К оглавлению...
К ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА

Борьба товарища Сталина за ленинское единство в партии
          Полковой комиссар М. Базанов.

Учение Ленина-Сталина о большевистской партии как партии нового типа является продолжением и развитием великих идей Маркса и Энгельса о пролетарской партии.
        Маркс и Энгельс учили пролетариат, что победа пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата невозможны без революционной партии рабочего класса, партии, способной подготовить, организовать и повести массы на штурм капитализма.
        Такая партия, учили Маркс и Энгельс, должна являться передовой, "самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед" частью рабочего класса, прочно скрепленной высокой сознательностью и железной дисциплиной. Они решительно боролись за чистоту и единство рядов партии.
        Величайшая заслуга основателей большевизма В.И. Ленина и товарища Сталина перед мировым коммунистическим движением состоит в том, что они собрали воедино высказывания Маркса и Энгельса о партии, развили их дальше, превратив в стройное учение марксизма-ленинизма о пролетарской партии.
        Они дали гениальную разработку идеологических, организационных, тактических и теоретических основ марксистской партии.
        Ленинско-сталинское учение о партии разрабатывалось в беспощадной борьбе с оппортунизмом в русской и международной социал-демократии, неоднократно поднимавшей поход против марксизма, имея целью выхолостить живую душу марксизма и превратить социал-демократию из партий социальной революции в партии социальных реформ.
        История партии Ленина-Сталина учит нас тому, что без разгрома мелкобуржуазных партий, действовавших в рядах рабочего класса, без решительной, непримиримой борьбы с оппортунистами в своей собственной среде, победа великой пролетарской революции, победа социализма были бы невозможны.
        Товарищ Сталин, развивая учение Ленина о партии, блестяще доказал, что пролетарская партия нового типа есть "орудие в руках пролетариата для завоевания диктатуры, когда она еще не завоевана, для укрепления и расширения диктатуры, когда она уже завоевана". Более того, товарищ Сталин сформулировал и условия, при которых партия сможет выполнить свою историческую роль - завоевания и расширения диктатуры пролетариата.
        Одним из этих условий является сознательная железная дисциплина в партии, единство воли и действия, несовместимое с существованием в партии различных фракций и группировок.
        Товарищ Сталин показал, что высшим законом развития партии является очищение ее от всех чуждых, враждебных ей оппортунистических элементов, ибо большевистская партия является основной руководящей силой в системе пролетарской диктатуры.
        "Без партии, как основной руководящей силы, невозможна сколько-нибудь длительная и прочная диктатура пролетариата" (Сталин).
        Не случайно, что оппортунисты и враги социализма, направляя свои удары против партии, стремятся нарушить единство партии, ее волю, ее организацию в целях подрыва пролетарской диктатуры, в целях разгрома страны социализма.
        Только в непримиримой и принципиальной борьбе с оппортунизмом во всех его проявлениях партия закаляется и укрепляет свои связи с массами.
        Тот факт, что партия большевиков из союза подпольных кружков выросла к настоящему времени в четырехмиллионную армию коммунистов, окруженную миллионами беспартийного актива, ярко свидетельствует о величайшей силе ленинско-сталинских идей.
        С именем товарища Сталина связано дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории. Ему принадлежит самая глубокая и отчетливая после Ленина разработка основ марксизма-ленинизма.
        В "Кратком курсе истории ВКП(б)" ярко показано, что "после смерти Энгельса величайший теоретик Ленин, а после Ленина - Сталин и другие ученики Ленина - были единственными марксистами, которые двигали вперед марксистскую теорию и обогатили ее новым опытом в новых условиях классовой борьбы пролетариата" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 342).
        Сталин - выдающийся теоретик мирового коммунистического движения; он воплощает в себе полное единство революционной теории и практики. Каждое выступление товарища Сталина содержит величайшие теоретические и политические обобщения, которые, как могучим прожектором, освещают пройденный путь и путь дальнейшего движения вперед.
        Говорить о роли товарища Сталина - значит говорить о всех важнейших событиях в нашей партии и жизни народов нашей страны, так как вся история большевистской партии, пролетарской революции, строительства и победы социализма неразрывно связана с именем товарища Сталина, лучшего ученика, друга и продолжателя дела Ленина.
