ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ПО НОВОМУ

КОЛЛЕКТИВ НА ПОДРЯДЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
ВСЕСОЮЗНЫЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ
ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХОЗРАСЧЕТА

Как уже сообщалось ("Труд", 22 марта), ВЦСПС состоялся Всесоюзный семинар-совещание по вопросам развития внутрипроизводственного хозрасчета, коллективного подряда в народном хозяйстве.

Мощный рычаг развития инициативы
        Осуществляемая сегодня радикальная экономическая реформа, отметил в докладе на семинаре-совещании секретарь ВЦСПС К. Турысов, охватила все сферы народного хозяйства. В условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования уже работает более 76 тысяч коллективов объединений, предприятий, колхозов, совхозов, других организаций, где трудится около 51 миллиона человек. На их долю приходится более 60 процентов промышленного и сельскохозяйственного производства. На самофинансировании работает свыше половины предприятий бытового обслуживания, около 35 процентов подрядных строительно-монтажных трестов.
        Исходным пунктом перестройки управления, преобразований хозяйственного механизма, как было подчеркнуто на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, выступает основное звено экономики - предприятие и объединение. Законом СССР о государственном предприятии (объединении) для них созданы благоприятные экономические условия, предоставлены широкие права. Одновременно повышена их ответственность за конечные результаты деятельности.
        Все это в сочетании с самоуправлением трудовых коллективов становится мощным рычагом, побудительной силой для раскрытия предприимчивости и инициативы трудящихся, активизации человеческого фактора. Однако привести этот механизм в действие можно лишь в том случае, если принципы хозяйственного расчета будут пронизывать все звенья предприятия вплоть до бригады и рабочего места.
        Вот почему перед хозяйственными руководителями, советами и комитетами профсоюзов встала задача уже в этом году осуществить подлинный перелом во внедрении внутрипроизводственного хозрасчета и коллективного подряда, обеспечить его повсеместное и эффективное применение.
        Правильность постановки такой задачи, ее реальность подтверждают практика работы, опыт внедрения внутрипроизводственного хозрасчета в коллективах, подчеркнул далее докладчик. Объективных причин, сдерживающих внедрение хозрасчета и подряда, нет. Те трудности, на которые порой ссылаются для оправдания своей бездеятельности, характерны сегодня для предприятий всех отраслей. Однако они не являются препятствием для многих коллективов, успешно применяющих хозрасчет и подряд.
        Примеров этому немало. Широко известны системы хозрасчетных отношений, действующие в коллективах производственных объединений "ЗИЛ", "АвтоВАЗ", Угличском - "Чайка", Куйбышевском - "Завод имени Масленникова", ульяновском заводе низковольтной аппаратуры "Контактор" и многих других.
        С большой ответственностью к внедрению внутрипроизводственного хозрасчета подошли многие министерства, ЦК профсоюзов. Серьезную организаторскую работу по внедрению хозрасчета проводят Госстрой СССР, строительные министерства и ЦК профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов. Успешное развитие получили хозрасчет и коллективный подряд на предприятиях лесной промышленности.
        В колхозах и совхозах все успешнее применяется перспективная форма организации внутрихозяйственного расчета и оплаты труда на основе распределения валового дохода с применением внутрихозяйственных (договорных) цен. Расширяется сфера применения семейного и арендного подрядов.
        Однако, отмечалось в докладе, если оценивать ситуацию по народному хозяйству в целом, то вся эта работа продвигается крайне медленно.
        Взять хотя бы первичную ячейку производства - бригаду. По данным статистики, только в промышленности создано более 1,5 миллиона бригад, объединяющих почти 80 процентов рабочих. Цифры вроде впечатляющие. Вместе с тем лишь немногим более трети бригад работают на хозрасчете и только около 5 процентов из них переведены на подряд. На предприятиях Минстанкопрома, Минудобрений, Минчермета число хозрасчетных бригад не превышает 20-30 процентов.
        Возникает парадоксальная ситуация: предприятия переведены на полный хозрасчет и самофинансирование, а в их основных звеньях - бригадах, участках, цехах - хозрасчет должного развития не получил.
        Не произошло коренной перестройки и в планировании. По-прежнему оно идет сверху, не оставляя предприятиям самостоятельности в разработке своих производственных программ. Взять, к примеру, систему госзаказов. Зачастую включаемые в них номенклатура и объемы не дают коллективам возможности для проявления инициативы, н" учитывают производственные мощности предприятий.
        Нередко недостатки в планировании допускаются и на предприятиях. Показатели работы первичных звеньев зачастую не согласованы с показателями участка, цеха, предприятия в целом. Многие бригады не имеют стабильных планов по росту производительности труда, номенклатуре изделий, экономически обоснованных норм расхода сырья и материалов.
        Серьезным тормозом остаются недостатки в материально-техническом обеспечении. В центральные государственные и хозяйственные органы, в ВЦСПС идет поток жалоб с мест на плохое снабжение, несбалансированность планов производства и выделяемых материальных ресурсов. Госснабу СССР следует более активно и более продуктивно вести работу по улучшению организации материально-технического снабжения.
