченны гайки, сняты ремни со шкивов, разобраны и упакованы в ящики станки. Это было бережное разрушение: жизнь умирала, чтобы возродиться в новом месте".
        Как еще недавно карта нашей Родины была картой Великой Отечественной войны, линии фронта которой протянулись от Баренцева до Черного моря. И вот снова пришло время пятилеток! На карту Родины легли новые контуры великих созидательных планов, намеченных товарищем Сталиным. Сквозь штрихи карты сегодняшнего дня мы вглядываемся в свое будущее, в грядущий день коммунизма. Всюду идет строительство, возрождаются города, разрушенные немцами. Развивается промышленность, ставятся на службу человеку новые разведанные запасы минерального сырья. В созидательный процесс советской жизни включаются новые земли, собравшиеся под красный флаг Страны Советов. Расширяется географический контур советского земледелия. Всюду идет обновление земли, всюду кипит жизнь!
        Книга "Над картой Родины" отражает эту линию неуклонного развития СССР, его сегодняшний день и его планы на будущее.
        Вот одна из страниц этой насыщенной богатейшими фактами и освещенной разумной мыслью книги о нашей Родине. Волга должна рождать энергию. Волга должна стать глубоководной рекой. Волга должна оросить сухое Поволжье. Великую русскую реку нужно заставить одновременно выполнять три задачи: вырабатывать электроэнергию, орошать засушливые поля и быть судоходной. Чтобы решить эту триединую проблему, надо действовать продуманно, согласованно, смело.
        "Мы решаем ее по частям. И иной раз сами не замечаем, как уже далеко продвинулись к цели. На Волге и ее притоках - Каме и Оке будет построена цепь гидростанций. Они дадут колоссальное количество энергии. Энергия эта не только породит в Поволжье во много раз более крупную индустрию, чем та, что создана, не только будет накачивать она воду реки в ирригационные каналы Заволжья, но и будет переброшена по линиям высокого напряжения в другие индустриальные районы - в Центр, на Урал".
        Во всем - широта революционного размаха, большевистский напор, большевистская деловитость.
        Эпиграфом к своей книге "Над картой Родины" автор избрал глубокие по содержанию и мысли слова товарища Жданова. "Каждый день поднимает наш народ все выше и выше. Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны".
        Эти слова товарища Жданова являются творческим ключом ко всей книге, рисующей облик нашей Родины. Для писателя-географа Н. Михайлова советская географическая наука - это не собрание мертвых сведений, не пассивная регистрация фактов и явлений. Книга "Над картой Родины" насыщена патриотической любовью к великой сирене социализма и гордостью за нее.
        Значение новой книги Н. Михайлова в том, что она раскрывает перед советским читателем плацдарм социалистической стройки. Всматриваясь в карту СССР, мы видим, как советский человек, активный участник строительства социализма, прокладывает свой путь в коммунизм.

Кино. "Советская Украина"*
        Алексей СУРКОВ.
        За последнее время советское документальное кино порадовало зрителей рядом полнометражных цветных документальных фильмов. Сейчас на экранах Советского Союза демонстрируется новый документальный цветной фильм "Советская Украина" производства Украинской студии кинохроники.
        По качеству с'емки и печати это несомненно удачнейший из всех ранее выпущенных цветных документальных фильмов. Он наглядно демонстрирует неуклонный рост технического качества нашего цветного киноискусства и раскрывает новые возможности творческого применения цветных с'емок в документальном кино.
        Гаснет свет в зале, и зритель, как бы очутившись на сказочном "ковре-самолете", отправляется в замечательное путешествие над солнечными просторами Советской Украины. Один за другим перед взором зрителя возникают живописные степные пейзажи. Голубыми лентами струятся в зеленых берегах полноводные украинские реки. Набегают на берег пенные волны Черного моря. Курчавятся темнозеленой листвой могучих лесов склоны Карпатских гор. И голос диктора, напутствуя зрителей к путешествию, звучит торжественно и гордо: "От донецких степей до зеленых гор Закарпатья, от древних черниговских лесов до Черного моря,- Украинская Советская Социалистическая Республика, родная сестра великой России, равная в содружестве свободных народов Советского Союза".
        Большая группа лучших кинооператоров советской кинохроники снимала этот фильм. Они раз'ехались во все концы Украины-на север и на юг, на восток и на запад. Зоркий глаз об'ектива с'емочной кинокамеры заглянул и в цехи возрождающихся заводов, и в подземные забои донецких шахт, и на просторные поля Украины в горячую пору уборки урожая...
        Подчиненный организующей мысли сценария, весь этот многообразный материал слился в единую яркую и впечатляющую панораму жизни Советской Украины, возрождающей свои разрушенные войной города, села, заводы, фабрики, шахты, порты, уверенно и победоносно шагающей в общем строю братских республик Советского Союза по начертанному великим Сталиным маршруту послевоенной пятилетки.
        Кадр за кадром сменяется на экране. И эти сменяющие одна другую картины сливаются воедино в победную песню о торжестве всепобеждающего труда советских людей, окрыленных единой целью - как можно скорее залечить страшные раны, нанесенные войной, как можно быстрее итти вперед к сверкающей цели - построению коммунизма.
        Давно ли над этими степями, утопающими в золотом разливе пшеничных полей, гремела грозная музыка войны. Давно ли над этими городскими улицами и площадями, заводскими цехами, гигантскими домнами и шахтными копрами хищной стаей кружились вражеские пикировщики, сбрасывая смертоносный груз бомб...
        Лишь три - четыре года отделяют нас от тех дней. Еще многое в городах, на заводах, в широкой украинской степи напоминает об этом недавно минувшем.
        Руины не восстановленных еще цехов, хаос бетонных глыб и горелого железа рядом с возрожденными домнами. Сметенные с лица земли кварталы киевского Крещатика по соседству с нарядным зданием восстановленного оперного театра. Могила юных героев Краснодона рядом с ожившими шахтами. Опустевший дзот, в амбразуру которого заглядывают крупные и тяжелые пшеничные колосья.
        Животворящее дыхание трудового героизма миллионов тружеников Советской Украины оживило испепеленную войной землю. И когда перед зрителями проходят картины сегодняшних городов, одетых в леса гигантской стройки, индустриальные пейзажи "всесоюзной кочегарки" - Донбасса с лесом дымящихся заводских труб, с бесконечными лентами угольных железнодорожных составов, возникают очертания днепровской плотины и гигантские домны Донбасса, Мариуполя, Запорожстали, когда перед ними проходят вереницы "степных кораблей" - комбайнов, убирающих пшеницу и рожь, и вырастают аккуратные, утопающие в зелени, ряды чистеньких сельских мазанок, - чувство радости и гордости не может не прихлынуть горячей волной к сердцу.
        Вот он - весомый и зримый итог богатырского трудового напряжения народа, знающего свое место и свою цель в жизни, никогда не надеявшегося ни на каких зарубежных или заокеанских "благодетелей", привыкшего и в годы трудовой и в годы военной страды считать священной заповедью слова своего великого вождя о том, что "нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять".
        В рядах воинов, освободивших эти поля, эти города и села от ярма немецко-фашистских захватчиков, в одном строю шли и украинец, и русский, и грузин, и казах, и туркмен, и азербайджанец. Героизмом всего многонационального советского воинства была вызволена из фашистской неволи украинская земля.
        И теперь собрались со всех концов великого Союза воины труда - бетонщики и арматурщики, каменщики и монтажники, слесари и землекопы, чтобы вдохнуть жаркое дыхание жизни в домны и мартены, шахты и турбины. И вся промышленность Союза - москвичи и ленинградцы, уральцы и сибиряки - строила и слала ударными маршрутами станки, турбины, цемент, балки, рельсы городам и заводам Украины, чтобы скорее они поднялись для жизни, для труда, для победы коммунизма.
        Перед зрителями множество человеческих лиц. И среди них всему Советскому Союзу знакомые лица славных представителей сталинской гвардии труда - старейшего доменщика Ивана Григорьевича Коробова, лауреата Сталинской премии, выученика героически погибшего Макара Мазая, мариупольского сталевара Михаила Кучерина; славных тружеников полей - Прасковьи Ангелиной, Марка Озерного, Анны Кошевой, Котик и других; лучших людей науки и искусства Советской Украины - Героя Социалистического Труда Патона, Палладина, любимого народом певца Паторжинского; лучших представителей украинской советской литературы, знаменитых командиров фронта стройки и промышленности, таких, как руководитель восстановления Запорожстали Дымшиц и забойщик Герасим Запорожец и Евгений Пастухов, чьи имена с гордостью произносят шахтеры Донбасса.
        За полтора часа зрители многое узнали о том, что сейчас делается на Украине, увидели ее жизнь и в трудовых буднях и в радостные праздничные дни, когда подводятся победные итоги трудовых усилий. Мы побывали и в коренных областях, над которыми уже десятилетиями развевается красное знамя Советов, и в западных областях, и в самой молодой - Закарпатской области, где люди лишь недавно почувствовали всю могучую, преобразующую силу .советского строя.
        Мы многое увидели на экране. Но жизнь гораздо богаче и многообразнее того, на чем остановился глаз киноаппарата, фиксировавшего кадры этого фильма.
        Почувствовав огромную силу цвета в изображении, и постановщики этого фильма и операторы несколько увлеклись показом красивых картин природы, эффектными по цветовым контрастам индустриальными "натюрмортами", пестрыми "этнографическими" картинами свадеб и "праздников урожая", несколько обеднили самую существенную часть кинорассказа. Трудовые будни Советской Украины показаны более скупо, чем хотелось бы зрителю. Поэтому новое, что отличает нынешний трудовой под'ем народа и является основой его побед, прозвучало в картине более приглушенно, чем "извечная" красота степных, лесных, горных пейзажей, морского прибоя и плавного течения рек.
        При всех этих явно ощущаемых зрителем недочетах картина "Советская Украина" -явление яркое и выдающееся. Она укрепляет в зрителях горячее чувство любви к социалистической Родине, обогащает их знанием жизни одной из крупнейших союзных республик и вливает в сердца советских людей новую волну уверенности а том, что вели. кие задачи строительства коммунизма в нашей стране, начертанные в плане послевоенной сталинской пятилетки, будут выполнены нашим народом в четыре года.

* "Советская Украина". Полнометражный документальный цветной фильм. Сценарий Л. Первомайского и А. Кузнецова. Режиссеры М. Слуцкий и Г. Тасин. Главный оператор А. Кричевский. Композиторы Дм. Покрасс и Дан. Покрасс. Производство Украинской студии кинохроники.

Против идеализации реакционных взглядов Достоевского
        Д.ЗАСЛАВСКИЙ.
        Вышли в свет три новые книги о Достоевском: книга А. Долинина "В творческой лаборатории Достоевского" и две книги В. Кирпотина - "Ф. М. Достоевский" и "Молодой Достоевский".
        Достоевский - выдающийся русский писатель, мастер художественного образа и слова. Он в то же время один из самых страстных противников социализма, революции, демократии. Это дало возможность буржуазным критикам, публицистам и литературоведам развести вокруг Достоевского злонамеренную путаницу.
        Можно приветствовать каждый новый труд, разоблачающий эту путаницу и помогающий лучшему пониманию сложного и противоречивого творчества Достоевского, не приукрашивая его и не уменьшая его достоинств, не пытаясь высокой художественной формой оправдать реакционную сущность мировоззрения писателя.
        Этого нельзя сказать, к сожалению, о книгах А. Долинина и В. Кирпотина. Они не только не разоблачают буржуазную путаницу, а еще больше способствуют ей. Мало того, они фальсифицируют подлинный художественный и идейный облик Достоевского, пытаясь подкрасить его "под социалиста".
        Для этого создана неверная, противоречащая фактам схема жизни и творчества Достоевского. Искусственно она разбита на три периода. Первый - это сороковые годы. В это время Достоевский - будто бы единомышленник Белинского, социалист (утопический), революционер. Второй период - после каторги, 60-е и первая половина 70-х годов. Достоевский в это время по схеме - реакционер, раз'едаемый сомнениями и колебаниями. Третий период - вторая половина семидесятых годов до смерти Достоевского в 1881 году. В это время якобы происходит возвращение Достоевского к идеям сороковых годов.
        В книге В. Кирпотина "Молодой Достоевский" рассмотрен первый период. В книге А. Долинина "В творческой лаборатории Достоевского" - последний период. Небольшая книжка В. Кирпотина "Ф. М. Достоевский" как бы об'единяет все три периода.
        Кирпотин считает 40-е годы важнейшим периодом в жизни Достоевского. Он пишет: "И в идейном и в художественном отношении в сороковых годах был заложен фундамент мировоззрения Достоевского, в эти же годы определился характер его мастерства" (сто. 358).
        Важнейшее событие в этом периоде- дружба с Белинским после выхода в свет "Бедных людей", увлечение идеями утопического социализма, участие в революционном кружке Петрашевского.
        Известно, что Белинский сначала признал Достоевского "своим". Он отмечал, что в повести "Бедные люди" Достоевский обнаружил веру в человека из трудовой среды. А эта вера, по словам В. Кирпотина, была основой идеала Белинского, который "отвергал презрительное или отрицательное отношение к человеку" (стр. 41).
        Но вскоре произошел полный разрыв между Достоевским и кружком Белинского. Достоевский склонен был приписывать это "внешним обстоятельствам". Но это, само собой разумеется, не так. Разрыв был глубоко идейный. Он произошел после появления повести "Двойник" и других произведений, в которых человек был представлен как раз в отрицательном и вызывающем презрение виде.
        Разрыв между Белинским и Достоевским должен бы, казалось, привлечь к себе пристальное внимание исследователя-марксиста. Мы этого не видим в работе В. Кирпотина. Напротив, он пытается сгладить острые утлы идейного расхождения. Он пишет: "...разрыв личных отношений тогда, в 1847- 1848 годах, не означал еще идейного разрыва..." (стр. 157). Он прибегает к смехотворному и явно фальшивому объяснению: "Белинский был мыслителем... Достоевский был художником" (стр. 127).
        Между тем, если причины разрыва могли быть еще неясны в сороковых годах, когда Достоевский только начинал свою литературную деятельность, то они совершенно ясны теперь, когда перед нами вся его деятельность. Разрыв свидетельствует о гениальной проницательности Белинского.
        Достоевский считал "Двойника" самой значительной своей повестью в 40-е годы. Он придавал ей значение несравненно большее, чем "Бедным людям". А в "Двойнике" Достоевский впервые изобразил раздвоение в человеке, которое впоследствии возвел в закон природы человеческой души. В Голядкине совмещаются противоположные качества: в нем есть нравственное начало и полная аморальность; в нем есть чувство собственного достоинства и доведенное до крайности лакейство, трусость и наглость. Голядкин слаб, он не выносит своей раздвоенности и погибает. Мы знаем, как впоследствии использовал Достоевский свою идею присущей человеку раздвоенности на иных примерах, иных характерах. Не "инстинктивно", как предполагает В. Кирпотин, а глубоко сознательно Белинский разглядел в фигуре Голядкина образ, прямо противоположный Макару Девушкину, образ, враждебный всему мировоззрению передовой литературы. Белинский не мог знать, что из этого образа, как из зерна, вырастет вся философия двурушничества, предательства и провокации, которая пышно распустилась потом в "Бесах" и других романах Достоевского. Когда современный исследователь проходит мимо этого действительно важнейшего момента в творчестве Достоевского, он извращает его идейный и художественный облик.
        Таким образом, не "вместе" с Белинским шел Достоевский в 40-е годы, а "врозь" они шли. Кирпотин пишет: "Н. Греч ставит имя молодого Достоевского непосредственно вслед за Белинским, настолько оно казалось ему синонимом "тлетворных" идей. И это было в самом деле так" (стр. 375). Нет, это не было в самом деле так! И если матерому реакционеру Гречу позволительно было валить в одну кучу всех писателей, зараженных "тлетворными" идеями, то поистине странно видеть Кирпотина в компании с Гречем! Достоевский участвовал в кружке Петрашевского, читал там знаменитое письмо Белинского к Гоголю, увлекался идеями утопического социализма. Это общеизвестно. Это говорит о том, что в конце 40-х годов Достоевский и сам еще не разбирался в собственных противоречиях. Но идейный разрыв с Белинским обязывает исследователя внимательнее присмотреться к идейному багажу талантливого писателя: с чем он пришел в кружок Петрашевского и какими идеями утопического социализма он увлекался. В работе "Молодой Достоевский" В. Кирпотин и не ставит перед собой таких задач. Он механически отрывает первый период жизни Достоевского от всей последующей его жизни.
        Распространено представление о том, что каторга будто бы "сломила" Достоевского и вызвала коренной перелом в его жизни и творчестве. Это неверно. Это отрицал и сам Достоевский. Да если бы это и было так, то надо было бы об'яснить, почему "сломился" Достоевский и остались верны себе Петрашевский и многие другие революционеры и того и позднейшего времени. Белинского не сломила бы никакая каторга, как не сломила она и Чернышевского.
        На каторгу Достоевский пришел с Голядкиным в душе. О Голядкине первая его мысль после возвращения из ссылки. Значит, он думал о нем, о раздвоении человеческой души и тогда, когда переживал в камере среди каторжных поражение революционного кружка, крушение своих революционных иллюзий. Он писал в 1859 году, стремясь возобновить литературную деятельность, что намерен исправить "Двойника": "Зачем мне терять превосходную идею, величайший тип по своей социальной важности, который я первый открыл и которого я был провозвестником?" (Ф. Достоевский. Письма, т, I, стр. 257).
        И предполагал сделать своего нового Голядкина революционером, социалистом, ввести в кружок Петрашевского... Сам же Кирпотин пишет, что, по мысли Достоевского, "Голядкин оказался бы провокатором" (стр. 254).
        Вот как разрослась в своем об'еме фигура Голядкина! Это уж не ничтожный чиновник, не вместивший в себе раздвоенности. Это "революционер". Мы видим, какая идея преследует Достоевского, и можно лишь поражаться слепоте Кирпотина, который пишет: "Идею "Двойника", которой Достоевский придавал такое огромное значение, он так и не довел до полной выпуклости и наглядности". Уж что может быть выпуклее, чем целая коллекция провокаторов, двурушников, предателей в "Бесах"! По чину и званию Голядкин не чета Ставрогину. А по сути это то же соединение в человеке красоты и уродства, веры и неверия, мечтаний о коммунизме, о какой-то "гармонии" и преступного изуверства. И в заключение неизбежный крах человека: Голядкин сошел с ума, Ставрогин повесился.
        "Бесы" колют глаза апологетам Достоевского из числа либеральных критиков. Но если этот роман и выделился из числа других, то только своей вульгарностью, низкопробностью клеветы против революции. А по сути в нем та же идея, что и в "Преступлении и наказании". В Раскольникове совмещены высокие, благородные порывы и способность к уголовному разбою, подлому убийству. Это не только от нищеты, не только от безвыходного положения Раскольников представлен убийцей, а потому, что этого требует "философия" Достоевского. По Достоевскому нет выхода из противоречий, если нет веры в бога. Без религии, без церкви непременно победит в человеке злое начало, "содомское", и чем умнее человек, чем больше держится он материалистических .идей, чем ближе он к социализму, тем более неудержимо влечется он к преступлению. Атеизм по Достоевскому равнозначен преступлению, убийству, растлению малолетних.
        Из каторги Достоевский вынес страстную вражду к материализму, к демократии, к социализму. Конечно, он не мог забыть сороковые годы и непрестанно возвращался к ним, но всегда как враг, как изменник сознающий свою измену. Он ставил задачей отомстить грядущим поколениям за "грехи" и "заблуждения" своей молодости. Он избрал теперь все передовое, прогрессивное, чтобы именно на нем примерять своего Голядкина. Он делал это страстно. Как большой художник, он вносил в свое творчество яркие краски. Он отражал при этом в романах и повестях быт и нравы России своего времени. Ему в особенности ввиду своеобразного дарования удавалось изображать противоречия общественной и личной жизни, создавать образы и характеры большой силы, но сам он все больше утверждался в своем мрачном, реакционном мировоззрении и все с большей озлобленностью набрасывался на новые, передовые, революционные явления в жизни России. Как художник и публицист, он служил правому лагерю, сближаясь с крайними монархистами. В отравлении русской молодежи идейным ядом была его прямая задача. Нельзя без недоумения читать у Кирпотина о том, что в "глубине души" Достоевского "осталось сознание справедливости идеалов его юности, свободы, равенства, социальной гармонии" ("Ф. М. Достоевский", стр. 23). Это попытка реабилитировать реакционную сущность мировоззрения Достоевского.
        "Бесы" были неудачей Достоевского. Он попал в одну компанию с такими бездарными реакционными клеветниками, как Крестовский и Клюшников. Роман, в котором все деятели революции были размалеваны как воры, грабители, убийцы, провокаторы, мошенники, не привлекал, а отталкивал даже умеренного читателя.
        Следующие за "Бесами" произведения Достоевского более сложны по форме. Но и они служат той же цели. Борьба противоречивых страстей в душе человека приводит к моральному крушению, и только религия может спасти от гибели. Всюду, в различных формах, сосуществование в мыслящем человеке. возвышенных и низменных начал приводит человека к преступлению, к гибели, к самоубийству. Это как бы непреложный закон. По Достоевскому выход только в отказе от борьбы, в смирении, в церковном покаянии. Догматический метод не был бы убедителен для русской молодежи. Его без успеха практиковала официальная церковь. Достоевский искусно .применяет метод столкновения противоречивых взглядов. Его герои страстно спорят. Романы и повести превращаются в цепь диалогов, и Достоевский старается придать остроту тем взглядам, которые должны затем проявить свою идейную и моральную несостоятельность. Достоевский как бы вкрадывается в доверие к своему читателю, подкупает своим внешним сочувствием к революционному деятелю.

(Окончание на 4-й стр.)

А.С.Долинин. "В творческой лаборатории Достоевского" (История создания романа "Подросток"). Изд-во "Советский писатель", 1947. В. Кирпотин. "Молодой Достоевский". Гос. изд-во художественной литературы. 1947. В. Кирпотин. "Ф. М. Достоевский". Изд-во "Советский писатель", 1947.

Вся Культура и Жизнь

Главлит: Б 05772
Полоса подготовлена: S.N.Morozoff