        Товарищ Сталин вместе с Лениным строил большевистскую партию, создавал и воспитывал кадры профессиональных революционеров, вел непримиримую борьбу с врагами марксизма-ленинизма, руководил подготовкой и проведением Октябрьской социалистической революции.
        О роли товарища Сталина в жизни партии и нашей родины с исключительной силой и любовью говорил незабвенный С.М. Киров:
        "Трудно представить себе фигуру гиганта, каким является Сталин. За последние годы, с того времени, когда мы работаем без Ленина, мы не знаем ни одного поворота в нашей работе, ни одного сколько-нибудь крупного начинания, лозунга, направления в нашей политике, автором которого был бы не товарищ Сталин, а кто-нибудь другой. Вся основная работа - это должна знать партия - проходит по указаниям, по инициативе и под руководством товарища Сталина.
        ...Могучая воля, колоссальный организаторский талант этого человека обеспечили партии своевременное проведение больших исторических поворотов, связанных с победоносным строительством социализма" (С.М. Киров. Избранные статьи и речи. Партиздат, 1937г., стр. 479-480).
        Большевизм вырос, окреп и закалился в длительной и непримиримой борьбе с мелкобуржуазными партиями в рабочем движении и с оппортунистическими группировками в собственных рядах.
        Ленин и Сталин с первых же дней борьбы за создание пролетарской марксистской партии в России повели непримиримую борьбу против оппортунизма не только в русской социал-демократии, но и в мировом рабочем движении. В этой борьбе они неизменно исходили из величайшего опыта и конкретных указаний основоположников марксизма - Маркса и Энгельса.
        Ф. Энгельс в своем письме к Бернштейну в 1882 году писал о том, что "всякая рабочая партия большой страны может развиваться только во внутренней борьбе, в полном соответствии с законами диалектического развития" (Ленин и Сталин. Сборник произведений, т. III, стр. 148).
        Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали, что враги марксизма пытались и будут пытаться в дальнейшем всячески оказывать свое влияние на партию рабочего класса, с тем чтобы превратить ее из боевой революционной партии в партию социальных реформ.
        Величайшая заслуга Ленина и Сталина состоит в том, что они первые в истории марксистской мысли обнажили до корней идейные истоки оппортунизма и показали, что эти истоки заключаются прежде всего в преклонении перед стихийностью рабочего движения и в принижении роли социалистического сознания в рабочем движении. Они показали, что оппортунизм в рабочем движении есть не что иное, как проявление буржуазного влияния на пролетариат, что источником внутрипартийных противоречий является буржуазное и мелкобуржуазное окружение пролетариата, которое стремится оказать на него и его партию свое влияние.
        Вот почему борьба партии против оппортунизма во всех его проявлениях является принципиальной и необходимой.
        Только путем беспощадной борьбы с оппортунизмом, путем систематического очищения рядов партии от враждебных элементов - перерожденцев и двурушников - партия может стать передовым, организованным и монолитным отрядом рабочего класса и привести его к победе пролетарской революции, к торжеству социализма.
        Ленин и Сталин блестяще обосновали коренное марксистское положение о том, что партия укрепляет себя тем, что очищает свои ряды от чуждых и враждебных элементов.
        История нашей большевистской партии служит ярким доказательством этого гениального ленинско-сталинского вывода о законе развития партии. Не малую борьбу пришлось выдержать нашей партии с различными оппортунистическими группировками, но каждый раз из этой борьбы партия выходила еще более крепкой, сплоченной и закаленной.
        Непоколебимое единство и сплоченность рядов партии большевиков достигнуты прежде всего потому, что она "сумела во-время очиститься от скверны оппортунизма, она сумела изгнать вон из партии ликвидаторов и меньшевиков" (Сталин).
        Самый отвратительный тип в человеческом обществе - это двурушник. Особенно опасным и несравненно более гадливым является политический двурушник, который, если его своевременно не разоблачить, может принести огромный ущерб делу рабочего класса и его партии.