        Основой планирования, объективной оценки и стимулирования результатов деятельности структурных подразделений предприятий являются трудовые, материальные и финансовые нор. мы и нормативы, стабильные нормативы образования фонда заработной платы, фондов поощрения. Однако нормативная база далеко не совершенна. Во многих коллективах бригад, цехов нет связи между получаемыми средствами в фонды экономического стимулирования и результатами работы. Даже на таком широко известном в стране объединений, как Северодонецкий "Азот" фонд материального поощрения структурным подразделениям планируется пропорционально фонду заработной платы. Немало и фактов, когда эти средства в структурных единицах вообще не формируются.
        Много недоработок в вопросах повышения стимулирующей роли зарплаты. Премиальные положения нередко перегружены показателями, недостаточно решительно ведется переход от индивидуального премирования к начислению премий коллективам структурных подразделений. Не произошло существенных изменений и в стимулировании за экономию материальных и топливно-энергетических ресурсов. Можно ли тут серьезно говорить о стимулах, если средне, годовой размер премий за экономию конкретных видов материальных ресурсов на одного работника составляет в народном хозяйстве... 17 копеек в месяц? Часто приходится слышать, что такое положение объясняется отсутствием средств учета в структурных подразделениях, в том числе бригадах. Действительно их не хватает. Но многие и при таком положении на. ходят выход. На ряде предприятий премии за экономию ресурсов начисляют более крупным подразделениям (участкам, цехам, производствам) с последующим ее распределением по экспертной оценке между коллективами бригад с учетом их вклада в экономию.
        Говоря о роли экономических служб предприятий во внедрении хозрасчета, докладчик подчеркнул: преобладание в прошлом административно-нажимных методов руководства сказалось на характере их работы. Они в основном стали исполнителями инструкций и циркуляров, мало занимаясь экономической работой, научной организацией труда. Сейчас этим службам нужно уделить особое внимание, позаботиться об их укреплении, обеспечении всеми нормативными документами. Надо организовать систематическую учебу работников, их стажировку на передовых предприятиях. Существенную помощь в этом могут и должны оказать ведущие экономисты министерств и ведомств, ученые. Надо подумать также о повышении престижа труда экономистов предприятий.
        Для решения всех вопросов, возникающих при переходе пред, приятии на полный хозрасчет и самофинансирование, необходимо в полную силу использовать возможности отраслевой науки. Необходимо, чтобы научно-исследовательские, проектно-технологические институты одновременно с проектированием технологии обеспечивали бы обязательность применения требований передовой организации труда, коллективного подряда. Было бы целесообразно возложить на отраслевые центры по организации труда функции проектирования и внедрения подрядных форм организации труда, практиковать создание при них временных творческих хозрасчетных коллективов по оказанию помощи предприятиям и организациям во внедрении внутрипроизводственного хозрасчета и коллективного подряда. НИИ труда Госкомтруда СССР, Научный центр ВЦСПС должны активнее включиться в эту работу.
        Резко возрастает роль в развитии внутрихозяйственного расчета и коллективного подряда министерств, центральных комитетов и советов профсоюзов. Они не должны выступать в качестве контролеров, а оказывать методическую, практическую помощь трудовым коллективам помощь первичным профсоюзным организациям в решении конкретных вопросов, возникающих при внедрении хозрасчета и коллективного подряда, проводить обмен опытом работы.
        Широкое внедрение хозяйственного расчета остро поставило вопрос о необходимости повышения уровня экономических знаний. Сейчас в стране развернута работа по экономическому всеобучу. Но сделано пока очень мало. За последнее время работники ВЦСПС, центральных комитетов профсоюзов побывали почти на 150 предприятиях страны и мнение у них, в основном, одинаковое: организация экономического всеобуча в школах социалистического хозяйствования, как правило, современным требованиям не отвечает.
        На ряде предприятий учеба началась с опозданием. Не хватает учебных пособий, контроль за проведением занятий не налажен. Занятия часто сводятся к "накачкам", назидательным монологам пропагандистов. Неудивительно поэтому, что многие рабочие в ряде случаев относятся к учебе безразлично, на занятия идут с неохотой. Здесь нужна кропотливая разъяснительная работа. В коллективах необходимо создать такую атмосферу, чтобы у каждого появилась внутренняя потребность в овладении знаниями. Надо привить людям вкус к экономической учебе.
        Внедрение внутрипроизводственного хозрасчета и коллективного подряда создает реальные возможности для дальнейшего развития самоуправления. Как показывает практика, трудовые коллективы хозрасчетных и подрядных ферм, бригад, участков, цехов прочно занимают свое место в управлении всеми делами.
        Активно заявляет о себе новый общественный орган - совет трудового коллектива.
        Внедрение внутрипроизводственного расчета, подряда должно проводиться одновременно с перестройкой всей системы социалистического соревнования. Особенно важно это сейчас, когда в стране ширится соревнование в честь XIX Всесоюзной партконференции, на которой будут всесторонне проанализированы итоги трех лет работы в условиях перестройки, определены дальнейшие пути развития страны.

