Юный ленинец Павел Морозов

Размер: 13,9kb,203x300x100dpi

ВИТАЛИЙ ГУБАРЕВ.
        Осенью 1932 года я приехал в деревню Герасимовку. В сельсовете мне показали, где живет пионер Яков Юдов.
        - Он был другом Павла Морозова и все расскажет...
        Низенький, светловолосый Яша Юдов встретил, меня молчаливо. Было видно, что ему тяжело вспоминать.
        - А ты откуда? - тихо спросил он.
        - Из "Пионерской правды". Он быстро взглянул на меня и, помедлив, сказал:
        - Пойдем в тайгу... Я покажу, где его убили. - У Яши дернулась бровь. - Напиши, чтоб все ребята знали... какой он был пионер...

***

У Трофима Морозова было четверо детей: Паша, Федя, Алеша и Рома.
        Яша дружил с Павликом. Им обоим было по 13 лет, они учились в одном классе. А остальные три брата были еще маленькими.
        Яша часто бывал у Морозовых. Трофим в ту пору был председателем герасимовского сельсовета.
        До этого года в Герасимовке не было пионеров. А когда приехала новая учительница-комсомолка, в школе организовался отряд. Когда выбирали председателя, все закричали: "Пашу Морозова, Павлика!"
        Лучшего председателя для отряда и найти было трудно. Все в школе любили Павла. Он прекрасно учился и помогал другим. А если в праздничный день собирались ребята в лес или на озеро, - значит, наверняка это Павлик придумал.
        Подошло лето. Учительница уехала на каникулы в город. Павлик остался в отряде самым старшим.
        Однажды к ночи собралась гроза. Зашумела тайга, засверкали молнии.
        Яша долго не ложился, сидел у огонька и читал. Все в избе уже спали, когда в сенях кто-то постучал. Яша удивился: "Кому бы это быть в такую погоду?"
        - Открой скорей! - Павел мокрый вошел в избу и прислонился к печи. Взглянул на него Яша - испугался. Лицо у Павла было белее полотна, и смотрел он как-то странно.
        - Пашка, ты что?
        Павел разжал кулак и протянул смятую бумажку. Это было удостоверение на имя одного человека; там говорилось, что он уезжает из Герасимовки по собственному желанию. А внизу печать и подпись: "Председатель сельсовета Т. Морозов".
        - Это, - шепнул Пашка, - отец кулакам продает. Сейчас сам видел.
        Неподалеку от Герасимовки жили высланные с Кубани и Украины кулаки. Их сюда выслали, потому что они вредили в колхозах. Вот этим-то врагам
        Трофим Морозов продавал удостоверения, и они могли ехать, куда захотят, и снова вредить.
        Долго молчали мальчики. Потом Павлик сказал:
        - Сегодня переночую у тебя, А завтра в район махну... Все расскажу.
        Наутро Павлик отправился в город.
        Потом был суд. Паша выступал свидетелем. Он стоял перед судейским столом, смотрел прямо и смело и громко говорил:
        - Дяденька судья! Я выступаю не как сын, а как пионер. И я прямо говорю: мой отец - предатель и враг советской власти.
        ...Суд приговорил Трофима Морозова к десяти годам тюрьмы.
        Когда арестовали Трофима, дед Серега и бабка Ксения, возненавидели внука.
        Изба деда Сереги рядом с избой Павла. Дед долго не приходил. Но однажды, когда Яша сидел у Павлика, открылась дверь, и вошел дед Серега. С ним был Данила, двоюродный брат Павлика, парень лет 19; он с детства жил у деда. Увидев их, Павлик испуганно схватил Яшу за руку...
        - Татьяна, - сипло сказал дед. - У тебя больше нет хозяина. Я старшой остался и буду за хозяина. Слышь? Надо наши хозяйства соединить.
        Она молчала. Паша с тревогой смотрел на мать. Много раз рассказывал он ей о колхозе, о том, как хорошо будет в нем жить. Что же она сейчас ответит деду? Ведь соединиться с ним - значит батрачить на него. Вся деревня знала, какая жила дед Серега.
        - Ну! - понукал дед. Тут вперед дернулся Паша.
        - Маманька! - крикнул он. - Не соединяйся!.. Скоро в деревне колхоз будет...
        Дед смолчал. Только брови насупились еще больше. Татьяна кивнула на Пашу.
        - Ему видней, - тихо сказала она.
        - С голоду подохнешь! - зашипел дед и вышел. А Данила погрозил кулаком:
        - Предатель отцовский! Подожди!
        В тот же вечер Данила поймал Пашу на улице и побил.
        Посреди Герасимовки - большой дом Арсения Кулуканова. Богаче всех был Кулуканов. Половина Герасимовки в старое время батрачила у него. А числился он в сельсовете середняком. Так записал его Трофим Морозов, когда был председателем. Кулаки хорошо платили ему за дружбу.
        Но вот выбрали в деревне нового председателя. Кулуканова, конечно, об'явили кулаком. Его уже не боялись. Стали наши жители поговаривать, как организовать в деревне колхоз.
        Однажды Паша рассказал Яше, что ночью во дворе у деда был шум. Через забор Паша видел, как дед прятал у себя в сарае вещи Кулуканова. Зачем кулаку прятать вещи у соседа? Ясно, боится, что его раскулачат.
        - Данила видел меня, - сказал Паша, - только я все равно все сообщу в сельсовет...
        На другой день милиция сделала обыск во дворе у деда Сереги и нашла вещи Кудуканова.
        С того дня, как арестовали отца, Павлик стал молчаливее и задумчивее. Словно повзрослел сразу. Да он и был теперь старшим в семье. Много помогал матери по хозяйству, ухаживал за младшими братишками. Но по-прежнему аккуратно приходил он на пионерские сборы, и еще больше, чем прежде, уважали ребята своего председателя. А в деревне его стали звать "Пашкой-коммунистом".
        В эти дни отряд писал плакаты и лозунги о колхозе и хлебозаготовках. На некоторых воротах пионеры приклеивали такие надписи: "Здесь живет зажимщик хлеба". Паша узнал, что Кулуканов прячет хлеб в яме. Сообщил об этом в сельсовет.
        Подошла осень. Теплая, тихая. Как-то среди дня к Яше пришел Павлик с Федей.
        - Яшка, пошли за клюквой?
        Яша как раз был чем-то занят и не пошел. Они одни ушли. И больше домой не вернулись. Что такое? Где они? Стали искать, все обыскали и через три дня нашли их в лесу изрезанными... Негодяи не пощадили даже восьмилетнего Федю, чтобы он не раскрыл преступления...
        Те дни прошли будто в тумане. Когда Яша увидел мертвого друга, он не смог плакать: слез не было. Почти в беспамятстве он кричал что-то про Кулуканова, про деда Серегу, про бабку в Данилу. Но и без него вся деревня знала, кто убийцы...