        Оппортунизм и двурушничество - это две стороны одного явления: второе является следствием первого, первое раскрывает сущность второго.
        В дооктябрьский период типичным представителем политического двурушничества, лицемерия и фарисейства в русской социал-демократии был троцкизм - гнуснейшая разновидность меньшевизма.
        Троцкистская центристская группа, лишенная сколько-нибудь значительного влияния на массы, под видом объединения всех фракций и течений в РСДРП пыталась расколоть партию и рабочий класс, ослабить растущее влияние большевиков на массы.
        В.И. Ленин, разоблачая подлую политику Троцкого, говорил: "...Троцкий и подобные ему "троцкисты и соглашатели" вреднее всякого ликвидатора, ибо убежденные ликвидаторы прямо излагают свои взгляды, и рабочим легко разобрать их ошибочность, а гг. Троцкие обманывают рабочих, прикрывают зло, делают невозможным разоблачение его и излечение от него" (Ленин. Соч., т. XV, стр. 218).
        Спекулируя на естественном стремлении рабочих к единству действий всех рабочих организаций, троцкистская центристская группа, прикрывая и защищая открытых оппортунистов, направляя главный огонь борьбы против большевиков, требовала "единства во что бы то ни стало", объединения всех фракций и течений в рамках одной партии.
        Понятно, что подобное беспринципное объединение большевиков с различными оппортунистическими группировками было бы равносильно идейной смерти нашей партии.
        Еще Ф. Энгельс дал замечательные указания о том, что партия пролетариата не должна позволять сбивать себя с толку криками об объединении. Бывает иногда, писал Энгельс, что "заядлые сектанты и величайшие склочники и прохвосты в известные моменты громче всех кричат о единстве" (Архив Маркса и Энгельса, т. I (VI), стр. 70).
        Великая Октябрьская социалистическая революция с необычайной силой доказала правоту партии Ленина-Сталина и полное политическое банкротство мелкобуржуазных партий меньшевиков и эсеров, которые стали на путь контрреволюционной борьбы против советской власти.
        Победа диктатуры пролетариата была бы невозможна без разгрома мелкобуржуазных партий меньшевиков, эсеров и различных анархистских групп. Непримиримая борьба с оппортунистами всех мастей являлась одним из решающих условий победы пролетарской революции.
        Нетрудно понять, что после Октябрьской революции вопрос об единстве партии и очищении ее от враждебных элементов встал с небывалой до этого остротой.
        Положение партии в этот период коренным образом изменилось. Новое состояло в том, что наша партия стала единственно легальной, монопольно правящей партией в стране, руководящей силой пролетарского социалистического государства.
        При этих условиях неизбежно к правящей партии примазываются всякого рода антипартийные элементы: авантюристы, проходимцы, карьеристы и прямые враги партии.
        Ленин и Сталин отчетливо видели эту опасность и призывали партию к всемерному повышению бдительности, укреплению партии и очищению ее рядов от всех примазавшихся, чуждых элементов.
        Известно, что наша большевистская партия к февральской буржуазно-демократической революции насчитывала 45 тысяч членов, а к октябрю 1917 года - более 300 тысяч. После Октябрьской социалистической революции партия, усиливая свои связи с массами, быстро увеличивалась. Приведем некоторые данные о росте партии по основным этапам послеоктябрьского периода.

("ВКП(б) в резолюциях", ч. I и II. Партиздат, 1936 год. Данные о составе партии к съездам партии.)
        Такое массовое вступление в партию, особенно в годы советской власти, имело вместе с положительными моментами и отрицательные. В партию наряду с передовыми людьми из рабочих, трудящихся крестьян и советской интеллигенции, безгранично преданными делу партии и социалистической родине, иногда проникали люди, которые, как говорил Ленин, "заслуживают только того, чтобы их расстреливать".
        Вот почему наша партия, руководствуясь указаниями Ленина и Сталина, проводила систематически чистку партийных рядов, которая являлась важнейшим средством оздоровления и укрепления партии.
