Величайшее событие
        ГАВАНА, 14 апреля. (ТАСС). Запуск Советским Союзом человека в космическое пространство, сообщает агентство Пренса Латина, произвел сенсацию в латиноамериканских странах. 13 Бразилии, Венесуэле, Чили и других странах этому величайшему событию уделяется главное внимание.
        В Панаме, отмечает агентство, "во всех общественных местах люди комментируют полет советского человека в космос, они выходят на улицы, чтобы отпраздновать это выдающееся событие". В парке Санта-Ана один панамец, прочитав сообщение о первом космонавте, заплакал от волнения и радости. "Сегодня, - заявил он, - русские разбили вдребезги всю ложь, накопившуюся за 40 лет".

Для блага человечества
        ДЖАКАРТА, 14 апреля. (ТАСС). Министр иностранных дел Индонезии Субандрио заявил вчера в беседе с корреспондентами: "Мы считаем, что полет Гагарина послужит для блага не только советских ученых и советского народа, но и всего человечества".
        Как сообщает агентство АНТАРА, все члены высшего консультативного совета Индонезии поздравили Советское правительство, народ и ученых в приветствии, которое было передано через советское посольство. Они обратились также со словами приветствия к майору Юрию Алексеевичу Гагарину - первому человеку, совершившему полет в космос.

Выдающаяся победа
        ТЕГЕРАН. 14 апреля. (ТАСС). Вчера заместитель премьер-министра Али Абади от имени премьер-министра Ирана Шарифа Имами в книге отзывов посольства СССР в Иране сделал первую запись - поздравление в связи с историческим полетом советского космонавта Юрия Гагарина.
        В интервью корреспонденту ТАСС Али Абади заявил: "Это выдающаяся победа науки. Каждый человек уверен, что она послужит делу улучшения жизни человечества и его дальнейшему прогрессу".
        Газета "Кейхан" называет полет человека в космос претворением в жизнь самой заветной мечты человечества.;

Феноменальное открытие
        НЬЮ-ЙОРК, 14 . апреля. (ТАСС). Корреспондент агентства АП передает из Манилы: Министр иностранных дел Филиппин Феликсберто Серрано назвал подвиг советского космонавта Юрия Гагарина "действительно феноменальным, открывающим широкие перспективы межпланетных полетов".
        Он сказал, что теперь ближайшая цель, достижение которой стало возможным благодаря полету русского астронавта вокруг Земли, - это "высадка человека - на Луне".

Новая эра
        БУЭНОС-АЙРЕС, 14 апреля. (ТАСС). Газета "Кларин" отвела материалам о космическом полете человека 12 страниц. "12 апреля 1961 года, - пишет в крупном заголовке на первой полосе "Кларин", - началась новая эра, человек вырвался в Космос".
        Газета "Кларин" публикует высказывания представителей различных слоев населения аргентинской столицы о подвиге, совершенном Юрием Гагариным.
        Вот некоторые из них: Пенсионер Манилио Кальдини: Я и мои товарищи считаем, что это величайшее событие откроет новые горизонты в завоевании космоса. Конечно, американцы, видимо, огорчены тем. что русские опередили их. Но весь мир доволен, очень доволен.
        Бухгалтер Эугение Лимонхи: Великое достижение, расширяющее пределы пространства для человечества, одновременно открывает возможности достижения смягчения международной напряженности.
        Рабочий Хусто Сайяма: Это слишком большое достижение. Представляю, какую радость испытывает советский народ. Сегодняшний день во всем мире нужно было бы объявить праздником.
        Лифтер Мануэль Фернандес: У меня до сих пор не укладывается в голове то, что произошло. Это похоже на сон. Это самое величайшее достижение человека. Гагарин сейчас герой не только России, но и всего мира.
        Торговец Базилио Апаридис: Полет человека в космическое пространство уже стал фактом. Я не хочу вмешиваться в политику, но я поздравляю русских ученых с тем, что они перегнали своих коллег из Соединенных Штатов. Пусть эта борьба за более чистое небо над нашей планетой продолжается и дальше, так как она принесет людям лишь мир и радость.

Размер: 40,1kB, 450x352x96dpi

Почти у каждого лондонца в руках газета с сообщениями о полете первого советского космонавта.
НА СНИМКЕ: лондонцы покупают газеты.
Фото Г. КАЗЕНСА и Е. КОРЖЕВА (ТАСС).
(Снимок принят по фототелеграфу).