***

Врагов народа - убийц Павлика Морозова пролетарский суд приговорил к расстрелу.
        С тех пор пошел седьмой год. В Герасимовке теперь колхоз имени братьев Морозовых. Хорошо живут колхозники.
        Вырос Яша Юдов. Сейчас он служит в Красной Армии и готов защищать нашу родину от всех врагов.

Павел Морозов на суде

Кто будет участвовать
на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке

ПЯТЬ ЛЕТ шефствуют над колхозными телятами пионеры Кесовогорской школы, Калининской области. Они уже вырастили 144 телят.
        Первыми за это взялись Коля Кузьмин и Витя Войдальский. Правительство наградило их орденом "Знак почета".
        Сейчас Витя и Коля уже окончили школу и учатся в Ленинграде. Но пионеры их отрада до сих пор продолжают шефствовать над колхозными телятами. Эти ребята получили право участвовать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
        ТАНЯ КОВАЛЬ (город Шах-. ты, Ростовской области). Она сделала действующую модель самолета "аэроопылитель" У-2-АП. Модель Тани всего в пять раз меньше натуральной величины.
        Такие самолеты применяются для уничтожения вредителей сельского хозяйства. На самолете устанавливаются приборы, опрыскивающие поля химическими веществами, которые и убивают вредителей.

Размер: 29,2kb,400x341x100dpi

Участники Всесоюзной сельскохозяйственной выставки КОЛЯ БАКИН и АНЯ ИВАШКИНА (Кесовогорская школа Калининской области) взвешивают своего подшефного теленка.

ОБО ВСЕМ ПОНЕМНОГУ

БЕЛУХА

Смазочное масло которое не застывает на холоде, приводные ремни, мясные консервы, вкусную колбасу, пуговицы, гребенки - вот сколько нужных вещей дает нам белуха - малоизвестное морское млекопитающее животное, родственница дельфина. У белухи не пропадает ничего: даже кости и остатки туши, и те перерабатываются на удобрения и питательную муку для домашней птицы. Водится белуха в Северном Ледовитом океане.
        Белуха достигает длины 5-6 метров, а веса 800-1.000 килограммов.

ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

Стенки этой вешалки - из чисто оструганной тонкой доски. По бокам задней стенки вырежьте два углубления. Смажьте их столярным клеем и вбейте в них выступы боковых стенок.
        В боковых стенках закрепите круглую, хорошо прочищенную стеклом или стеклянной бумагой палку вешалки.
        Фигуры животных и растений надо выпилить из фанеры и наклеить на доску.
        С задней стороны вешалки прибейте две петли и повесьте ее на стенку.
        Не забудьте окрасить вешалку.

В свободную минуту

ЧТО ЗДЕСЬ НАПИСАНО?
Придумал АНДРЕЙ СИНЯВСКИЙ. Орловская область.

ЗАГАДКА
        Целиком меня возьмете -
        Ростом буду с комара.
        Половину оторвете -
        Великаном стану я.

МЕТАГРАММА
        Придумал ШУРА КУЗИН. Ивановская область, село Шихобалово.
        С "п" - на дереве весною,
        С "т" - писать кончаешь мною,
        С "б" - я тара в магазине,
        С "к" - в болотистой низине.

Вся Пионерка

Уполномоченный Главлита: Б-5875
Полоса подготовлена: S.N.Morozoff