        "...Без периодической чистки от шатких элементов, - говорил товарищ Сталин, - партия не может укрепляться. Тов. Ленин учил, что партия может укрепляться, только освобождаясь шаг за шагом от шатких элементов, которые проникают и будут еще проникать в партию" (Заключительная речь по орготчету ЦК на XIII съезде РКП(б).
        Ленин и Сталин со всей силой призывали партию тщательно следить за выходцами из других партий, проверять их на деле, решительно выбрасывая из партии всех, кто попытается организовать борьбу внутри партии.
        Предупреждения вождей партии Ленина и Сталина были своевременными и крайне важными. Как показали последующие события, многие выходцы из других партий, формально разрывая со своим прошлым и вступая в ряды нашей партии, уже тогда являлись заклятыми врагами рабочего класса, завербованными агентами разведок капиталистических стран.
        Политическое двурушничество служило для них основным методом борьбы против партии и советской власти.
        И каждый раз, когда внутрипартийные разногласия и борьба с той или иной антипартийной группировкой принимали острый характер, глубоко законспирированные враги партии объединялись с этими группировками, стремясь создать раскол в партии, свергнуть ленинско-сталинское руководство, уничтожить советскую власть и восстановить в нашей стране капитализм.
        Установленные по предложению Ленина и Сталина периодические массовые чистки рядов партии имели огромное значение в деле укрепления партии, очищения ее рядов от чуждых и примазавшихся элементов, от буржуазных перерожденцев и политических двурушников.
        В результате чистки в 1921 году было исключено и выбыло из партии 174900 человек. В период между 1921 и 1929 гг. во время частичных чисток и проверок решениями контрольных комиссий было исключено из партии более 260 000 человек.
        Благодаря такой огромной очистительной работе наша партия стала неизмеримо крепче, монолитнее, выросла сплоченность и дисциплинированность ее рядов, значительно поднялся авторитет партии.
        На XIII партконференции товарищ Сталин предупреждал партию о том, что в силу самых разнообразных форм хозяйства в нашей стране, наличия некоторого допущения капиталистических элементов и возрождения буржуазной идеологии на этой почве, в ходе нашего дальнейшего движения вперед неизбежно будут появляться те или иные антипартийные группировки. Как показали последующие события, это предупреждение товарища Сталина было крайне необходимым. Период борьбы партии за социалистическую индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства был периодом напряженной борьбы против контрреволюционных троцкистов, правых отщепенцев и буржуазных националистов. К этой борьбе благодаря сталинской бдительности партия была подготовлена идейно и организационно.
        На II съезде Советов в речи по поводу смерти В.И. Ленина товарищ Сталин, выражая волю партии, говорил:
        "Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить единство нашей партии, как зеницу ока. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним и эту твою заповедь!"
        Клятва товарища Сталина на могиле Ленина выполнялась нашей партией твердо и неизменно. Величайшая заслуга в этом прежде всего принадлежит товарищу Сталину, который с присущей ему смелостью разоблачал реставраторскую сущность каждой антипартийной группировки, громил ее идейно и организационно.
        При первой попытке Троцкого и его сподручных выступить против партии после смерти В.И. Ленина товарищ Сталин решительно и открыто перед всей партией поставил вопрос о меньшевизме Троцкого, показав, что троцкисты своей борьбой против партии отражают недовольство буржуазных элементов и пытаются восстановить капитализм. Троцкисты, не решаясь открыто выступить против ленинизма, пытались путем наглой фальсификации учения Ленина и истории нашей партии подменить ленинизм троцкизмом.
        Благодаря сталинской бдительности эти лицемерно-двурушнические методы троцкистов были разоблачены в самом начале их борьбы против партии.
        В ноябре 1924 года на пленуме фракции ВЦСПС товарищ Сталин, разоблачая троцкистов, говорил о том, что "... троцкизм по всему своему внутреннему содержанию имеет все шансы стать центром и сборным пунктом непролетарских элементов, стремящихся к ослаблению, к разложению диктатуры пролетариата...
        Троцкизм выступает теперь для того, чтобы развенчать большевизм и подорвать его основы. Задача партии состоит в том, чтобы похоронить троцкизм как идейное течение" (Сталин. Об Октябрьской революции. Партиздат, 1932 год, стр. 73-74).