Экономический интерес
        Проанализированные в докладе вопросы внедрения внутрипроизводственного хозрасчета, подряда получили свое продолжение в выступлениях участников семинара-совещания. Заместитель председателя Госкомтруда СССР Б. Гаврилов подробно остановился на том, какое место занимает подряд в новом хозяйственном механизме.
        По сути, подряд для промышленного предприятия, сказал он, это вторая модель полного хозрасчета, базирующаяся на нормативном распределении дохода. Такое определение дано Основными положениями о коренной перестройке управления экономикой, утвержденными июньским Пленумом Центрального Комитета партии. Эта модель определена как наиболее перспективная. Однако сегодня многие предприятия и организации при переходе на хозяйственный расчет еще используют первую модель. Последовательно переводя на подряд бригады, участки, цехи, мы должны создать условия для перехода в следующей пятилетке большинства их на вторую модель хозяйственного расчета. То есть следует идти снизу, от подрядных коллективов бригад, участков, цехов и выводить на вторую модель предприятия в целом..
        Работа в новых условиях, отметил далее Б. Гаврилов, требует изменения методов и форм управления, в том числе в развитии хозрасчета, подряда. Прежние методы административного нажима, когда устанавливали сверху директивные показатели по каждому министерству, предприятию, и нужно или не нужно, а внедряй обязательно, сегодня не годятся. Это привело бы к погоне за охватом, за цифрой в отчете. Сейчас мы говорим: не директивы, а экономический интерес должен заставлять коллективы внедрять новые формы организации труда. И важнейшая задача Комитета по труду, министерств, ЦК профсоюзов - обеспечение практической помощи объединениям и предприятиям во внедрении внутрипроизводственного хозрасчета, подряда.
        Точка зрения, высказанная заместителем председателя Госкомтруда Б. Гавриловым о том, что внедрение подряда должно идти снизу, дала на семинаре-совещании повод для острой дискуссии.
        - Опасаюсь, что этот принцип может нас подвести, - высказал мнение заместитель министра автомобильной промышленности В. Новиков. - При переводе бригад, участков, цехов будет постоянно возникать проблема: как уложиться в фонд зарплаты предприятия, объединения. Это серьезный и острый вопрос. Мы сейчас построили имитационную модель и, прежде чем переводить предприятия на вторую форму, будем тщательно все просчитывать.
        - У нас уже есть предприятия, действующие по второй модели,- рассказывает директор Центра научной организации труда цветной металлургии Б. Котляр, - и практика показывает, что без соответствующей нормативной базы, достаточно высокого уровня планирования и управления перевод низовых звеньев на подряд малоэффективен.
        Мы сейчас чаще действуем по наитию, методом проб и ошибок. Загляните в квалификационные характеристики, утвержденные Госкомтрудом. Вы не найдете в них ни слова об обязанностях руководителей - главного экономиста, бухгалтера, механика, энергетика и так далее - по внедрению коллективного подряда. К чему это приводит? Зачастую - к дублированию в работе, искажению хозрасчетных принципов, формальному, ради "галочки" их внедрению. А порой - и так, к сожалению, бывало - к злоупотреблениям.
        Но значит ли это, что бригады должны ждать, пока там, "наверху", во всем разберутся?
        - Нет, мы не можем и не хотим ждать, - такова позиция бригадира тракторно-полеводческой бригады колхоза имени Ленина Московской области В. Дрозенко. Этот коллектив перешел на подряд в то время, когда в колхозе не особенно спешили расстаться с прежними формами организации и оплаты труда.
        Что дал бригаде первый год работы по-новому? По словам бригадира, люди как будто заново стали учиться ходить. Ведь вот что оказалось: работали много лет в одной бригаде, а коллективом по сути не были. Каждый отвечал только за самого себя и, болея, конечно, душой за всех, не был тем не менее заинтересован экономически в общем успехе. И даже при той неподготовленности колхоза к подряду, в условиях которой создавалась бригада нового типа, ее доходы резко возросли, а расходы - сократились. Сработал человеческий фактор.
        - Мы перешли на подряд в 1978 году, - сказал один из зачинателей этого метода, бригадир Криворожского горно-обогатительного комбината, Герой Социалистического Труда П. Гиль. - И это сразу дало мощный импульс производительности. С тех пор организация труда, состав бригады менялись неоднократно, но принцип оставался один: коллективная ответственность, и темпы работы постоянно растут. Достаточно сказать, например, что бригада, взяв обязательство выполнить план двух лет пятилетки к 7 ноября, вышла на этот рубеж еще в августе прошлого года.
        Итак, аргументы у обеих сторон достаточно убедительны. Где же истина?
        - Наверное, - подвел итог дискуссии К. Турысов, - движение должно быть встречным. Бригадам, цехам - выходить на подряд, службам управления - создавать для этого все условия, занимая свое место в хозрасчетных отношениях.

Ответственность - взаимная
        На семинаре-совещании состоялся конкретный разговор о проблемах развития внутрипроизводственного хозрасчета, коллективного подряда. Вот что рассказал, например, председатель профкома Московского инструментального производственного объединения "Фрезер" А. Максименко.
        Первые месяцы работы выявили ряд трудностей и нерешенных проблем. Взять хотя бы систему претензий между хозрасчетными коллективами, между ними и администрацией. Каким должен быть размер предъявляемых штрафов и санкций? Одному из структурных подразделений в январе текущего года было предъявлено санкции на 6 тысяч 700 рублей, а весь фонд материального поощрения составил там 5,9 тысячи... Проблема эта не новая. С ней уже сталкивались новосибирцы, когда внедряли коллективный подряд в цехах и на участках. Но до сих пор не выработано никаких рекомендаций. Наверное, Госкомтруду СССР следует помочь предприятиям в решении таких вопросов.
        И еще вопрос Госкомтруду. Внедрению внутрипроизводственного хозрасчета мешает предельный уровень заработной платы (совместно с пенсией). Средний возраст коллектива "Фрезера" - 50 лет, много работающих пенсионеров. А в улучшении результатов своей работы они материально не заинтересованы.

Трудовой вклад и зарплата
        - Внедрением хозяйственного расчета мы занимаемся с 1975 года, - сказал заместитель генерального директора Сумского НПО имени М.В. Фрунзе В. Москаленко. - Остро стоит вопрос оценки эффективности работы предприятия и его структурных подразделений. Как оценивать их вклад, как и за что поощрять? Проблема первостепенная. На объединении создали разветвленную систему нормативов потенциальной возможности. Что это такое? По каждому направлению деятельности - использованию мощностей, качеству продукции, эффективности производства разработаны нормативы, которые показывают максимум того, что в данных производственных условиях можно сделать. Это - объективный показатель. Теперь смотрим, сколько сделало то или иное подразделение. Сделанное - в числитель, максимум - в знаменатель, вот и оценка труда подрядного коллектива.
        Вопросы оценки трудового вклада также затронула в своем выступлении начальник пошивочного цеха Минского объединения "Луч" Л. Петровская.
        Здесь, как, впрочем, и в любом подрядном коллективе, стремятся выполнить задание меньшей численностью. Один из путей - совмещение профессий. Это учитывается при оплате труда. Коэффициент трудового участия каждого здесь складывается из трех коэффициентов. Первый - коэффициент совмещения. Он стимулирует высокую маневренность и взаимозаменяемость в коллективе.
        Какие же два других? Это коэффициент качества труда и коэффициент активности. Помог товарищу освоить специальность - получил плюс, сделал другое доброе дело - еще плюс. Ну а потом все три коэффициента складываются - это и есть КТУ.
        Система имеет важное преимущество: если допустил где-то промах, можешь "реабилитировать" себя в другом, повысить свой КТУ, а значит, и заработок.
        - А вот в торговой сети Белоруссии оценку трудового вклада предельно упростили, - сказала начальник управления труда и зарплаты Минторга БССР Н. Середа. - Коллективный заработок делят не в процентах и не в коэффициентах - прямо в рублях. Если коллектив небольшой и каждый у всех на виду, это удобный способ. Собираются вместе и решают: с тебя десятку за то-то и то-то снимаем, тебе за то-то и то-то даем. 12 тысяч человек уже приняли такой метод, жалоб практически нет. На кого жаловаться - ведь сами и решают.
        - Хотел бы остановиться на некоторых вопросах материального стимулирования труда в условиях подряда, - начал свое выступление главный экономист колхоза имени Карла Маркса Воронежской области О. Лепендин. - У нас труд коллектива или отдельного работника оценивается не по окладам за отработанное время, не по расценкам за выполненный объем работ, а при помощи цен, установленных на производимую продукцию. Из полученной выручки работники рассчитываются за использованные материальные средства, а разница составляет их фонд вознаграждения, в этих условиях работник становится подлинным хозяином производства, который материально отвечает как за получение продукции, так и за расходование ресурсов, средств.
        Вопросы развития сельского подряда были подняты также в выступлении бригадира подрядной тракторно-полеводческой бригады колхоза имени Ленина Московской области В. Дрозенко. Он, в частности, говорил о трудностях с учетом и планированием. В значительной мере они объясняются отсутствием нормативов - практически нет нормативов на ремонт и содержание автотракторного парка, сельскохозяйственной техники, оборудования, использования энергетических ресурсов и т.д. Не отвечает требованиям сегодняшнего дня инженерное обеспечение учета. Все это во многом затрудняет переход на оплату труда от валового доход?
        Сельская тема была продолжена в выступлении председателя колхоза им. Сильницкого Витебской области, Героя Социалистического Труда Е. Кимстача. Он поделился, в частности, опытом организации семейного подряда в животноводстве.
        Доход семей зависит не только от количества произведенной продукции, но и от затрат на ее производство.
        В течение года оплата труда производится только за продукцию по расценкам, установленным с учетом нормы закрепления скота и запланированной продуктивности. Окончательный расчет в конце года производится по прогрессивно возрастающим расценкам (с учетом достигнутой продуктивности). Внедрена чековая форма контроля затрат. Все это стимулирует резкий рост эффективности производства. Так, семья Максимовых обслуживает 120 голов телочек на доращивании. Сэкономили корма 118 центнеров кормовых единиц, себестоимость одного центнера привеса составила 165 рублей 57 копеек. По результатам работы за прошлый год семье начислено свыше 1500 рублей доплаты. Среднемесячная зарплата семьи с учетом доплат составляет 600 рублей Выгодно семье, выгодно и колхозу.
        - А у нас такая новинка, - сказал заместитель генерального директора Львовского производственного объединения "Конвейер" А. Проскурин. - Мы ввели систему "плавающих" окладов для мастеров, размеры которых зависят от конечных результатов. Если участок, возглавляемый мастером, сработал ритмично, то его оклад увеличивается на 60 рублей. Если же нет - уменьшается на ту же сумму.
        Вместе с тем, отметил он далее, у коллектива есть немало трудностей, проблем. Сложилась такая ситуация, когда предприятие, выполняющее своевременно планы поставок своей продукции, оказывается не выполняющим план по реализации продукции и, как следствие, по прибыли из-за того, что многие заказчики неплатежеспособны.
        Этот вопрос надо решать.

* * *

Ряд выступлений на семинаре-совещании был посвящен рассказу о конкретном опыте организации работы структурных подразделений в условиях внутрипроизводственного хозрасчета и коллективного подряда. Об этом, в частности, говорили председатель ЦК профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов А. Яковлев, председатель Госкомтруда Казахской ССР С. Джандосов, начальник отдела управления Одесского станкостроительного производственного объединения Н. Ворожбин, заместитель генерального директора НПО "Аналитприбор" (Тбилиси) В. Матинян и другие.
        В ходе семинара-совещания был поставлен ряд других сложных и острых вопросов, связанных с одной из центральных проблем перехода предприятий на новые рельсы хозяйствования - внедрением хозрасчетных отношений на уровне производственных звеньев - бригад, участков, цехов. Намечены пути дальнейшего совершенствования, расширения масштабов этой работы, главный смысл которой состоит в том, чтобы новые, прогрессивные формы организации труда стали подлинной основой современного механизма хозяйствования.

Размер: 32,8kB, 450x345x100dpi

На снимке: Герой Социалистического Труда, бригадир Криворожского горно-обогатительного комбината П. Гиль и председатель колхоза им. Сильницкого Витебской области Е. Кимстач.
Фото Н. ПРИВАЛОВА.

Размер: 39,0kB, 333x450x100dpi

В зале заседания
Фото Н. ПРИВАЛОВА.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
        ГОСКОМИТЕТУ ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ Отраслевая наука зависит от договоров с предприятиями - зачастую в ущерб масштабным перспективным исследованиям. Они должны проводиться по программам ГКНТ СССР и иметь форму госзаказа.
        В. МАТИНЯН, зам. генерального директора Тбилисского НПО "Аналит-прибор".

МИНСТРОЙДОРМАШУ СССР, МИНЛЕСПРОМУ СССР
        В паспорте валочно-пакетирующих машин ЛП-19 расход масла для гидросистем предусмотрен 0,85 грамма на кубометр валки леса. А по данным Свердловского НИИ лесной промышленности - 20 граммов. Чему верить?
        В. СОЛОНЕНКО, бригадир объединения "Серовлес".

ГОСКОМИЗДАТУ СССР
        Сборники материалов по трудовому законодательству и особенно изменений к ним остаются практически недоступны широкому читателю. Как же учиться хозрасчету, если получить справку по вопросам труда представляет проблему!
        А. МАКСИМЕНКО, председатель профкома Московского объединения "Фрезер".

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
        Почему в магазинах чаще всего не хватает именно тех товаров, которые выпускают предприятия, расположенные в том же регионе! Потому что в первую очередь обеспечивают "дальних" потребителей: ведь от этого зависит, поступит ли к концу месяца оплата. А страдают покупатели и наши подрядные коллективы.
        Н. СЕРЕДА, начальник управления труда и зарплаты Минторга БССР.

Для оперативного решения финансовых вопросов, в частности перечисления средств, идущих в фонды предприятия, кредитования и так далее мы предложили организовать при нашем объединении филиал Сберегательного банка СССР. Наше предложение было принято.
        А. ПРОСКУРИН, заместитель генерального директора Львовского производственного объединения "Конвейер".

При переходе на новые тарифные ставки мы решили так: если человек владеет одной специальностью, ему следует повысить тариф, и только. Если овладел двумя-тремя, ходатайствуем о досрочном присвоении более высокого разряда по основной специальности.
        П. ГИЛЬ, бригадир Криворожского горно-обогатительного комбината. Герой Социалистического Труда.

Подрядные отношения внесли коррективы в такие привычные понятия, как "руководители" и "подчиненные". Наш СТК спрашивает за нерадивость в равной степени как с рабочего, так и с начальника, и в равной степени поощряет за добросовестный труд.
        М. БОДИНА, председатель профкома территориального общестроительного треста. ДАУГАВПИЛС Латвийской ССР.

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ
        На промышленных предприятиях Новосибирской области с 1984 года отрабатывается методика перевода структурных подразделений на подряд. Мы считаем, сферу поиска надо расширить, включив в нее предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Но Госкомтруд СССР отказал. Почему?
        М. КЛОБУКОВ, секретарь Новосибирского облсовпрофа

Задачи развития народного хозяйства требуют, чтобы внедрением хозрасчета, подряда занимались не только экономические, а все службы предприятий: технические, снабженческие... Они на многих предприятиях пока в стороне от этого дела.
        В. МОСКАЛЕНКО, зам. генерального директора Сумского НПО имени М.В. Фрунзе.

При переходе на подряд имеем возможность укрепить свои ремонтные, хозяйственные службы. Но нам говорят: раз фонд зарплаты устанавливается от "базы", то вы не должны увеличивать численность. Как же так! Быть может, мы благодаря этому сможем сократить ее в основном производстве.
        А. ЧУПИН, бригадир Пермского машзавода им. Ленина.

Весь Труд

Главлит: Б 06459