К оглавлению...
          Подвиг гвардейцев

Наши танкисты получили приказ прорвать оборону противника в районе завода имени Петрова. Неприятель встретил советские машины мощным заградительным огнём батарей. Но это не остановило гвардейцев. Они ворвались в расположение фашистов и начали уничтожать технику и живую силу.
        Смело и решительно действовал экипаж младшего лейтенанта Михаила Кития. Огнём и гусеницами он уничтожил восемь орудий, девять пулемётов и три дзота фашистов. .
        Но вот танк наскочил на мину и замер на месте. Тотчас восемь вражеских танков окружили подбитую машину. Михаилу Кития и его друзьям предложили сдаться в плен. Однако герои решили вступить в неравную схватку, но чести гвардейцев не опозорить.
        Метким огнём они вывели из строя ещё три фашистских танка. Но вот загорелась и наша боевая машина. Гитлеровцы ждали, что теперь-то советские танкисты откроют люк и вылезут с поднятыми руками. Но вместо этого услышали песню, которую пели гвардейцы:

Это есть наш последний и решительный бой,
        С "Интернационалом" воспрянет род людской...

* * *

Враг рвался к южным окраинам Сталинграда. Гитлеровцы решили преодолеть Дубовый овраг, чтобы выйти на улицы города. Но тут на их пути неприступной[21] крепостью встал взвод старшего сержанта Михаила Хвастанцева. На позиции бойцов шло двадцать танков и десант автоматчиков.
        Вот уже пятьсот, четыреста метров остаётся до батареи.
        Фашисты решили, что наши бойцы в панике убежали. Но Хвастанцев и его друзья готовились к смертельной схватке. И когда танки приблизились на 300-200 метров, гвардейцы открыли огонь.
        Враг не выдержал и повернул назад. Но недолго было затишье. Над нашими артиллеристами появились немецкие бомбардировщики. С воем падали бомбы, поднимались столбы земли, дыма и огня.
        Командир приказал раненым покинуть позицию и вступил в единоборство с танками, которые шли на новый штурм батареи. Из уцелевшей пушки он подбил ещё одну фашистскую машину, но кончились снаряды.
        Вражеская колонна и автоматчики разбились на две группы и полукольцом охватывали смельчака. Но Хвастанцев не растерялся: метким огнём из противотанкового ружья подбил ещё танк. Остальные двигались вперёд. Тогда Михаил выскочил из окопа и метнул гранату под гусеницы головного танка. Машина вздрогнула, но продолжала надвигаться на окоп.
        Хвастанцев едва успел соскочить в окоп, как тяжёлые гусеницы стали утюжить землю. Танк прошёл. Михаил снова выскочил и бросил в след последнюю гранату: танк загорелся... Но в тот же миг Хвастанцев был сражён автоматной очередью.
        Командир погиб, но враги не ворвались в город. К месту боя подошла новая наша батарея: артиллеристы отбросили фашистов от Дубового оврага далеко в степь.

* * *

Всё яростнее становились атаки гитлеровцев, всё труднее было сдерживать нашим бойцам натиск озверевшего врага.
        Всё меньше и меньше оставалось бойцов на участках обороны. Но надо было держаться. "Ни шагу назад!" - таков был приказ Ставки Верховного командования.
        Гитлеровцам казалось, что ещё одно усилие, ещё один новый бросок - и город Сталинград будет взят...
        А в это время по указанию Государственного Комитета обороны Генеральным штабом вместе с командующими фронтов разрабатывался план окружения и разгрома фашистских армий в районе Сталинграда.

* * *

- А мы пойдём к Мамаеву кургану, дедушка? - спросил мальчик, когда они снова сели в трамвай.
        - Да, внучек! Обязательно побываем там. Ведь этот курган самый главный в битве за наш город.
        - А я знаю, почему Мамаев курган самый главный.
        - Почему? - переспросил дедушка.
        - Потому что в нём похоронили войну. Мы про Мамаев курган песню на сборе нашей октябрятской звёздочки разучили.[22]
        - А ну-ка, что за песня такая? И Ваня спел:

На Мамаевом кургане - тишина,
        За Мамаевым курганом - тишина,
        В том кургане похоронена война.
        В мирный берег тихо плещется волна.

Дедушка потеребил кончики усов, посмотрел на Ваню, погладил его по голове и сказал:
        - Верно, внучек! Очень верно сказано в песне!

Дальше: Мамаев курган