        Поистине надо владеть сталинской прозорливостью и бдительностью, чтобы уже тогда в троцкизме предвидеть сборный пункт враждебных партии и советской власти элементов. Надо прямо сказать, что это предупреждение товарища Сталина сыграло решающую роль в мобилизации величайшей настороженности и бдительности всей партии и трудящихся масс ко всем действиям троцкистской оппозиции в последующие годы.
        Товарищ Сталин не ограничивался разоблачением буржуазно-реставраторских платформ троцкистской и бухаринской антипартийных группировок. Он вооружил партию и советский народ методами борьбы против оппортунизма и методами борьбы против политического двурушничества.
        Поставленная товарищем Сталиным задача похоронить троцкизм как идейное течение означала прежде всего идейное вооружение всей партии на борьбу с троцкизмом, идейное вооружение трудящихся масс на решение тех великих задач, которые стояли тогда перед партией.
        Задача далее состояла в том, чтобы раскрыть перед всей партией и советским народом подлинное лицо троцкистов, как буржуазных реставраторов.
        Партия успешно решила обе эти задачи. Наголову разгромив троцкистов, партия вооружила массы великой ленинско-сталинской идеей строительства и победы социализма в нашей стране и под руководством товарища Сталина практически приступила к индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства - коренных задач политики партии на этом этапе.
        Идейный разгром троцкизма в 1923-1924 гг. имел огромное значение для последующей борьбы партии против всех других антипартийных группировок.
        Метод идейного разгрома той или иной антипартийной группировки, как главный метод, не исключал мер организационного характера.
        Партия изо дня в день очищала свои ряды от врагов, двурушников и проходимцев. Все чуждое, сомнительное и случайное выбрасывалось вон из партии. Генеральная линия партии победила. Усилиями рабочих и крестьян под руководством партии Ленина-Сталина социализм в основном построен, эксплоататорские классы уничтожены, в экономике безраздельно господствует социалистическая система хозяйства. Рабочий класс и колхозное крестьянство представляют два дружественных класса, грани между которыми стираются.
        Социализм стал фактом. Советский народ живет счастливой и радостной жизнью, уверенно идет вперед, к коммунизму.
        Нетрудно понять, что в результате этих всемирно-исторических побед окончательно и бесповоротно уничтожена социально-экономическая база - источник для появления антипартийных группировок.
        На XVII съезде партии товарищ Сталин, подводя итоги замечательных побед во всех областях социалистического строительства, отметил, что социализм стал фактом, полностью уничтожена социально-экономическая база для создания антипартийных течений внутри партии и тем самым снята опасность раскола партии.
        Троцкисты, бухаринцы, взбешенные успехами рабочих и крестьян нашей страны, сомкнулись в затхлом подполье со шпионами и диверсантами, вредителями и другими врагами советской власти. Они стали на службу разведывательных органов капиталистических государств, пытаясь оптом и в розницу распродать нашу замечательную родину.
        В "Кратком курсе истории ВКП(б)" ярко дана следующая характеристика политического двурушничества:
        "Политические двурушники обычно начинают с обмана и проводят свое черное дело путем обмана народа, рабочего класса, партии рабочего класса. Но политических двурушников нельзя считать только обманщиками. Политические двурушники представляют безыдейную клику политических карьеристов, давно уже лишенную доверия народа и старающуюся вновь влезть в доверие путем обмана, путем хамелеонства, путем мошенничества, - какими угодно путями, - лишь бы сохранить за собой звание политических деятелей. Политические двурушники представляют беспринципную клику политических карьеристов, готовых опереться на кого угодно, хотя бы на уголовные элементы, хотя бы на подонки общества, хотя бы на заклятых врагов народа, - для того, чтобы в "подходящий момент" вылезть вновь на политическую сцену и усесться на шее у народа в качестве его "правителей" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 278).
        Товарищ Сталин дал партии конкретные указания о способах разоблачения троцкистско-бухаринских и иных двурушников.