БРАВО, РУССКИЕ!
        ФЛОРЕНЦИЯ, 14 апреля. Спец. корр. ТАСС А. Красиков передает:
        Сообщение об успешном полете Ю.А. Гагарина - в центре внимания участников проходящего здесь международного симпозиума по космическим исследованиям. Десятки ученых с мировым именем, собравшиеся на родине Галилея, горячо поздравили советскую делегацию на симпозиуме - посланцев страны, впервые осуществившей заветную мечту человечества.
        Профессор Моррис Дубин, заведующий одним из отделов американского национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, заявил корреспонденту ТАСС, что он восхищен выдающимся успехом советских специалистов. Я знаю, добавил Дубин, сколь велики были трудности, с которыми пришлось столкнуться организаторам первого в истории космического полета человека.
        Один из наиболее известных американских специалистов в области космических исследований - председатель национального комитета по проведению Международного геофизического года д-р Дж. Каплан назвал космический полет Ю. Гагарина "поистине историческим событием". Великолепное техническое мастерство советских специалистов, сказал он. открыло путь в космос для жителей нашей планеты и позволит начать серию важных экспериментов в области космической физиологии и медицины.
        "Мы никогда не сомневались, что первым космонавтом будет человек с советским паспортом. Так оно и случилось. Известие о том, что этот подвиг совершен, не может не вызвать самого глубокого восхищения. Браво, русские!" - заявил директор французской Медонской обсерватории.
        Профессор Гульельмо Ригини, директор астрофизической обсерватории в Арчетри (близ Флоренции), сказал, что космический полег Ю. Гагарина ознаменовал собой вступление человечества в новую эру - эру физического присутствия человека в космосе. Эта новость, добавил профессор Ригини, не может не вызвать безграничного энтузиазма, и мы от всего сердца поздравляем советских ученых с великой победой, которая навечно войдет в историю завоевания человеком Вселенной.

Весть, потрясшая мир
        ПЕКИН, 14 апреля. (ТАСС). Осуществилась вековая мечта человечества о полетах в космос. Эта потрясшая весь мир весть знаменует собой начало новой эры в развитии науки, новой эпохи в истории покорения космоса, пишет в газете "Дагун бао" заместитель директора Института механики Академии наук Китая Го Юн-хуай.
        12 апреля 1961 года - день, когда советский человек впервые в истории нашей планеты побывал в космосе, подчеркивает Го Юн-хуай. навсегда войдёт в память народов всего мира.
        Успешный запуск космического корабля с человеком в Советском Союзе, - заявляет ученый, символизирует развитие современной науки и техники, достигших величайших вершин. "Горячо поздравляю, - пишет он, - советских учёных с замечательным достижением".

Самая передовая наука в мире
        КАРАЧИ, 14 апреля. (ТАСС). Пакистанский ученый д-р М.А. Халиль заявил в беседе с корреспондентом ТАСС: "Россия заслужила поздравления. Она первой послала человека в космос и возвратила его живым и невредимым. Это еще одно доказательство великих достижений России в области науки и техники".
        Редактор газеты "Джанг" Таги сказал: "Полет советского человека в космос и возвращение его на Землю - это рассвет, утро новой эры прогресса человечества. Успех русских. - свидетельство того, что их наука является самой передовой наукой в мире. Мы, пакистанцы, поздравляем русских с новым успехом".

Брюзгливый голос
        ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС). Пять членов парламента внесли вчера в парламент резолюцию, поздравляющую Советский Союз с первым полетом человека в космос.
        "Палата общин поздравляет народ Советского Союза, - говорится в резолюции, - с этим историческим событием - первым полетом человека в космическое пространство".
        Диссонансом среди горячих, восторженных поздравлений простых англичан, ученых и общественных деятелей прозвучал брюзгливый голос английского министра по вопросам науки лорда Хэйлшема, который, выступая в Бирмингеме, заявил, что, хотя русские и достигли "кое-чего эффектного", он не считает, что "следует слишком увлекаться драматичностью и романтичностью полета первого человека в космос".
        Возмущенная этим заявлением газета "Дейли экспресс" пишет: "Если министр по вопросам науки проявляет так мало интереса к космосу, то немного надежды на то, что кто-либо другой в правительстве побеспокоится об этом".

У ТЕЛЕВИЗОРОВ - МИЛЛИОНЫ ЗРИТЕЛЕЙ
        СЕГОДНЯ жители городов и сел 21 области Российской Федерации. Киева и Харькова, Таллина и Риги увидели на экранах своих телевизоров торжественную, глубоко волнующую встречу в Москве советского космонавта Юрия Гагарина.
        Рано утром работники Центрального телевидения приехали на Внуковский аэродром, а в 12 часов дня по первой и второй программам начали передачи.
        С огромной радостью, с невыразимой гордостью за родную страну смотрели советские люди передачу с Внуковского аэродрома. Отсюда телевизионные камеры перенесли зрителей на улицы столицы, по которым следовал кортеж автомашин с руководителями партии и правительства, с героем-космонавтом. На экранах - Красная площадь. Митинг, Демонстрация трудящихся...
        В 6 часов из студии начнется передача праздничного вечера. В большом концерте примут участие не только артисты Москвы, но и мастера искусств Ленинграда и Киева, откуда будут передаваться их выступления. Улицы и площади вечерней столицы, народные гулянья, торжественный салют - все это увидят миллионы телезрителей.
        Передачу с Внуковского аэродрома и Красной площади смотрели сегодня также жители Варшавы, Праги. Хельсинки, Берлина, Лондона и других столиц европейских стран.

80 кинооператоров снимают исторические кадры
        СЕГОДНЯ кинолетопись нашей Родины пополнится новыми историческими кадрами. 80 кинооператоров Центральной студии документальных фильмов снимали, как встречала Москва первого космонавта майора Юрия Алексеевича Гагарина.
        Завтра наши кинозрители увидят часть этих кадров в очередном номере журнала "Новости дня".
        На следующей неделе на экраны выйдет специальный киновыпуск, посвященный Юрию Алексеевичу Гагарину.

Профессиональные скептики изощряются
        И. Орлов. Обозреватель ТАСС.
        ВЕСЬ мир рукоплещет беспримерному триумфу советской науки и техники, восторгается дерзновенным подвигом первого в истории человечества космонавта Юрия Гагарина. Многие - от простых людей, с которыми беседуют корреспонденты, до политических комментаторов, писателей и поэтов - признают, что им трудно подобрать слова для описания тех мыслей и чувств, которые в эти дни владеют сотнями миллионов. людей на нашей планете. Со всех концов земного шара в Москву непрерывным, нарастающим потоком поступают восторженные отклики и горячие поздравления. По свидетельству агентства Ассошиэйтед Пресс, "жители Земли восхищены тем, что вековая мечта стала явью".
        Но, как это не раз бывало в переломные исторические периоды, когда великое событие открывает новую эру в прогрессивном развитии человечества, находятся "оригиналы", профессиональные скептики или, попросту говоря, разных мастей злопыхатели, которые упорно твердят: "Не может быть! Мы это не признаем". Такие люди всячески изощряются. Если они не в силах атаковать событие и его участников что называется "в лоб", они прибегают к обходным маневрам, пытаются бросить на что-нибудь тень, вызвать где-нибудь сомнения, брызнуть каплю грязи.
        На общем фоне восторженных откликов ученых и мировой прессы смешно выглядят визг, поднятый такими газетами, как нью-йоркская "Дейли ньюс", лондонские , "Дейли скетч" и "Дейли телеграф". Они утверждают, что сообщение ТАСС о полете Юрия Гагарина "вызывает сомнение".
        "Дейли скетч", например, заявляет, что, по ее сведениям, полет Гагарина состоялся не 12, а 7 апреля, а "Дейли телеграф", решив перещеголять богатую фантазию своей соотечественницы, представляет в качестве "неоспоримого" авторитета своего обозревателя, утверждающего, будто Гагарин "не мог лететь по той орбите, которая указана в информации ТАСС", "он не мог находиться над Южной Америкой спустя всего 15 минут после запуска" и т.д. и т.п.
        Вздорные вымыслы этих газет оказались настолько грубыми, что их поспешила опровергнуть лондонская "Таймс".
        Как говорится, выдуманная история имеет семь версий, правдивая - только одну.
        Честнее, пожалуй, поступили те американские ученые на мысе Канаверал, которые прямо и ясно признали, что последнее грандиозное достижение советской науки и техники их сильно расстроило.
        Перед соблазном ухватиться за выдуманные версии не устояли и некоторые другие злопыхатели. Весь мир уже успел посмеяться над заявлением бывшего германского специалиста по ракетам Вернера фон Брауна, который ныне руководит конструкторским отделом управления баллистических снарядов военного министерства США. Фон Браун, как известно, не нашел лучшего объяснения для подвига Гагарина, как стремление русских "произвести впечатление на африканские государства".
        Некоторые буржуазные газеты пытаются заставить своих читателей рассматривать первый в Истории полет советского космонавта сквозь призму "холодной войны". Меря других на свой аршин, они делают упор на "военный аспект" исследования космоса и тщательно обходят обращение ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства Советского Союза, в котором говорится: "В этот торжественный день мы вновь обращаемся к народам и правительствам всех стран с призывным словом о мире... Положим конец гонке вооружений! Осуществим всеобщее и полное разоружение под строгим международным контролем! Это будет решающий вклад в священное дело защиты мира".
        Как бы злопыхатели ни хотели омрачить великий праздник, который вместе с советским народом в эти дни отмечает все человечество, им это не удастся. Правда подобна солнцу. Ладонью ее не прикроешь.

ПОГОДА
        Минимальная температура сегодня ночью в Москве была 2 гр. мороза, в 12 часов дня 2 гр. тепла.
        Завтра в Москве, по сведениям Центрального института прогнозов, ожидается увеличение облачности до значительной, без существенных осадков. Ветер слабый. Температура ночью 2-4 гр. мороза, днем 6 - 8 гр. тепла.
        В последующие двое суток ожидается облачная погода с прояснениями, местами слабый дождь. Температура ночью 0-5 гр. тепла, днем 8-13 гр. тепла.

В номере
Вся Вечерняя Москва
Главная страница

Главлит: Л-24921
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff