К оглавлению...

Приобрел вкус к изучению марксизма-ленинизма
          Старший лейтенант А. Норкин.

За год самостоятельной работы над изучением "Краткого курса истории ВКП(б)" я намного вырос и расширил свои познания.
        Работая над "Кратким курсом", я приобрел вкус к изучению марксизма-ленинизма". За год я прочитал следующие произведения: Ленин - "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Материализм и эмпириокритицизм", К. Маркс - "Нищета философии", Ф. Энгельс - "Развитие социализма от утопии к науке", Плеханов - "Против философского ревизионизма", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю".
        Чтобы показать, насколько полезно дополнительное чтение первоисточников марксизма-ленинизма при изучении истории нашей партии, я приведу два примера.
        1. В "Кратком курсе", на стр. 11, сказано: "Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата, в противовес социалистам-утопистам, первые разъяснили, что социализм - не выдумка мечтателей (утопистов), а необходимый результат современного капиталистического общества".
        Меня заинтересовал вопрос, кто же такие социалисты-утописты? На этот вопрос я нашел ответ в книге Ф. Энгельса "Развитие социализма от утопии к науке". Я узнал о трех великих социалистах-утопистах: Фурье, Сен-Симоне и Оуэне, о их учении, как важнейшем источнике научного коммунизма. О них Энгельс писал:
        "...Немецкий теоретический социализм никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна, трех людей, которые при всей фантастичности и всем утопизме своих учений принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество положений, правильность которых мы доказываем теперь научно" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. ХЧ, стр. 142).
        Я понял, что социалисты-утописты создавали свое учение в тот период, когда борьба между пролетариатом и буржуазией только еще начиналась, когда пролетариат не был еще готов к самостоятельным действиям. Утописты не видели в пролетариате действительной исторической силы, призванной уничтожить капитализм и построить социализм. И поэтому они вместо организации пролетариата занимались составлением планов наилучшего общественного устройства и обращались за осуществлением этих планов ко всему обществу и преимущественно к господствующему классу. В этом и был их утопизм.
        2. При изучении IV главы "Краткого курса" передо мной стал вопрос: почему Маркс и Энгельс, опираясь на диалектику Гегеля, материализм Фейербаха, перерабатывают это учение, отбрасывают гегелевскую идеалистическую шелуху, идеалистические и религиозно-этические наслоения Фейербаха, берут рациональное, основное зерно и развивают материализм и диалектику дальше, придавая ей современный научный вид?
        Ответ на этот вопрос дали мне произведения: Плеханова "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", Ф. Энгельса - "Развитие социализма от утопии к науке". Из этих книг я узнал, что материализм Маркса и Энгельса явился результатом критического обобщения огромного опыта научного и общественного развития, результатом творческого обобщения международного рабочего движения.
        До выпуска "Краткого курса истории ВКП(б)" я несколько лет в кружках изучал историю нашей партии. Каждый год изучение истории партии начиналось сначала. В итоге я только поверхностно знакомился с материалом, мало работал самостоятельно, недостаточно повышал свой уровень.
        Изучая "Краткий курс истории ВКП(б)", я читаю и другую литературу, стараясь найти ответы на неясные мне вопросы. Слушая лекции, я конспектирую их в черновой тетради, а дома переписываю набело с добавлением материалов из прочитанных книг.
        Каждый вечер я просматриваю ряд газет и журналов, в которых часто помещаются ценные статьи в помощь изучающим историю ВКП(б).
        Эти статьи я вырезаю, выбирая из них нужный материал. В отдельную тетрадь выписываю цифры, факты, характеризующие тот или иной период в истории партии. Все это помогает мне более правильно и глубоко понять содержание "Краткого курса истории ВКП(б)".

Дальше: Неиссякаемый источник знаний.