        По предложению товарища Сталина была организована проверка и обмен партийных документов. Основная задача проверки состояла в том, чтобы навести большевистский порядок в партийном хозяйстве, проверить партийное лицо каждого коммуниста, изгнать из партии чуждые и сомнительные элементы.
        Проверка партийных документов явилась огромной важности организационно-политическим мероприятием по укреплению рядов партии, по повышению большевистской бдительности. Отличительной чертой проверки партдокументов и самым важным ее результатом явилось то, что партии удалось выявить и изгнать из своих рядов значительную часть лютых врагов народа - троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, шпионов, кулаков, белогвардейцев, которые пролезли в ВКП(б) для подрывной работы.
        Важно отметить при этом то обстоятельство, что многие из этих враждебных элементов не были разоблачены предыдущими чистками партии.
        Проверка партийных документов показала, что строго индивидуальный подход к проверке партийных качеств каждого коммуниста имеет огромное преимущество перед методом массовой чистки партии и лучше обеспечивает разоблачение враждебных элементов, как бы они ни маскировались.
        Больше того, строго индивидуальный подход к членам партии дает более крепкую гарантию от необоснованных исключений из партии, которые часто имели место при массовых чистках.
        Проверка партийных документов дала возможность партийным руководящим органам изучить действительное состояние парторганизаций, изучить каждого члена и кандидата ВКП(б), выявить новый партийный актив.
        Важнейшим результатом проверки партийных документов явилось выдвижение новых кадров на партийную, советскую, профсоюзную и хозяйственную работу.
        Проверка партийных документов, последующие события, процесс над "антисоветским право-троцкистским блоком" и т.д. показали, что массовая чистка партии в отношении заклятых врагов народа - троцкистско-бухаринских двурушников - оказалась средством мало действительным. Врагам удавалось не только пройти чистки, но и использовать их в ряде организаций для травли и избиения честных работников, направить главное острие массовой чистки против так называемых пассивных членов партии.
        Тот факт, что были разоблачены матерые враги партии и советского государства в тех организациях, где только что перед этим закончилась чистка партии, ярко свидетельствует о преимуществах индивидуального подхода к каждому члену партии перед методом массовой чистки.
        Вот почему партия сочла необходимым метод массовой чистки партии отменить, указав одновременно, что "партия может в обычном порядке очищать свои ряды от лиц, нарушающих программу, устав, дисциплину партии".
        Товарищ Сталин вооружил партию развернутой программой борьбы за ликвидацию последствий вредительства, полную выкорчевку остатков троцкистско-бухаринской банды, всемерного повышения большевистской бдительности.
        К этим мероприятиям относились прежде всего:
        1. Ликвидация политической беспечности наших кадров.
        2. Научная организация проверки исполнения.
        3. Подбор кадров по их политическим и деловым признакам.
        4. Развертывание большевистской самокритики.
        5. Политическое воспитание кадров, овладение большевизмом.
        Решающим мероприятием явился выдвинутый товарищем Сталиным лозунг об овладении большевизмом. На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) в 1937 году товарищ Сталин, обосновывая этот лозунг, говорил:
        "Я думаю, что если бы мы смогли, если бы мы сумели наши партийные кадры, снизу до верху, подготовить идеологически и закалить их политически таким образом, чтобы они могли свободно ориентироваться во внутренней и международной обстановке, если бы мы сумели сделать их вполне зрелыми ленинцами, марксистами, способными решать без серьезных ошибок вопросы руководства страной, то мы разрешили бы этим девять десятых всех наших задач".
        Эти указания товарища Сталина о политическом воспитании кадров, об овладении большевизмом были положены в основу основ всей практической деятельности нашей партии. Результаты этой огромной работы по политическому воспитанию кадров отчетливо видны сейчас на любом участке партийной и государственной работы. Партия и советский народ, получив такое мощное идейное оружие, энциклопедию основных знаний марксизма-ленинизма, как "Краткий курс истории ВКП(б)", неизмеримо подняли свою идейную вооруженность, которая является решающим условием дальнейшего движения нашего социалистического государства вперед, к торжеству коммунизма.

Дальше: К 15-летию работы тов. Сталина "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов".