К оглавлению...
К ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА

Образ Сталина в народной поэзии
          Г. Корабельников.

Много веков назад человечество, вдохновленное первыми успехами своей трудовой деятельности, создало великий героический эпос.
        В художественном воображении народа тогда возникли типы героев и богатырей, наделенные всей мощью коллективной психики, воплотившие все чаяния и ожидания той исторической поры, когда народ станет хозяином своей судьбы и могуче развернет свой творческий гений.
        Прометей, Геркулес, Антей - великие мифы древней Греции; Илья Муромец, Святогор и другие - богатыри русских былин; Давид Сасунский, Мгер младший - из армянского эпоса; Джангар - из калмыцкого эпоса; Утеген - сказочный герой казахского народа; Сосруко - Геркулес кабардинского народа - во всех этих эпических типах, созданных народной поэзией, воплощены лучшие черты трудового человечества.
        Образы этих героев не исчезли из народной памяти, не затуманились, не стерлись. В нашу эпоху величайших героических подвигов советского народа они осветились новым и ярким светом социалистической действительности. Все, что ранее было перенесено в мечту, в художественный вымысел, в образы героев, как желаемое, как заветная народная дума, все это выступило теперь, как осуществленное в реальных, всеми ощущаемых фактах. Сама действительность - повседневная жизнь народа стала героической и поэтической. Она стала почвой для возрождения народного эпоса. И народный эпос советской эпохи вписал новые имена народных героев, совершивших великие военные и трудовые подвиги во славу родины, и поставил имена этих богатырей рядом с именами героических типов народной поэзии прошлого.
        Но в отличие от типов народной поэзии прошлого, являвшихся созданиями вымысла, мечты, типы, созданные советской народной поэзией, являются в то же время живыми, конкретными историческими личностями. Эти герои не выдуманы. Они существуют в жизни. Они рождены народом в огне Октябрьской революции, в боях с интервентами, в борьбе с врагами народа, в социалистическом строительстве. Любимые герои советского народа Чапаев, Щорс, Амангельды, великие полководцы и вожди Ворошилов, Буденный, Киров, Серго Орджоникидзе стали постоянными образами народной поэзии. И эта могучая плеяда богатырей окружает великих вождей народа, его учителей, основателей социалистического государства, создателей народного счастья, воспитателей героического народа - Ленина и Сталина.
        Ленин и Сталин не только центральные образы народной поэзии - они душа народной поэзии, ее песня песней.
        Ленин и Сталин - живое олицетворение духа народа, его характера, помыслов и деяний. В них люди из народа видят себя, свою историю, свою судьбу.
        Ленин и Сталин в народной поэзии - это образы такой мощи и полноты содержания, что они вбирают в себя все сущее в мире, все, чем живет народ. Сквозь эти образы просвечивается весь мир.
        Все лучшее, что создано советской народной поэзией, обращено к Ленину и Сталину, освещено этими великими образами, живет ими.
        В народной поэзии Сталин выступает как великий продолжатель дела Ленина.
        Сталин - это Ленин сегодня, таким видит его весь советский народ,

"Океан да с океаном - братья кровные.
        Сталин Ленину да кровный брат
        По работе, по размаху по орлиному,
        По полету, по простору соколиному.
        Мы идем со Сталиным, как с Лениным,
        Говорим со Сталиным, как с Лениным..."

поется в русской народной песне.
        Об этом поет и Джамбул, обращаясь к Ленину:

"Мы в Сталине видим твои черты,
        В Сталине ожил ты".

В произведениях народной поэзии о гражданской войне Сталин везде дан рядом с Лениным, как его ближайший друг, надежнейшая опора, его верная рука. Там, где решается судьба родины, где грозит самая страшная опасность для революции, где нужно было победить во что бы то ни стало, туда Ленин направлял Сталина.
        С наибольшей эпической полнотой содержания эта тема народной поэзии развернута в героической армянской поэме ашуга Верди.
        Поэма названа "Царицынская битва" по месту, где происходят описываемые события. Но в этой поэме все события гражданской войны сведены в одну битву: в ней участвуют все народные герои, а их противниками выступают вместе и одновременно все враги, с которыми в разное время и на многих фронтах билась Красная Армия. От такого сгущения событий и фактов поэма не теряет своих реалистических черт, зато историческая роль Сталина, как организатора побед Красной Армии в гражданской войне, выступает в ней более ярко и обобщенно.
        До Ленина дошла весть, что империалисты всего мира вместе с русскими генералами собрались задушить советскую власть.

"Ленин услышал, -
        К Сталину вышел,
        Молвил: "Цека и я это дело,
        Сталин, тебе поручаем всецело.
        Собери войска,
        Ударь на врага"...

"Сталин отважный, солнечно-ясный,
        Как услыхал, говорит: "Прекрасно".
        И встал он стройный, словно чинар,
        Словно сдвинулась с места гора..."

Со своими войсками Сталин подошел к Царицыну "и стал врагу поперек". Далее в поэме, в традиционных тонах эпической былины, изображается жестокая сеча, в которой вместе со Сталиным, под его руководством, бьются с врагами народные богатыри: Ворошилов, Буденный с силой Конной, Фрунзе грозный, Чапаев молниекрылый, Киров отважный, Серго - твердокаменный исполин, Щорс - бесстрашный воин.
        Одержав победу, Сталин возвращается в Москву с войсками и хлебом для народа.

"И сильно Ленин обрадовался,
        Подошел, храбрецу поцелуй отдал.
        "Большевистский, великий военачальник,
        С любовью в сердце тебя встречаю".

Так воссоздается в поэме образ Сталина времен гражданской войны. Поэма завершается обетом Сталина "Высоко держать и победно нести великое знамя - Ленинизм".
        То, что в "Царицынской битве" дано лишь как эпилог, составляет один из самых поэтических мотивов народной поэзии. В народной поэзии Сталин воспевается как богатырь, сдержавший великую клятву, данную Ленину.

"...В Москве,
        прощаясь с гением и другом,
        Великий Сталин клятву произнес.
        И видим мы, свидетели живые,
        Что эта клятва верная жива.
        И стали делом мудрые, простые
        Вошедшие в историю слова.
        ...Ведет страну к победам светлый Сталин.
        Вокруг него сплотился весь народ.
        Как клялся он ему, мы клятву дали.
        Мы в нем, любимом, Ленина узнали.
        Великий Ленин в Сталине живет".

С особенной поэтической силой клятва Сталина воспета в украинской народной песне "Два сокола". Песня заканчивается словами:

"И сдержал он клятву,
        Клятву боевую:
        Сделал он счастливой
        Всю страну родную".

И народ сложил тысячи песен, в которых Сталин выступает как создатель, творец народного счастья.

"- Кто дал удмуртам счастье,
        Кто дал им силу и славу,
        Открыл им ворота к солнцу,
        Мечтой окрылил высокой?
        Кто лучший удмуртов друг?

- Спрашивает внук у деда. И дед ему отвечает:

"Сталин принес нам счастье,
        Сталин принес нам силу,
        Сталин принес нам славу, -
        Он наш учитель и друг".

Такие песни сложили все советские народы. И везде в этих песнях Сталин предстает как образ осуществленного счастья, расцветшей природы, счастливых, радостных людей и могучей, непобедимой родины.
        В многочиcленных произведениях народной поэзии выражено народное сознание того, что все изумительные превращения, происшедшие в стране и в жизни людей, являются прямым и непосредственным результатом деятельности вождя народа.
        В белорусской популярной песне "Лизавета" поется:

"Как в колхозе мы живем,
        Что когда сказал нам Сталин
        Слово ясное свое,
        Мы работать дружно стали
        И наладили житье.
        Что теперь мы всем богаты,
        К нашим девкам едут сваты
        В наших реках ходит рыба,
        Напоил посевы дождь.
        Говорим тебе спасибо,
        Наш родной любимый вождь".

И украинский колхозник, глядя на землю своей цветущей родины, поет о Сталине.

"Дал он в руки счастье,
        Вывел нас на свет...
        Твое имя Сталин,
        Знамя всех побед".

И азербайджанка Джамалиева, оглядываясь на себя и на счастливых своих подруг, обращается к образу Сталина:
        "Кто выводил на свет из тьмы и тебя и меня?" - спрашивает она в своей песне.
        - "Мы, я, мы, я - подруги и друзья".
        "Кто выводил на свет из тьмы и тебя и меня?" - спрашивает она вновь и отвечает: - "Сталин вывел на свет из тьмы и тебя и меня".
        В народной поэзии Сталин выступает как великий зодчий коммунистического общества, создатель счастливой жизни, мудрый отец народов СССР.
        Народный акын Казахстана - Джамбул Джабаев создал песню о большом караване, в котором одиннадцать союзных республик уподобляются каравану.

"Я вижу: идет по земле караван,
        И в том караване одиннадцать стран..."

Их ведет великий Сталин.

"Он гений и житель народной души,
        Он самый испытанный из кош-басши 1)
        Он знает звезду, что рубином цветет,
        И прямо к джайляу 2) ведет...
        Туда, где мечты поколений слились
        В джайляу веков - Коммунизм".

1) Кош-басши - водитель каравана.
2) Джайляу - место летнего кочевья.

В народной поэзии образ Сталина предстает как могучий образ созидания, творчества жизни. Этот образ отражен и в песнях народов о Сталинской Конституции. Творец Конституции воспевается в них как творец нового закона жизни - закона счастья.

"Закон, по которому радость приходит,
        Закон, по которому степь плодородит,
        Закон, по которому сердце поет,
        Закон, по которому юность цветет,
        Закон, по которому служит природа
        Во славу и честь трудового народа".

Образ Сталина всеобъемлющ, - он охватывает собой все стороны жизни советских людей, все достижения нашей родины. На всем виден отпечаток сталинского гения, его мудрой заботы о счастье народа, о благе и мощи советской родины.
        Образ Сталина окрашивает все жизнеощущение советского человека, делает мир прекрасным.

"По-иному светит нам
        Солнце на земле.
        Знать оно у Сталина
        Побыло в Кремле"

- поют украинские колхозники.
        Кумыкский ашуг из Дагестана Казияв Али в своей песне "Рай для нас" поет о том, как он ищет такие слова, которые с наибольшей поэтической силой передали бы облик народного вождя.

"День за днем я в трудных поисках хожу,
        Но сильней, чем "Сталин", слов не нахожу".

Чтобы ярче выделить образ Сталина, показать его мудрость, силу, величие, народ сравнивает Сталина со всем самым мощным и прекрасным, что есть в природе.
        Народная поэзия полна многообразными сравнениями, которые должны дать поэтические представления об облике вождя.
        Кабардинский народ поет: "Сталин - солнце золотое наше", эвенк сравнивает его с северным сиянием, житель Алтая с могучим кедром. В украинской песне о Сталине поется о ясном месяце, которому навстречу выходят звезды:

"То не звезды вышли в небо,
        Это - наши доли.
        Вывел их товарищ Сталин,
        Вывел из неволи".

Крымские татары сравнивают его образ с морем. В песне таджиков Сталин предстает в образе орла, "у которого есть миллионы верных и смелых орлят..."
        Сулейман Стальский видит образ Сталина в утренней звезде. Джамбул создает много прекрасных песен о Сталине, в них Сталин сравнивается и с океаном и с полярной звездой, и с горами, и с луной, и с солнцем, тем не менее Джамбул находит, что ни одно из этих сравнений не может передать образ Сталина.

"Не мог тебя я и с солнцем сравнить,
        Может и солнце порой изменить -
        Светит оно лишь в ясные дни...
        Сталин! Сравнений не знает старик...
        С родною домброй по степям я пройду,
        Сокровище слов в народе найду,
        Я песню посею в пылких сердцах,
        И вырастут песни степного певца.
        В песнях этих найдут поколенья
        Достойное Сталина сравненья".

Эти возвышенные сравнения, в которых народная поэзия стремится выразить могучие черты великого Сталина, не затемняют реальных и живых черт сталинского облика. Сталин предстает в народных песнях мудрым учителем, воспитателем народа, родным отцом всех трудящихся.
        С большой поэтической непосредственностью создает образ Сталина русская сказительница Марфа Крюкова:

"Глядит - правит страной заботливо
        Превеликий вождь, предобрый отец
        Еще славный, мудрый Сталин - свет,
        ...Он все слышит, - видит, как живет народ,
        Как живет народ, как работает.
        За хороший труд награждает всех
        Он в Москву к себе приглашает тех...
        Порасспросит, поразведает,
        Как работают, чем нуждаются,
        Сам дает советы мудрые..."

Сталин - это простой советский человек. И эту великую черту вождя народов - его гуманизм, его человечную близость всем простым людям, это величайшее соединение качеств народного вождя и человека из народа просто и ясно выразил в одной из песен Джамбул:

"Вчера я рядом с тем сидел,
        О ком я только в песнях пел,
        Я на него в упор глядел, -
        Он добрый человек.
        Любовь в лице его видна,
        Светлы глаза его до дна,
        В них разум, честь и глубина,
        Он вождь и человек".

Образ Сталина овеян всенародной любовью. Самые глубокие, самые сильные чувства любви, преданности, верности обращены к Сталину. Как живая кровь, чувство любви согревает все произведения народной поэзии о Сталине. Но, кроме того, народом создан ряд произведений, содержание которых целиком сосредотачивается на выражении народного отношения к Сталину.
        Народ сложил множество здравиц и песен-пожеланий Сталину.

"Жизнь твоя драгоценна!
        Пусть же будет она, жизнь твоя, долговечной,
        Нам, счастливым, на радость и на радость тебе!"

- поется в кабардинской здравице.

"Пусть сладостны будут хлеб его, соль и вода", - поется в татарской песне.
        Народы зовут Сталина в гости, чтобы он увидел их счастливую жизнь. Зовут к себе донские казаки, зовут лезгины, зовут туркмены.
        Увидеть Сталина - величайшее счастье, заветная мечта советского человека.
        В украинской песне поется, как размечталась звеньевая о том, чтобы на слете стахановцев увидеть Сталина.

"Над Кремлем звезда сияет.
        Все знакомы - весь ЦК.
        Сталин ласково встречает,
        Узнает издалека".

В Белоруссии поется популярная замечательная песня "Проводы" о том, как "В гости к Сталину Аксинью провожали".
        В татарской песне говорится: "Мне бы хотелось около Сталина побывать, мне бы хотелось Сталина в щеку поцеловать".
        В русской частушке страстное желание увидеть вождя выражено такими словами:

"Не печаль меня, подружка,.
        Я уж припечалена:
        Я на съезде не была,
        Не видала Сталина".

В колыбельных песнях матери поют детям о Сталине. Мордовка поет, качая сына на своих руках: "...Сталин будет первым словом на твоих губах",
        В черкесской колыбельной мать мечтает о будущности сына:

"Отличишься на работе
        И не сдашь в бою,
        И пожмет наш Сталин руку,
        Рученьку твою".

Так образ Сталина пронизывает всю народную поэзию, и везде, где этот образ выступает, он окрашивается живым чувством любви и преданности народа своему великому вождю.
        За Сталина люди из народа готовы отдать свою жизнь. Это чувство беззаветной преданности вождю прекрасно передано в лакской песне:

"Идут за тобой
        Миллионы людей, -
        И тот, кто однажды
        Пошел за тобой,
        Скорее умрет,
        Чем покинет твой путь".

Образ Сталина в народной поэзии выступает как образ народного вождя, в котором исчерпывающе выразился всенародный характер, исторический гений народа. В Сталине проявляют себя типические черты всего народа. Жизнеощущение, судьба, интересы многомиллионных народов Советского Союза с классической полнотой и эпической силой воплотились в индивидуальном облике Сталина.
        И когда советский человек хочет с предельной ясностью и силой выразить свои чувства высокого патриотизма, любви к родине, преданности партии Ленина-Сталина, он, как в узбекской народной песне, говорит:

"Тогда произношу я "Сталин",
        И в этом выражаю все".

Дальше: За большевистское воспитание красноармейцев и младших командиров.